Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

24.11.2008 | Татьяна Становая

Три интриги съезда

20 ноября в Москве прошел X юбилейный съезд партии «Единая Россия». На нем с приветственным словом выступил президент России Дмитрий Медведев, а также с главным выступлением председатель партии и премьер-министр Владимир Путин. На съезде были приняты кадровые и структурные решения, однако кардинальных перемен пока не произошло. Также отложено и принятие программы, что ранее считалось одной из самых главных задач мероприятия. Партийные дела отошли на второй план, уступив место проблеме борьбы с финансовым кризисом.

В работе юбилейного съезда партии можно выделить три основных интриги. Первая интрига – это выступление Владимира Путина, практически целиком посвященное борьбе с последствиями мирового финансового кризиса. Официальная позиция властей остается прежней – Россия не имеет внутренних причин для развития неблагоприятных тенденций в экономике, а лишь испытывает последствия от развития мирового финансового кризиса (ранее Дмитрий Медведев на встрече с региональными СМИ в Ижевске признал, что мировой финансовый кризис «будет распространяться, здесь нужно смотреть правде в глаза»). «Россия должна выйти из периода мирового кризиса более крепкой, кризис надо использовать для повышения эффективности экономики, – заявил Путин. Выступление оказалось «социально терапевтическим», позитивно окрашенным: было объявлено о целом наборе значимых социально-экономических инициатив, которые призваны поддержать в условиях кризиса и население, и реальный сектор, и бизнес в целом. При этом Путин не объявил ни одной плохой новости: никаких сокращений расходов, никаких пояснений относительно последствий от падения мировых цен на нефть.

Владимир Путин выступил как политический лидер страны, способный мобилизовать государство для борьбы с последствиями кризиса. Нынешний кризис уникален тем, что именно государство оказывается единственной реальной дееспособной силой, способной аккумулировать у себя необходимые ресурсы. Именно на государство сегодня и возлагаются огромные надежды как со стороны населения, что для России традиционно, так и со стороны бизнеса, включая крупнейших собственников. Путин сумел в полной мере «отыграть» эти ожидания, ответив на запросы практически всех аудиторий: населения в целом, бизнеса и среднего класса. Более того, кризис позволил Путину вернуть себе роль антикризисного менеджера – роль, с которой он пришел к власти в конце 1999 года и которая является для него наиболее гармоничной как для политика. Таким образом, кризис предоставил Путину возможность вновь реализовать себя в качестве безальтернативного политика и лидера страны.

Так, значительная доля обещаний была адресована населению, которое сегодня все активнее испытывает трудности в связи с кризисом. Заметим, что до сих пор именно население было наиболее «обделенным» с точки зрения внимания со стороны государства в условиях кризиса: на первый план вышли меры по поддержке бизнеса, реального сектора. Инфляция растет, происходит мягкая девальвация, появились проблемы с получением кредитов и их обслуживанием, в стране грядут значительные сокращения рабочих мест и урезание доходов (зарплат и премий). При этом большинство антикризисных мер до сих пор касалось преимущественно бизнеса и промышленности. Съезд на этом фоне стал прекрасной площадкой для объявления о социально значимых решениях, а Путин при этом показал свою личную роль в принятии подобных решений.В ходе выступления Путин рассказал о защите вкладов, указал на недопустимость роста инфляции и заметной девальвации рубля. Бюджетникам обещано повышение заработных плат (общий фонд оплаты труда вырастет на треть с 2009 года). Средний размер пенсий до конца 2009 года будет доведен до уровня прожиточного минимума. Наконец, еще одно обещание – увеличить вдвое, до 2 млн рублей, размер налогового вычета при первичной покупке жилья. Причем Путин предложил придать этой инициативе обратную силу, увеличив эту сумму для всего жилья, купленного с 1 января 2008 года. Это достаточно значимое решение, так как в последние несколько лет число сделок с недвижимостью было беспрецедентно высоким, и значительная доля россиян покупала жилье впервые, что и дает право на получение вычета. Наконец, с 1 января будет увеличено на 1500 рублей пособие по безработице в дополнение к заложенной в бюджет индексации на 8,5% - видимо здесь правительство все-таки косвенно признает, что масштабных сокращений не избежать. Таким образом, Путин публично стал главным инициатором важнейших социальных решений позитивного характера.

