Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.12.2008 | Татьяна Становая
Латиноамериканский пирог
22-27 ноября президент России Дмитрий Медведев совершил турне по странам Латинской Америки. Приняв участие в саммите АТЭС в Перу, он посетил с визитом Бразилию, Венесуэлу и Кубу. Турне было весьма разноплановым: в его рамках российский лидер стремился содействовать объединению усилий по борьбе с мировым финансовым кризисом, расширению энергетического сотрудничества, а также взаимодействию в военной и военно-технической сферах.
Среди стран, которые посетил Медведев, есть как радикально антиамерикански настроенные (Венесуэла и Куба), так и управляемые левоцентристскими правительствами, дистанцирующимися от США, но не намеренные портить отношений с американцами – Перу и Бразилия. Турне было расценено наблюдателями как возвращение России в Латинскую Америку, что вполне вписывается в общую внешнеполитическую концепцию России: содействие формированию многополярного мира, противодействие «гегемонии США», закрепление России на ведущих мировых рынках и расширение экспортных возможностей. В связи с этим «возвращение» в Латинскую Америку наполняется как геополитическим (приход России в особенно «чувствительный» для США регион как «симметричный ответ» США на присутствие в постсоветском пространстве), так и большим экономическим смыслом. Начало этому было положено еще при Путине, когда он, будучи президентом, также совершил турне по странам Латинской Америки. Сейчас российская власть пытается на новом уровне развить этот вектор.
На этом фоне активное развитие получили сразу несколько направлений сотрудничества России со странами Латинской Америки. В первую очередь, это энергетика. Внутриправительственным куратором латиноамериканского направления стал вице-премьер Игорь Сечин, что связано, прежде всего, со стремлением России экономически (преимущественно через ТЭК) закрепиться в регионе. Отвечая в кабинете министров за реальный сектор (кроме ВПК), Сечин вплотную занялся продвижением энергетических и других проектов крупнейших российских производителей. Так, Бразилия интересна с точки зрения неразведанных пока запасов нефти на бразильском морском шельфе. Однако пока энергетические связи более активно развиваются с Венесуэлой – крупнейшим производителем нефти.Центральным сюжетом энергетического сотрудничества стал проект создания энергетического консорциума, продвигаемый Игорем Сечиным. Консорциум создается российскими нефтяными компаниями, прежде всего, для работы в Венесуэле (разведка и добыча энергоресурсов). Как говорил ранее глава Минэнерго РФ, контрольная доля в консорциуме достанется венесуэльской госкомпании PDVSA, а Россию будет представлять «большая пятерка» энергокомпаний: «Газпром», «Роснефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз». Как уточнил затем Игорь Сечин, «этот консорциум мог бы заниматься проектами и в третьих странах, компании рассматривают возможность сотрудничества и с Кубой, и это, по-моему, очень неплохая конструкция».
Однако сотрудничество в энергетической сфере осложняется двумя факторами. Первый – это внутриполитическая ситуация в Венесуэле. Недавно прошедшие выборы в местные органы власти заметно ослабили позиции Уго Чавеса. Его сторонники победили в 17 из 23 штатов (напомним, что после выборов 2004 года они контролировали 21 штат), отдав оппозиции столицу - Каракас. При этом проигрыш состоялся в наиболее интересных для России штатах (это промышленно развитые Миранда и Сулиа, где проживает четверть населения страны, а также Нуэва-Эспарта, Тачира и нефтеносный Карабобо, где и планировалось создать совместный нефтяной консорциум). Теперь реализация идеи консорциума может оказаться гораздо более затруднительной.
Второй фактор – это влияние на энергетическое сотрудничество во время кризиса. Мировые цены на нефть снижаются, ТЭК России испытывает серьезные финансовые трудности. Вопрос о китайском кредите «Роснефти» на $15 млрд до сих пор находится в стадии согласования (по различным данным, сторонам не удается договориться о процентной ставке, так что в середине ноября переговоры по этому вопросу были прерваны). На добычу и тем более разработку новых месторождений требуются значительные вложения.
Примечательно также, что участие Сечина в развитии энергетических связей со странами Латинской Америки привело к усилению интересов там российских нефтяных компаний, что достаточно сложно было воспринято «Газпромом», давно имеющим там свои проекты. Так, первоначально планировалось, что и российских участников консорциума возглавит именно газовая монополия, однако 8 октября Национальный нефтяной консорциум (ННК) был зарегистрирован «Роснефтью». «Газпром» же пока осваивает рынок сжиженного природного газа (планируются поставки с «Сахалина-2»). Есть и масштабный проект строительства газопровода через Южную Америку. Однако из-за кризиса этот проект может быть отложен.
В рамках визита Медведева документов о консорциуме подписано не было: процесс тормозится целым набором факторов, таких как мировой финансовый кризис (отсутствие средств на разведку, разработку и добычу), «сыростью» самого проекта (неясность формата, конкуренция «Роснефти» и «Газпрома»), а также внутриполитическими сложностями в Венесуэле. Проблема политических рисков работы в странах Латинской Америки в итоге потенциально делает работу консорциума «подвешенной». На этом фоне первичным для Москвы становится налаживание политических связей и сотрудничество в области ВТС, гарантирующих стабильное присутствие российских компаний на энергетических рынках.
В рамках турне новый импульс получило военно-техническое сотрудничество. С учетом финансового кризиса, подготовка новых контрактов приобретает дополнительный смысл: ВПК нуждается в расширении внешних рынков сбыта (особенно учитывая, что общая доля «помощи» от правительства в размере 50 млрд рублей, по мнению экспертов, явно недостаточна). Россия и Венесуэла уже ведут «переговоры о поставках систем ПВО, современной бронетехники, в том числе БМП-3. Каракас также проявляет интерес к самолету Су-35, производство которого начнется в 2010 году. Напомним, что при этом Венесуэла остается крупнейшим покупателем российской военной техники. Но и здесь есть свои проблемы. Венесуэла испытывает финансовые трудности, рассчитывая на кредитные схемы оплаты поставок. Россию это не очень устраивает.
По данным «Ведомостей», на фоне кризиса потребность ряда латиноамериканских стран в перевооружении не снижается. Бразилия также хочет обзавестись 120-150 истребителями на сумму $3-3,5 млрд, и российская техника может оказаться более конкурентоспособной из-за стоимости по сравнению с американской продукцией. Тем не менее, пока президентское турне обошлось без крупных контрактов. Известно, что (по данным «Ведомостей») лишь готовится контракт на поставку 15 военных вертолетов Ми-35, сумма сделки составит $225 млн. Бразильцы могут купить и несколько единиц Ми-17-1В. Кроме того, Бразилия активно развивает и собственное производство, видя в российской технике сильного конкурента.
Если ВТС Москва развивает вне зависимости от специфики внешнеполитической линии латиноамериканских стран, то военное сотрудничество складывается в основном со странами, откровенно занимающими антиамериканскую позицию (Венесуэла и Куба), хотя и здесь все не так однозначно.
Россия пытается использовать «военные игры» с антиамериканскими странами в рамках разрешения российско-американской проблемы ПРО. Так, визит Сечина на Кубу в августе, по данным СМИ, был предпринят в ответ на подписание между США и Чехией соглашения о размещении элементов ПРО. Сечин должен был якобы обсудить возможное возвращение российских военных объектов на Кубу (речь идет о вероятности использования аэродромов для «подскока»). Однако все это носило скорее демонстративно-устрашающий характер: реально никаких решений обнародовано не было. В центре внимания же было сотрудничество в космической сфере: глава Роскосмоса Анатолий Перминов заявил, что обсуждена возможность создания с нашей помощью на Кубе собственного космического центра.
Необходимость развития военного сотрудничества на качественно ином уровне в России оценивается двояко. У Москвы есть потребность в поиске решений, которые могли бы вызывать озабоченность в США и лишний раз затруднить реализацию планов по размещению ПРО в Чехии и Польше. Так, Москва уже не раз пыталась использовать угрожающие маневры, предупреждая Вашингтон от односторонних действий, хотя пока выглядит это не очень убедительно. 10 сентября, два стратегических ракетоносца Дальней авиации Ту-160 возобновили патрулирование воздушного пространства, направившись от Северного Ледовитого океана в Венесуэлу. К приезду Медведева в Венесуэлу в Карибское море прибыл отряд кораблей ВМФ России во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий». 1 декабря здесь начинаются совместные учения. Однако он не сумел войти в венесуэльский порт, что сорвало совместное поднятие на борт двух президентов – Чавеса и Медведева. Таким образом, пока военное сотрудничество носит импровизированный, а не фундаментальный характер. Кремль, кроме этого, понимает, что желание, например, Венесуэлы выстроить стратегические военные отношения с Москвой – это часть антиамериканской игры Чавеса, и Россия не очень хочет следовать в фарватере его курса. Отсюда и достаточно сдержанное отношение к глобальным идеям, таким как предложение Чавеса о создании с Россией военного блока. Эта тема, появилась перед недавним визитом Чавеса в Москву, но так и не получила публичного продолжения.
