Выборы
Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
Бизнес
Панамский канал останется в руках Панамы и будет открыт для торговли из всех стран. Об этом заявил панамский администратор водного пути, Рикаурте Васкес который назвал опасными утверждения избранного президента Дональда Трампа о том, что США должны взять его под свой контроль.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Бизнес
22.01.2025 | Политком.RU
Панамский канал: США vs. Китай
Панамский канал останется в руках Панамы и будет открыт для торговли из всех стран. Об этом заявил панамский администратор водного пути, Рикаурте Васкес который назвал опасными утверждения избранного президента Дональда Трампа о том, что США должны взять его под свой контроль.
Противоречия Панамы и США
Рикаурте Васкес опроверг утверждения Трампа о том, что Китай контролирует работу канала, и сказал, что исключения из действующих правил, касающихся его эксплуатации, приведут к «хаосу». По его словам, китайские компании, работающие в портах на обоих концах канала, являются частью консорциума из Гонконга, который выиграл торги в 1997 году. Он добавил, что американские и тайваньские компании управляют и другими портами вдоль канала, сообщает Associated Press. Ранее президент Панамы Хосе Рауль Мулино недвусмысленно заявил, что канал останется в руках Панамы.
Трамп зашел так далеко, что предложил США вернуть контроль над каналом, и он не исключает использования для этого военной мощи. Он заявил, что Панамский канал жизненно важен для Соединенных Штатов, назвав сборы за транзит по каналу, соединяющему Атлантический и Тихий океаны, «смехотворными».
Васкес подчеркнул, что Панамский канал открыт для торговли всех стран. Канал не может предоставить особый режим для судов под флагом США из-за договора о нейтралитете, сказал он, добавив, что самый разумный и эффективный способ сделать это - поддерживать установленные правила. По его словам, просьбы об исключениях обычно отклоняются, потому что процесс понятен, и не должно быть произвольных вариаций. Единственное исключение в договоре о нейтралитете - для американских военных кораблей, которые получают ускоренный проход.
Около 70% морского трафика, который пересекает Панамский канал, отправляется или идет в американские порты. США построили канал в начале 1900-х годов, поскольку искали способы облегчить транзит коммерческих и военных судов между своими побережьями. 31 декабря 1999 года Вашингтон уступил контроль над водным путем Панаме в соответствии с договором, подписанным в 1977 году президентом Джимми Картером. В прошлом месяце Трамп сказал своим сторонникам: «Нас обдирают в Панамском канале». Он заявил, что США «по глупости отдали его».
Канал зависит от водохранилищ для работы шлюзов и сильно пострадал от засухи в течение последних двух лет, что вынудило его значительно сократить количество ежедневных слотов для прохода судов, отмечает Guardian. В связи с тем, что каждый день канал проходит все меньше судов, администраторы увеличили сборы, взимаемые со всех грузоотправителей за бронирование слота. Канал делит Панаму пополам, простираясь почти на 80 километров из конца в конец. Это позволяет судам избежать более долгого и дорогостоящего путешествия вокруг мыса Горн на оконечности Южной Америки.
История канала
Идея соединить между собой Тихий и Атлантический океаны через Панамский перешеек появилась еще в XVI в., однако технические возможности для этого появились лишь в конце XIX веке. Первую попытку строительства канала предприняли французы, но она оказалась неудачной и завершилась многочисленными финансовыми скандалами (слово «Панама» стало символом мошенничества и коррупции).
В начале XX в. за реализацию проекта взялись американцы. В 1903 году между США и Колумбией, в состав которой входила территория Панамского перешейка, был подписан договор (Хея-Эррана), предусматривавший передачу зоны канала на 99 лет в пользование американцам и их право на военное вмешательство в интересах защиты канала. Однако колумбийский парламент отказался ратифицировать этот документ, который со стороны Колумбии был подписан послом страны в США. Тогда при поддержке американского военного флота в колумбийском департаменте Панама (занимает территорию Панамского перешейка) произошла революция, в результате которой был установлен лояльный США режим, и 3 ноября 1903 года было объявлено о создании независимого государства.