Наряду с повышением социальных обязательств, государство пошло и на снижение налогов. С 1 января 2009 года изменится порядок начисления налогов на добавленную стоимость и прибыль. С этой даты налог на прибыль снизится на 4%, а издержки будут покрываться за счет федеральной части налога. Путин призвал Госдуму срочно принять поправки в Налоговый кодекс, чтобы с 28 ноября предприятия платили налоги на основе фактической прибыли и не кредитовали бесплатно государство. Кроме того, с 1 января будет оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам. Получил помощь и малый бизнес: по линии Банка развития на эти цели будет направлено 30 млрд рублей, что на 21 млрд рублей больше, чем планировалось ранее. Эти деньги пойдут на кредитование, субсидирование процентных ставок и госгарантий, на развитие инфраструктуры малого бизнеса, на гранты и обучающие программы для начинающих предпринимателей», – отметил Путин. Получат поддержку социально значимые и стратегические отрасли. Так, правительство намерено выкупить более 40 тыс. типовых квартир, на эти цели будет выделено дополнительно 83 млрд рублей. Более 50 млрд рублей для предупреждения банкротства заводов оборонно-промышленного комплекса. Путин также предложил разрешить российским компаниям выпускать инфраструктурные облигации под гарантии государства и ВЭБ для финансирования объектов особого значения.

Таким образом, антикризисная программа Путина оказывается одновременно и социально ориентированной, и либеральной: нагрузка на бюджет значительно возрастает, а доходы снижаются (выпадающие доходы от снижения налогов составят 556 млрд руб.). Впервые за много лет бюджет-2009 года будет дефицитным. Как заявил вице-премьер и министр финансов России Алексей Кудрин, дефицит составит около 1% ВВП. Он будет финансироваться за счет средств Резервного фонда, которых, по словам Кудрина, хватит на 7 лет. При этом показательно, что эти негативные новости о дефиците объявил именно министр финансов, а не премьер, что указывает на высокую степень политизированности выступления последнего.

Основной целью выступления Путина было не только информирование о принимаемых антикризисных мерах, но и укрепление контракта между властью и обществом. В условиях финансовой нестабильности, власть испытывается на прочность: уже более 20% россиян признают, что ощутили на себе последствия кризиса. Это создает риск давления на рейтинги политических лидеров, риск для стабильности политической системы если не сегодня, то в ближайший год. В то же время опросы «Левада-центра» говорят о том, что напротив, рейтинг одобрения Путина и Медведева значительно вырос. Путину доверяют около 86% (в мае-июле – 80%) опрошенных, Медведеву – 78% (в мае-июле – 70%). Это означает, что пока ответственность за ухудшение ситуации население возлагает на внешние факторы (кризис в США и его последствия), продолжает действовать и эффект повышения рейтингов после военных действий на Южном Кавказе. Путин своим выступлением на съезде, по сути, укрепляет эту логику, доказывая, что государство способно выполнить все свои обязательства и закрепляя контракт с обществом. Минимизируются политические риски от негативных явлений в экономике и финансовой сфере России.

Вторая значительная интрига съезда была связана с отношениями партии власти и тандема Путин-Медведев. По мере реализации схемы передачи власти Медведеву как преемнику, становилось понятно, что образовалась специфическая проблема отношений «Единой России» и президента, который был выдвинут на свой пост партией, основанной Путиным. Кремль с самого начала минимизировал эту проблему, максимально адаптировав «ЕР» к президенту и нынешний съезд можно рассматривать как продолжение этой линии. Так, на мероприятие Путин пришел вместе с Медведевым (который в свою очередь, выступил первым), что было очень символично – власти демонстрируют единство тандема. Происходит и адаптация идеологии партии. Напомним, что Борис Грызлов на протяжении последних лет отстаивал право назваться «социал-консервативной» силой, в которой достаточно сильны патриотический, государственнический и социальный компоненты. Вместе с тем, Кремль, напротив, ранее пытался сделать из «ЕР» правоцентристскую силу, которая стала бы политической поддержкой того курса, который власть проводит в экономике (в предвыборный период частично это удавалось). Складывалось впечатление, что социал-консервативная партия не вписывалась в модернизационный курс, объявленный Медведевым, а превратить ее в правоцентристскую силу не получалось из-за неприятия со стороны большинства партийной элиты. В итоге недавно в ходе встречи с региональным руководством партии власти, