Выборы
Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
Бизнес
Панамский канал останется в руках Панамы и будет открыт для торговли из всех стран. Об этом заявил панамский администратор водного пути, Рикаурте Васкес который назвал опасными утверждения избранного президента Дональда Трампа о том, что США должны взять его под свой контроль.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста
Видео
Колонка экономиста
19.02.2026 | Марина Войтенко
Центробанк напомнил о проинфляционных рисках
13 февраля ЦБ РФ в очередной раз снизил ключевую ставку на 0,50 б. п. до 15,50% годовых. Большая часть финаналитиков ожидали ее сохранения на уровне 16% на фоне резкого усиления ценового давления вследствие повышения НДС. Совет директоров Центробанка, действительно, рассматривал два варианта: ослабление монетарной политики и сохранение сложившихся денежно-кредитных условий (ДКУ). На выбор решения, как подчеркнула глава регулятора Эльвира Набиуллина, повлияли достаточно существенные новые экономические данные последней недели. Во-первых, динамика инфляции в январе (как показала статистика, очищенная от суточных и недельных «шумовых» эффектов) с высокой вероятностью прошла пик. Во-вторых, начало года было отмечено достаточно сильным продолжением охлаждения деловой активности.
Сигнал о дальнейших действиях центральных банкиров на сей раз не выглядит абсолютно нейтральным. В заявлении Банка России из фразы о поддержании жесткой денежно-кредитной политики (ДКП) исчезло упоминание ее продолжительности. Еще в декабре говорилось о необходимости оценки устойчивости инфляции и ее ожиданий для принятия решений о ключевой ставке. Теперь то же самое будет делаться для понимания целесообразности ее дальнейшего снижения. Продолжение постепенного смягчения ДКП (например, с шагом в 0,25 б. п.), однако, не обещает быть линейным. К концу первого квартала предстоит убедиться, прошли ли вслед за ростом цен свое пиковое значение инфляционные ожидания, а также исчерпан ли ценовой эффект от увеличенного НДС. Помимо этого, постоянного внимания будут требовать монетарные риски, баланс которых по-прежнему смещен в сторону проинфляционных.
Принимая решение 13 февраля, ЦБ РФ исходил из того, что в последней четверти прошлого года рост цен с поправкой на сезонность замедлился в среднем до 3,9% в пересчете на год после 6,5% в июле-сентябре. Аналогичный показатель базовой инфляции в среднем составил 4,7% после 4,1% в предыдущем квартале. Большинство устойчивых показателей инфляции в пересчете на год в последние месяцы сохранялись в диапазоне 4-5%.
То есть, в конце 2025 года наблюдались очень низкие темпы роста цен на ряд товаров, в первую очередь на плодоовощную продукцию. С учетом этого и отсутствия значимого переноса повышения НДС в цены в декабре, инфляция по итогам 2025 года сложилась ниже октябрьского прогноза Банка России и составила 5,6%. Однако в начале 2026 года влияние этих факторов на динамику цен стало противоположным. Повышение НДС, акцизов, индексация регулируемых цен и тарифов, коррекция цен на плодоовощную продукцию привели к временному, но значительному ускорению текущего роста цен в январе.
По состоянию на 9 февраля Минэкономразвития оценил годовую инфляцию в 6,37% г/г, констатировав при этом начало ее разворота вниз, что подтверждалось и недельной динамикой: 1-12 января – 1,26%, 1-19 января – 0,45%, 20-26 января – 0,19%, 27 января – 2 февраля – 0,20%, 3-9 февраля – 0,13%.
По оценке МЭР, на неделе с 3 по 9 февраля 2026 года темпы роста цен на продовольственные товары снизились до 0,24% (с 0,29% неделей ранее), в том числе на плодоовощную продукцию до 1,67% (с 2,10%), на остальные продукты питания – до 0,10% (с 0,12%). В сегменте непродовольственных товаров рост цен составил 0,09% (после 0,01% неделей ранее), в секторе наблюдаемых услуг темпы снизились до околонулевых (0,03% после 0,56% неделей ранее).
Примечательно, что годовая инфляция оказалась ниже прогноза ЦБ РФ (октябрь-2025), указывавшего на интервал 6,5-7,0%. Уже после заседания Совета директоров Банка России Росстат опубликовал (13 февраля в 19.00 мск) очищенные данные по ценовой динамике в январе – 1,62% м/м после 0,32% м/м в декабре (предварительная оценка по сумме недельных шагов в первый месяц текущего года насчитывала 2,05% м/м – прим. авт.). Годовая инфляция в январе составила 6,00% г/г, по состоянию на 9 февраля – 5,93% г/г.