После этого Панама и США подписали договор (Хея-Бюно-Варильи), предоставивший США «на вечные времена» право пользования и контроля над территорией будущего Панамского канала. Панама получила $10 млн. Помимо этого, за пользование каналом для США была установлена арендная плата. Характерно, что со стороны Панамы это крайне выгодный (в том числе из-за своего бессрочного характера) документ подписал французский инженер Филипп Бюно-Варилья, который перед этим получил должность посла нового государства в США. До этого он в течение 17 лет не был на Перешейке, и больше никогда в жизни туда не приезжал, его обвиняли в том, что он «был назначен послом телеграммой».
Строительство Панамского канала началось в 1904 году. Работы по его прокладке длились 10 лет. В них приняли участие свыше 70 тыс. Общая стоимость проекта составила $660 млн. 15 августа 1914 г. по каналу прошло первое судно. Им стал американский пароход «Анкон». Официальная церемония открытия состоялась 12 июня 1920 года.
Несмотря на то, что Панама как независимое государство появилось благодаря США, в стране уже к середине ХХ века появилось мощное движение за установление суверенитета над Панамским каналом. Политический класс страны был вынужден это учитывать, хотя до 1977 года смог добиться немногого. В 1955 году был подписан договор, согласно которому США увеличили ежегодную плату в панамский бюджет за эксплуатацию канала с символических 0,43 млн до 1,93 млн долларов. Панаме было предоставлено ранее отсутствовавшее право взимать налоги с панамцев, работающих на канале и железных дорогах, действующих внутри Зоны канала или за ее пределами, а местным торговцам разрешалось продавать товары судам, пересекающим канал (но при этом США получили право создать свою военную базу, хотя и на срок в 15 лет – «бессрочных» договоров уже быть не могло).
А в 1962 году президенты США и Панамы Джон Кеннеди и Роберто Чиари договорились о том, что флаг Панамы, наряду с флагом США, будет поднят в Зоне канала; в 1963-м эта договоренность была конкретизировано, и решено, что флаги двух стран будут подняты совместно в 17 местах в Зоне канала. Но после смерти Кеннеди США саботировали это решение – а когда 9 января 1964 года, панамские студенты вошли в зону канала, чтобы поднять флаг, то по ним был открыт огонь, в результате чего погибли 22 человека и многие ранены. Этот день в Панаме отмечается как День мучеников.
В 1968 году в результате военного переворота в Панаме пришли к власти левые офицеры во главе с Омаром Торрихосом, которые поставили перед собой задачу добиться контроля над каналом (первым делом в 1970-м они отказались продлевать пункт договора, предусматривавший функционирование американской военной базы). Республиканские администрации США были против такого решения, но президент-демократ Джимми Картер решил договориться с Торрихосом.
В 1977 году Торрихос и Картер подписали Договор о Панамском канале и Договор о постоянном нейтралитете и управлении каналом (договоры Торрихоса-Картера), согласно которым 31 декабря 1999 года Панамский канал перешел под юрисдикцию Панамы. Против его ратификации в сенате США выступала правая часть республиканцев, ориентированная на Рональда Рейгана, но администрации Картера удалось провести договор через сенат, хотя и незначительным большинством (за проголосовали 68 сенаторов при необходимых 66).
Для управления каналов при правительстве страны была создана государственная компания - Администрация Панамского канала.
Администрация Панамского канала отвечает за управление и поддержание ресурсов и безопасности водного пути в качестве независимого органа национального правительства. 11 членов совета директоров независимы от каждой президентской администрации – это обеспечивается тем, что их сроки полномочий не совпадают со сроками полномочий президентов страны (а президенту запрещено избираться на второй срок). Назначенный президентом Панамы председатель правления имеет ранг государственного министра по делам канала. Совет назначает администратора канала.
Договор о нейтралитете предусматривает, что США могут использовать свою военную силу для защиты Панамского канала от любой угрозы его нейтралитету. Неформальные отношения между Картером и Торрихосом привели к тому, что панамский лидер оказал США важную услугу – в 1979 году на несколько месяцев принял в Панаме иранского шаха Мохаммада Резу Пехлеви, бежавшего из своей страны. Кроме того, в 1978 году произошла определенная либерализация панамского режима, были разрешены оппозиционные политические партии, хотя реальная власть осталась у военных.
