Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.04.2005 | Михаил Сергеев
КОНТРОЛЬ ИНТЕРНЕТА: ПОИСК УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ
"Интернет превратился в публичный ресурс глобального масштаба, и управление его использованием должно стать одним из основных вопросов повестки дня информационного общества. Управление использованием Интернет на международном уровне необходимо осуществлять на многосторонней, прозрачной и демократической основе при полномасштабном участии органов государственного управления, частного сектора, гражданского общества и международных организаций", - говорится в декларации принципов Всемирного саммита по информационному обществу. Российские эксперты осознают необходимость участия представителей нашей страны в работе над международными правилами для информационного общества и формировании неадминистративных барьеров на пути асоциальной активности в Глобальной сети.
Участники круглого стола "Управление Интернет: взгляд из России", который состоялся 12 апреля в Центре развития информационного общества (РИО-Центре) договорились создать группу экспертов для поиска механизмов контроля Глобальной сети, которые можно будет предложить международной Рабочей группе по управлению использованием Интернет (Working Group on Internet Governance).
С сообщением об итогах очередного заседания Рабочей группы по управлению использованием Интернет, которое состоялось 14-18 февраля в Женеве, выступил начальник Отдела международных организаций Департамента международного сотрудничества Мининформсвязи РФ Андрей Свечников.
СПРАВКА: Решение о создании Рабочей группы по управлению использованием Интернет (Working Group on Internet Governance) было принято на первом раунде Всемирного саммита по информационному обществу (World Summit on the Information Society), который прошел в декабре 2003 года. Рабочая группа состоит из 40 членов, представляющих правительственные, коммерческие и общественные структуры разных стран. Ее главой назначен Специальный советник Генерального секретаря ООН по Саммиту Нитин Десаи. Россию в Рабочей группе представляет директор Департамента правового обеспечения Министерства информационных технологий и связи РФ Михаил Якушев.
По словам Андрея Свечникова, эксперты Рабочей группы из разных стран демонстрируют различия в подходах к управлению ресурсами и распространением информации в сети Интернет. В частности, представители США настаивают на сохранении нынешней схемы управления ресурсами Глобальной сети через частные компании, контролируемые американским правительством. В связи с этим представители Бразилии заявили, что они не видят сегодня реальных механизмов для межгосударственного контроля над ресурсами Интернет. Китайские специалисты, в свою очередь, настаивают на усилении роли развивающихся стран при выработке межправительственных решений относительно контроля Глобальной сети. Российские эксперты предлагают выработать приемлемые для всех участников термины и определения, а также предложения по межправительственным механизмам контроля. Таким образом, судя по текущему состоянию дел, международные организации пока только вырабатывают общие подходы к управлению ресурсами Интернет.
Ведущий круглого стола Алексей Демидов (заместитель Председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех") призвал экспертов учитывать в работе над новыми законами общепринятые в международном праве подходы. В частности, при создании анти-спамового законодательства полезно полагаться на многолетний опыт США и Европы, избегая при этом смешения принципов англо-американской и романо-германской моделей права.
Рассказывая о работе Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS) Алексей Демидов пояснил, что на сегодня сформулированы принципы и программа действий саммита. В декларации принципов WSIS отмечается, что "Интернет превратился в публичный ресурс глобального масштаба, и управление его использованием должно стать одним из основных вопросов повестки дня информационного общества. Управление использованием Интернет на международном уровне необходимо осуществлять на многосторонней, прозрачной и демократической основе при полномасштабном участии органов государственного управления, частного сектора, гражданского общества и международных организаций. Это управление должно обеспечивать справедливое распределение ресурсов, способствовать доступу для всех, гарантировать стабильное и защищенное функционирование Интернет с учетом многоязычия".
Термин "управление использованием Интернет" охватывает как технические вопросы, так и вопросы государственной политики. При этом предполагается, что в управлении должны участвовать все национальные заинтересованные стороны, а также межправительственные и международные организации. В документах WSIS признается, что политические полномочия государственной политики в Интернет являются суверенным правом государств. Вместе с тем декларируется, что государства имеют не только права, но и обязанности в отношении связанных с Интернет вопросов политики международного уровня.