Базовый индекс потребительских цен, исключающий изменения цен на отдельные товары, подверженные влиянию факторов, которые носят административный, а также сезонный характер, в январе-2026 составил 100,95% (в декабре-2025 – 100,37%), в годовом выражении – 105,43% (после 105,44% в декабре).
Уточненные месячные данные за январь подтвердили справедливость решения Б РФ снизить ключевую ставку и обоснованность корректировки его прогноза по инфляции-2026 с повышением границ интервала на 0,5 п. п. до 4,5-5,5%. Причина – сдвиг ценовой динамики с конца прошлого года (она тогда оказалась заметно ниже ожиданий) на начало текущего.
Что касается рисков вторичных эффектов для инфляции от налоговых мер, то пока такие риски не выросли, полагают в Центробанке. На это указывает динамика инфляционных ожиданий. В январе ожидания населения остались без изменений, а ценовые ожидания предприятий после январского всплеска существенно снизились в феврале и даже вернулись к уровням октября. Тем не менее и у населения, и у бизнеса ожидания роста цен остаются на повышенном уровне, что может препятствовать устойчивому замедлению инфляции.
Согласно февральскому опросному мониторингу предприятий ЦБ РФ, баланс ответов респондентов, указывающих на рост текущих отпускных цен, поднялся с 13,1 до 25,0 пунктов. Ожидания бизнеса, напротив, снизились с 30,0 до 20,8 пункта, свидетельствуя о перспективе значимого замедления ценовой динамики в ближайшие три месяца. В то же время сводный индикатор бизнес-климата (ИБК) Банка России опустился до 0,2 пункта (после 1,7 пункта месяцем ранее), приблизившись к минимальным значениям 2022 года.
Заметно ухудшились текущие оценки состояния делового климата – с минус 4,2 до минус 7,8 пункта. Ожидания несколько подросли – с 7,4 пункта в январе до 8,6 пункта, но остались заметно ниже декабрьского значения в 10,8 пункта. Довольно ощутимо ушли вниз текущие оценки выпуска и спроса – с минус 5,2 до минус 6,6 пункта и с минус 3,2 до минус 9,1 пункта соответственно. Ожидания по этим позициям составили 9,5 и 7,8 пункта, прибавив по 1,2 пункта, но опять-таки оказавшись ниже, чем в декабре, на 1,8 и 2,5 пункта.
Состояние спроса в феврале свидетельствует о немалом риске его последующего охлаждения после того, как в конце 2025 года он по сути выступил главным драйвером делово активности. Заметим, что эксперты связывают подскок декабрьских показателей с особенностями статотчетов компаний в коне года и увеличением выпуска в секторах, связанных с государственным (в том числе оборонном) заказом. В итоге в среднем экономика все-таки демонстрирует рост, но все больше отраслей входят в состояние стагнации или спада. На справедливость таких экспертных предположений может указывать динамика индекса предпринимательской уверенности Росстата. В январе он снизился в добыче на 1,2 п. п. до минус 5,7%. В обработке, напротив, вырос на 1,6 п. п., вернувшись в область положительных значений и составив 0,7%.
В добыче полезных ископаемых снизилась доля руководителей, оценивающих текущую экономическую ситуацию на предприятии как благоприятную – с минус 2,8% до минус 5,1%. В обрабатывающих производствах этот показатель сохранился на уровне декабря 2025 года в 6,6%.
В добыче доля руководителей, позитивно оценивающих перспективы изменения экономической ситуации в ближайшие полгода, немного уменьшилась – на 0,1 п. п. до минус 0,1%. В обрабатывающих производствах обратная ситуация – увеличение доли таких респондентов на 2,2 п. п. до 24,1%.
Особенности деловой активности в начале года, понятно, добавили аргументов решению ЦБ РФ о снижении ключевой ставки, особенно с учетом того, что ДКУ, продолжая смягчаться, в целом остаются жесткими.
Как подчеркивают в ЦБ РФ, реальные доходности ОФЗ и ставок денежного рынка практически стабильны. Ставки по кредитам и депозитам плавно снижаются как в номинальном, так и в реальном выражении. В декабре и январе корпоративное кредитование было сдержанным после повышенных темпов в осенние месяцы. В конце 2025 года компании получали оплату по выполненным госконтрактам, в начале текущего года – авансы по новым. Розничное кредитование, напротив, несколько ускорилось, но главным образом за счет ипотеки в связи с ожиданиями ужесточения условий по льготным программам.