Торрихос погиб в авиакатастрофе в 1981 году. В 1989-м американские войска при республиканском президенте Джордже Буше-старшем свергли последнего военного лидера Панамы Мануэля Норьегу, однако обязательства по договору Торрихоса-Картера выполнялись всеми американскими администрациями (включая и администрацию Рейгана). В свою очередь, сменявшие друг друга в Панаме левоцентристские (политические наследники Торрихоса) и правоцентристские правительства твердо выступали за суверенитет Панамы над каналом. Согласно договору Торрихоса-Картера, контроль над каналом был передан панамским властям 31 декабря 1999 года – тогда президентом страны была Мирейя Москосо де Ариас – вдова главного противника Торрихоса, Арнульфо Ариаса, свергнутого им в 1968 году.
Канал и Китай
Китай начал укреплять свои позиции в Панаме ещё до того, как канал был полностью передан под контроль Панамы. В 1997 году при левоцентристском президенте Эрнесто Пересе Бальядаресе (министре экономике и финансов при Торрихосе, позиционировавшем себя как его политический наследник), Панама предоставила концессию Hutchison Ports PPC, подразделению гонконгской компании Hutchison-Whampoa, на управление портом Бальбоа на тихоокеанской стороне и портом Кристобаль на атлантическом входе в канал. После слияния в 2015 году компания Hutchison-Whampoa стала называться CK Hutchinson Holdings.
Сближение с Китаем стало выбором политической элиты страны. Хуан Карлос Варела, занимавший пост президента с 2014 по 2019 год, представлял правоцентристскую Панамистскую партию, основанную Арнульфо Ариасом. Но он принял несколько принципиальных решений, направленных на укрепление связей страны с Китаем.
В июне 2017 года Панама разорвала дипломатические отношения с Тайванем, самоуправляемым островом, который Пекин считает частью своей территории. Это решение вызвало критику со стороны Министерства иностранных дел Тайваня, которое обвинило Варелу в том, что он поддался экономическому давлению со стороны Китая. Пять месяцев спустя Панама стала первой страной Латинской Америки, присоединившейся к инициативе «Один пояс, один путь» (BRI) Китая.
В декабре 2018 года во время зарубежной поездки председатель КНР Си Цзиньпин встретился с Варелой в Панаме. Два лидера подписали несколько соглашений о сотрудничестве в сфере торговли, инфраструктуры, банковского дела, образования и туризма.
Можно выделить два стратегических китайских проекта, которые начали реализовываться в Панаме в президентство Варелы.
· Первый - в 2016 году в результате сделки на сумму 900 млн долларов китайская Landbridge Group получила право на строительство порта Panama Colon Container Port при входе в Панамский канал со стороны Карибского моря. Уже в 2017-м началось строительство. Проект предусматривал строительство контейнерного терминала, которое должно было быть реализовано китайским государственным строительным гигантом China Harbour Engineering Company, а пирсы проектировал базирующийся в Пекине Port Design Institute. Проект должен был включать четыре причала с общей длиной причала 3900 футов и глубиной 59 футов. Они также планировали изучить возможность разработки объектов сжиженного природного газа (СПГ) или других энергетических проектов.
· Второй - в 2018 году китайский консорциум во главе с CHEC и CCCC объявил, что в рамках инициативы «Один пояс, один путь» получил контракт на 1,4 миллиарда долларов на строительство четвертого моста через канал, который тогдашний президент Варела назвал «пятым по значимости проектом в истории страны».
Также речь шла и о других проектах в Зоне канала. China Construction Americas соорудила конгресс-центр Amador вдоль тихоокеанской стороны канала – этот проект реализовывался по контракту с правительством Варелы и финансировался посредством китайских кредитов. Китай также инвестировал средства в энергетические объекты вдоль канала. Например, китайская группа Shanghai Gorgeous инвестировала 900 млн долларов на строительство электростанции, работающей на природном газе.