Что же касается Кубы, то здесь визит Медведева имеет гораздо более знаковый характер. Куба – основной союзник СССР в годы «холодной войны» в Латинской Америке, и возвращение сюда знаменует значительное ухудшение отношений России с США. Однако надо признать, что Москва не стала акцентировать внимание на символизме активизации контактов с Кубой, а тема военного сотрудничества получила здесь гораздо более скромное развитие, по сравнению с Венесуэлой.
В целом антиамериканская линия турне была публично минимизирована, но не вычеркнута. Так, показательно заявление Медведева в Лиме: «Есть государства, с которыми мы хотим иметь привилегированные отношения. К ним относятся страны СНГ и Латинская Америка, с которой нас много связывало в советские времена. Но это не значит, что мы не хотим привилегированных отношений с США». Однако уже вскоре российский президент принял участие в официальном ужине с президентами стран группы АЛБА - Боливарианской альтернативы для Америки, созданной в конце 2004 года по инициативе Кубы и Венесуэлы в противовес не получившей развития инициативе США по созданию Зоны свободной торговли для Америки. В интеграционное объединение входят также Боливия, Гондурас, Доминика и Никарагуа. В числе наблюдателей - Гаити, Иран, Уругвай, Эквадор и другие страны. При этом Медведев не исключил, что Россия примет участие в работе организации, возможно в качестве ассоциированного члена. «Мы готовы обсуждать и наше участие в деятельности ассоциации, может быть, в качестве ассоциированного члена или как-то еще, если это пойдет на пользу развития латиноамериканских государств, если это соответствует нашему представлению о многополярном мире, о разделении труда», - сказал он на пресс-конференции.
Развитие политических отношений России и стран Латинской Америки является геополитически значимым. Президенты России и Бразилии Дмитрий Медведев и Луис Лула да Силва поддержали идею проведения в России в 2009 г. первого саммита БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). «Сотрудничество с регионом идет по нарастающей. В последние годы мы не просто возвращаемся в Латинскую Америку, а, по сути, приходим в регион заново. Нынешний этап сотрудничества может быть масштабнее, чем во времена СССР, - заявил «Коммерсанту» источник в МИД РФ. - Латинская Америка уже перестала быть задним двором США, сейчас регион проводит свою собственную линию, что дает России возможность укрепить там свои позиции». Источник не скрывал, что, развивая свою деятельность в Латинской Америке, Россия пытается уподобиться США, активно играющим на постсоветском пространстве. Однако здесь есть масса ограничителей: это и территориальная удаленность, отсутствие сопоставимых ресурсов, стремление латиноамериканских стран в первую очередь встроить Москву в свою собственную игру, адресованную самим США.
По итогам турне в действительности трудно говорить о «втором открытии» Латинской Америки, гораздо правильнее отметить бум дипломатических отношений, который способен в будущем создать предпосылки для более активных как экономических, так и политических контактов. Причем для России сегодня выстраивание на качественно новом уровне отношений со странами Латинской Америки – не столько антиамериканская игра (хотя это тоже имеет место), сколько попытка собственными усилиями влиять на становление альтернативных США полюсов и одновременно расширение своих внешнеэкономических возможностей (как своего рода антикризисная стратегия). И, несмотря на то, что пока это получается с большим трудом, отношения с Латинской Америкой перестают быть частью только российско-американской игры (причем адресованной уходящей, а не приходящей администрации США) и наполняются самодостаточным содержанием. При этом заметим, что данное турне следует рассматривать как часть более широкого контекста: Россия интенсифицирует отношения с Китаем, а Медведев вскоре планирует посетить Индию, делая ставку на развитие отношений внутри БРИК.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.