Одновременно участники Всемирного саммита по информационному обществу определяют список основных заинтересованных в регулировании Интернет сторон - это частный сектор (который продолжает играть важную роль в развитии Глобальной сети, как в технической, так и в экономической сфере), гражданское общество, межправительственные организации (которые способствуют координации связанных с Интернет вопросов государственной политики) и международные организации (занятые разработкой технической политики и стандартов Интернет).
Согласно плану действий WSIS Рабочая группа должна решить три основные задачи: "выработать рабочее определение управления использованием Интернет; выявить вопросы государственной политики, которые относятся к управлению использованием Интернет; сформировать единое понимание соответствующей роли и сферы ответственности органов государственного управления, существующих межправительственных и международных организаций и других форумов, а также частного сектора и гражданского общества как из развивающихся, так и из развитых стран".
Круг вопросов в сфере регулирования Интернет оказался весьма широк. Участники круглого стола в РИО-Центре обсудили, в частности, проблемы спама, безопасности сетей, киберпреступности, дистанционного образования, интеллектуальной собственности и электронной коммерции. Практически все эксперты отмечали множество нерешенных правовых проблем в сфере применения Глобальной сети.
Заместитель директора образовательного портала "Экономика. Социология. Менеджмент" Елена Полушкина указала на неурегулированность прав собственности на информационные ресурсы. По ее словам, многие реальные собственники уклоняются от легализации своих прав, чтобы избежать необходимой в этом случае уплаты налогов. Но главной проблемой в сфере управления использованием Интернет Елена Полушкина считает отсутствие четких ориентиров государственной политики в области развития информационного общества. В качестве примера такой неопределенности руководитель образовательного портала назвала неясность перспектив дистанционного обучения в России, которое может быть признано чиновниками "завершившимся экспериментом".
Заместитель директора Департамента конституционногозаконодательства и законодательства о безопасности Министерства юстиции РФ Татьяна Полякова заявила об отсутствии статистики киберпреступности, без которой невозможно определить эффективность мер регулирования в этой сфере.
Ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Людмила Терещенко обратила внимание на сложности регулирования электронной коммерции, в которой могут участвовать резиденты из разных стран. По словам Людмилы Терещенко, до сих в процедурах электронной торговли не определены точки продаж, точки возникновения прибыли, объекты и субъекты налогообложения. Особенность ситуации в торговле через Интернет состоит в том, что налогообложение в этой сфере должно быть урегулировано не национальными, а международным нормами и соглашениями.
По мнению участников дискуссии, проблема регулирования Интернет стала сегодня "модной темой", отражающей обеспокоенность общества растущим распространением порнографии, призывов к насилию и других негативных явлений. Однако актуальность проблемы не означает, что для ее решения нужно применять лежащие на поверхности простые методы цензуры и административных запретов. Неконтролируемое вмешательство бюрократии может подорвать основы существования Интернет как свободной и доступной информационной среды.
Не секрет, что кроме Глобальной сети в обществе существуют и другие каналы распространения примеров асоциального поведения - насилия, наркотиков, вандализма и т.п. Однако в гражданском обществе (задолго до появления компьютеров) был выработан иммунитет против этих негативных явлений. В связи с этим закономерен вопрос - почему сторонники жесткого администрирования уверены, что обычные моральные регуляторы не сработают в Интернет?
Наличие моральных ограничителей не означает отказа от юридических процедур, однако, как показывает мировой опыт, государство в одиночку не способно обеспечить моральное и общественное здоровье Глобальной сети. В связи с этим для нашей страны актуальна задача развития гражданских механизмов информационного общества. Возможно, потребуется длительная разъяснительная работа по формированию механизмов саморегулирования, а также распространения домашних программных фильтров.
"Технические, юридические и инфраструктурные проблемы могут быть решены госструктурами, но есть и другой блок проблем развития информационного общества, решить которые должны структуры гражданского общества", - считают эксперты. Для поиска механизмов государственного и общественного влияния на Интернет, участники дискуссии решили продолжить работу при поддержке РИО-Центра.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.