Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Новый КГБ

27.07.2009

Станет ли «Черкизона» зоной экономического роста?

Черкизовский рынок функционировал в Москве с 1994 года: огромные территории, тысячи торговцев и сотни тысяч косвенно задействованных лиц. По оценкам, доход владельцев рынка составлял 1 млн. долларов в сутки. Если эти цифры верны, то это около 0,3% от ежедневной прибыли всей розничной торговли России за 2008 г., т.е. одна трехсотая ее часть. Весьма значимая величина. С января 2009 г. пошли разговоры о закрытии торговой площадки в связи с выявленными санитарно-эпидемиологическими нарушениями. И вот, недавно рынок остановил свою деятельность на неопределенный срок. Мы не хотим пытаться выявить причины, почему это сделано. На наш взгляд, для этого достаточно посмотреть на состав владельцев этого рынка, которые лишаются устойчивых доходов.

Нам гораздо интереснее было услышать заявления федеральных чиновников о том, что «каждый павильон рынка – это остановленный цех российского легпрома». С одной стороны, можно сказать, что «да». Суммарный объем выпуска российской легкой промышленности в прошлом году составил более 8 млрд. долл., а импорта (вместе с контрабандой и контрафактом), по крайней мере, 25 млрд. долл. Поэтому, если импорт сократить наполовину, то российские производители должны будут произвести товаров в 2,5 раза больше (оставим в стороне качество и ассортимент), чтобы потребитель не ощутил потрясений на рынке. А способен ли отечественный легпром на такой подвиг?

В целом легкая промышленность России, состоящая в нынешней терминологии из текстильной и швейной, а также кожевенно-обувной промышленности находится в перманентном кризисе уже давно, однако, парадоксальным образом длительная борьба за выживание и идущие уже несколько лет процессы сокращения численности занятых дают ей шанс удержаться на плаву. С начала 2006 г. численность занятых в текстильной и швейной промышленности сократилась на треть, в кожевенно-обувной – на 17%, что заметно выше 10%-го сокращения по промышленности в целом, и, следовательно, это приводит к более быстрому росту производительности труда и, возможно, конкурентоспособности отечественных производителей.

На объемах производства, правда, эта ситуация сказывается не столь очевидно. В текстильной и швейной промышленности в 2007-2008 гг. продолжалось начавшееся еще в 2004 г. падение выпуска, правда, в кожевенно-обувной промышленности по сравнению с 2005 г. объем производства вырос на четверть.

С начала 2009г. выпуск в этих секторах упал на 20% и 10%, соответственно, однако на фоне продолжающегося падения численности две рассматриваемые подотрасли оказались в числе четырех (вместе с добычей и производством кокса и нефтепродуктов, которые в целом сохранили объемы выпуска), где производительность труда либо не упала, либо даже начала в последние месяцы расти в годовом выражении, что в соответствии с выводами экономической теории и практики часто считается признаком выхода из рецессии1. Более того, даже без форсированного снижения зарплат в валютном выражении – они упали примерно на 15-20% как и в среднем по промышленности - эти две подотрасли сумели к маю снизить удельные трудовые издержки (ULC) год к году в валютном выражении на 17 и 26% соответственно, притом, что по промышленности в целом они снизились не более чем на 12%. Экономическая теория опять же говорит, что снижение ULC2 – важный фактор роста совокупного предложения.

Удивляет, правда, несколько, что на фоне общепромышленной дефляции цен производителей, которая в последние месяцы на фоне снижения спроса резко усилилась (с 2,8% падения в марте до 9,4% - в июне), российский легпром вместе с пищевкой наращивает отпускные цены. Возможно, сказывается большая доля импортного сырья и оборудования, а, возможно, просто желание подзаработать немного побольше.

Таким образом, «больной скорее жив, чем мертв», при этом в кожевенно-обувной промышленности ситуация лучше, чем в швейной и текстильной. Однако очевидно, что закрытие серых зон не приведет к немедленному росту объемов производства на российских предприятиях – особых денежных ресурсов легпром не накопил, у инвесторов он и до кризиса особым вниманием не пользовался, поддержки со стороны государства как не получал, так и не получает (а ведь этот сегмент весьма восприимчив к результатам инновационной деятельности). Так что, если власть настоит на своём и перекроет хотя бы на время каналы импорта, то российский потребительский рынок может вспомнить времена советского дефицита. Впрочем, поскольку ни о каких реформах на таможне не слышно, а без её участия контрафакт и контрабанда в миллиардных объемах вряд ли возможны, то следует ожидать, что оптовый бизнес «Черкизона» вскоре обретёт не только новое место, но и новых владельцев.Воистину, если бизнес закрывают, значит кому-то это нужно!

Валерий Миронов, Ольга Пономаренко

Материал подготовлен Институтом Развития


1. При рецессии выпуск, как правило, падает быстрее чем численность, так как кадрами в силу разных причин, как правило, дорожат. Если рецессия достаточно коротка, то начавшийся рост выпуска не сопровождается значительным ростом численности, что ведет к росту производительности труда.
2. Наряду с производственной функцией, кривой Филипса и динамикой цен на сырье и материалы.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net