Отметим также, что еще в апреле 2006 года правительство Панамы выступило с планом расширения и модернизации канала. Церемония открытия обновленного Панамского канала состоялась 26 июня 2016 года. И показательно, что право открыть модернизированный канал было предоставлено китайскому судну Cosco Shipping Panama – это был значимый символический шаг правительства Варелы.
Однако при левоцентристском правительстве Лаурентино Кортисо (2019-2024 годы) отношения Панамы с Китаем под давлением США начали осложняться. Оба стратегических проекта, инициированных при правительстве Варелы, китайцы реализовать не смогли. Планы строительства четвертого моста через канал были свернуты в 2020 году, когда президентом США был Дональд Трамп. А в 2021 году, уже в президентство Джо Байдена, Морское управление Панамы заявило, что китайцы не выполнили условия соглашения по строительству Panama Colon Container Port (сославшись на меньшие суммы, инвестированные в проект, чем согласовано в концессии, и более низкий уровень занятости панамцев, чем согласовано в условиях сделки), и лицензия у них была отозвана. Хотя к тому времени строительство терминала было завершено на 40%.
Но полностью порвать с Китаем не могло и правительство Кортисо. В 2021 году то же Морское управление Панамы продлило концессию с Hutchinson Ports PPC ещё на 25 лет. Тогда министром по делам канала был Аристидес Ройо, ближайший соратник Торрихоса и участник переговоров с Картером (а в последние годы жизни Торрихоса – президент страны). Таким образом, ключевой китайский «плацдарм» в Панаме сохранился еще на длительное время. И китайские государственные компании не были отстранены от тендеров в Панаме.
Возможности Трампа
Такая ситуация могла устраивать Байдена (в любом случае, китайское влияние было локализовано), но не Трампа. Бывший член Палаты представителей Мэтт Гетц, который так и не стал министром юстиции США из-за скандальных разоблачений своей личной жизни, написал: «Мы не забираем канал у Панамы. Мы забираем его у Китая». Такая риторика свойственна и другим трампистам.
Более важно, что госсекретарем США станет Марко Рубио, давний сторонник жесткой политики в отношении Китая. Рубио, который посетил Панаму в мае 2018 года в разгар китайско-панамского сближения, ранее высказывал обеспокоенность по поводу влияния Коммунистической партии Китая (КПК) на канал. Канал является «важным транзитным маршрутом для пресечения незаконной деятельности, однако канал окружён предприятиями КПК», — написал Рубио в августе 2022 года: «Мы должны продолжать ясно давать понять, что Панама является важным партнером, и предостерегать от попыток Китая закрепиться в нашем регионе».
Однако возникает вопрос о том, что реально может сделать Трамп. Военная интервенция восстановит против США всю Латинскую Америку и будет однозначно воспринята как проявление неоколониализма. На значимые уступки по статусу канала не может пойти ни одно панамское правительство вне зависимости от идеологической окраски – такой лидер немедленно станет предателем в глазах даже своих сторонников. Более того, одним из приоритетов США в Латинской Америке при Трампе станет противостояние режиму Николаса Мадуро в Венесуэле, а здесь Панама выступает в качестве партнера Соединенных Штатов – правопопулистское правительство нынешнего президента Хосе Рауля Мулино (избран в 2024 году) приостановило дипломатические отношения с Венесуэлой и признало оппозиционера Эдмундо Гонсалеса избранным президентом. Воевать с таким лидером было бы странно.
Поэтому Трамп, скорее всего, будет давить на Панаму, чтобы та при официальном сохранении всех атрибутов суверенитета, достигнутых Торрихосом, пошла на уступки как по сборам за транзит, так и по китайскому влиянию – последний вопрос, видимо, является для избранного президента США ключевым. И здесь речь может идти как о полном отстранении китайцев от государственных тендеров в Панаме, так и о пересмотре концессии с Hutchinson Ports PPC – тем более, что формальные основания для этого всегда можно найти, как в случае с соглашением по строительству Panama Colon Container Port.
Комментарии


Экспертиза
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.