Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.04.2005 | Наталья Серова
РОССИЙСКИЙ ФЛОТ МЕНЯЕТ ПРОПИСКУ
26 апреля в Москве начались переговоры министров обороны России и Украины, главной темой которых стали "перспективы военно-технического сотрудничества" двух стран. Помимо судьбы военно-морской базы России в Севастополе, Сергей Иванов и Анатолий Гриценко должны уточнить некоторые практические вопросы, которые касаются дислокации других военных объектов и систем их обеспечения.
Речь идет о том, что согласно договору от 28 мая 1997 года Черноморский флот России в составе 374 кораблей, 14 подводных дизельных лодок и 161 летательного аппарата дислоцирован не только в трех севастопольских бухтах, но и в Феодосии и Николаеве. Что касается самолетов и вертолетов, то они базируются на двух основных аэродромах - в Севастополе и Гвардейском, и двух запасных - на мысах Херсонес и Южный).
Одновременно часть подразделений черноморского флота дислоцирована на российской территории: береговые ракетные части - в Анапе и в Туапсе, батальон морской пехоты - в Темрюке, бригада кораблей охраны водного района и морской инженерный батальон - в Новороссийске. Такое "рассеянное" базирование отвечает целям существования флота, позволяя быстро достичь любой точки акватории. И в этом смысле уход из Севастополя сузит оперативные возможности российских военно-морских сил.
Что касается военно-морских сил Украины, в состав которых входят 87 судов, то после распада Союза в их распоряжении оказались базы в Измаиле, Одессе, Очакове, Черноморской, Новоозерном, Балаклаве и Керчи, а также большая часть аэродромов. В то же время военный флот Украины из-за незначительности и крайней изношенности части его состава не способен решать глобальные боевые задачи в акватории Черного моря, что признают даже американские эксперты, считающие ВМФ России "важным элементом региональной безопасности".
Все это означает, что фактически до последнего времени российский и украинские ВМФ действовали в акватории Черного моря, совместно используя созданную еще в годы советской власти инфраструктуру. Однако сегодня, когда вплотную встал вопрос об ограничении сроков пребывания Черноморского флота России на территории Украины, стала актуальной более жесткая регламентация всех условий использования элементов этой инфраструктуры.
Отсутствие соответствующих соглашений уже привело к инцидентам, самым серьезным среди которых стала "неожиданная" для украинских пограничников высадка более сотни российских морских пехотинцев и 28 единиц боевой техники в районе Феодосии. Москва проинформировала о предстоящих плановых маневрах штаб ВМС Украины, который почему-то не предупредил пограничников. В результате вместо маневров Россия получила скандал.
Следом Украина потребовала от России передать ей средства навигационно-гидрографического обеспечения, без которых украинский ВМФ не может выполнять международные обязательства по созданию условий для безопасности судоходства. Россия, традиционно контролировавшая это оборудование, отказалась, ссылаясь на то, что подготовленное в 1998 году соглашение по разделу гидрографического оборудования до сих пор не подписано. Суть позиции России сводится к тому, что она не готова отдавать Украине все оборудование, поскольку в нормах международного морского права, на которые ссылается украинская сторона, сказано только об ответственности за гидрографическое обеспечение, налагаемое на государство, в территориальных водах которого осуществляется судоходство, а не о праве этого государства требовать передачи ему соответствующего оборудования.
Аналогичные коллизии, способные парализовать деятельность ВМФ России или Украины, возникают и по другим вопросам, которые не решались до сих пор, просто потому, что до самого последнего времени никто всерьез не рассматривал возможности окончательного раздела технических средств. Одновременно стоит отметить, что предстоящий в 2017 году вывод российского флота из Севастополя создает серьезные проблемы для России, которая поставлена перед необходимостью заново создавать всю необходимую для его функционирования инфраструктуру.
В то же время Украина, располагающая гораздо меньшим количеством кораблей, вряд ли будет в состоянии полностью "освоить" имеющиеся в ее распоряжении ресурсы. Впрочем, эта проблема, судя по всему, будет решена после того, как Украина вступит в НАТО и предоставит бывшие российские базы в распоряжение военно-морских средств альянса. Однако именно эта перспектива вызывает беспокойство России.
Кроме того, средства технического обеспечения российской военно-морской базы, включая производство некоторых видов вооружений, изготавливаются на предприятиях украинского ВПК, и эти вопросы также требуют подробной проработки, также как и условия завершения российско-украинского проекта по созданию самолета Ан-70.
Таким образом, становится очевидно, что даже отдаленная перспектива вывода Черноморского флота России из Севастополя тянет за собой огромнее количество разнообразных технических, финансовых и организационных проблем, большая часть которых ударит по России. И, видимо, именно поэтому некоторые российские военные продолжают думать, что на самом деле Россия никогда не уйдет из Севастополя.
Между тем сроки окончания вывода Черноморского флота из Севастополя уже определены, и украинская сторона не только при каждом удобном случае напоминает о готовности "честно выполнять свои обязательства", но только до 2017 года, но и делает все, чтобы вынудить Россию уйти раньше, тем более что строительство военно-морской базы в Новороссийске уже идет полным ходом.
В этом смысле симптоматичной выглядит формулировка, использованная министром обороны Украины Гриценко: "Если и будет принято решение о досрочном выводе Черноморского флота из Украины, то это будет решение самой России". А Украина, формально исполняя взятые на себя обязательства, просто будет стараться создать российским военным такие условия, чтобы они поторопились.
Уже сегодня украинские политики поднимают вопросы о пересмотре финансовых соглашений, о дополнительных дотациях за использование российскими моряками жилого фонда и услуг ЖКХ, требуют платы за экологический ущерб и угрожают затаскать Россию по международным судам. Одновременно высокопоставленные чиновники силовых ведомств, такие как глава Службы безопасности Украины Александр Турчинов, регулярно рассуждают о том, что "пребывание Черноморского флота России на территории Украины противоречит ее национальным интересам".
Все это делается не только из-за стремления как можно скорее вступить в НАТО, которое, судя по комментариям экспертов, уже готово принять Украину в свои члены, закрыв глаза на ее неполное соответствие условиям членства в альянсе, - а для того, чтобы побыстрее освободить место для баз Альянса, и, вытеснив российский флот в район Новороссийска и Анапы, ограничить возможности его маневрирования в акватории Черного моря.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.