Справочно: по итогам 2025 года объем корпоративного кредитования достиг 96,6 трлн рублей – +11,6% г/г (+0,7% м/м в декабре), проблемные ссуды и займы насчитывали 10,4 трлн рублей; необеспеченные розничные кредиты населению – 12,7 трлн рублей – минус 4,6% г/г (минус 0,7% м/м в декабре), уровень просрочки – 13,0%; ипотека – 23,8 трлн рублей – +9,0% г/г (+2,4% м/м в декабре), из них 1,7% – просроченные жилищные кредиты.
Сберегательная активность населения и бизнеса остается высокой. Их средства в банках по итогам-2025 составили 67,0 трлн рублей (+11,2% г/г) и 63,0 трлн рублей (+7,7% г/г) соответственно. С начала 2026 года прирост клиентских средств сохранился. В первой декаде февраля средняя максимальная ставка по вкладам для населения ТОП-10 банков снизилась до 14,49%, оставаясь значительно выше прогнозируемой годовой инфляции. При этом происходит некоторое изменение структуры сбережений граждан. Помимо депозитов, где банки все активнее придерживаются тактики более высоких ставок по краткосрочным вкладам, растет интерес населения к инструментам финансового рынка.
Примечательно, что 13 февраля ЦБ РФ оставил без изменений прогноз-2026 по росту кредитования: по экономике в целом – на 6-11%, кредитам организациям – на 7-12%, населению – на 5-10% (в том числе по ипотеке – на 6-11%). Это выглядит вполне логично в контексте ожиданий центральных банкиров по ключевой ставке: в среднем в 2026 году она предполагается теперь в интервале 13,5-14,5% (с учетом того, что с 1 января по 16 февраля ее значение насчитывало 16%, ее актуальный диапазон в оставшиеся 10 месяцев составит 13,1-14,3%). По мнению финаналитиков (например, в Сбербанке), это означает, что к концу года она может опуститься до 12%.
В базовом сценарии ЦБ РФ сохранил прогноз темпов роста ВВП-2026 на 0,5-1,5%, отметив, что ключевые тенденции в экономике остаются прежними. Впрочем, несколько вниз скорректированы ожидания по росту инвестиций – с 1,0-3,0% до 0,0-2,0%, по увеличению расходов на конечное потребление (в том числе домашних хозяйств) они оставлены без изменений – 0,5-1,5%.
По оценке Банка России, на среднесрочном горизонте по-прежнему преобладают проинфляционные риски. Среди главных: вероятность отклонения вверх макродинамики от сбалансированной траектории (то есть соответствующей уровню потенциального выпуска в 1,5-2,0% – прим. авт.); незаякоренные ценовые ожидания, способные развернуть вверх динамику цен на вторичных эффектах повышения НДС, последующих индексациях регулируемых тарифов и новых сборах, повышающих фискальную нагрузку на бизнес; ухудшении внешнеэкономических условий (в том числе снижении нефтецен), которое может ускорить инфляцию через валютный канал. Некоторое снижение рисков со стороны рынка труда (вследствие стабилизации уровня безработицы на историческом минимуме и прогнозируемого замедления увеличения номинальной и реальной заработной платы) может быть нивелировано отклонением исполнения бюджета от установленных параметров, особенно в части нефтегазовых доходов. Это сохраняет вероятность сужения пространства для сокращения ключевой ставки и способно сделать его траекторию более плавной (прогноз ее уровня-2027 уже повышен на 0,5 п. п. до 8-9%).
Решение ЦБ РФ и корректировка прогнозов регулятора очевидно найдут отражение в обновленной версии макроожиданий кабмина, анонсированной на март. Как подчеркивают в Минэкономразвития, в первом полугодии-2026 вероятным остается продолжение охлаждения экономики, восстановление темпа начнется ближе к четвертому кварталу, но в полной мере все-таки в 2027 году. В этих обстоятельствах ожидаемые действия денежных властей могут прибавить в результативности при наращивании усилий правительства в повышении эффективности госрасходов и запуске регулятивных механизмов, поддерживающих позитивные трансформации экономической структуры.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Комментарии
Экспертиза
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.


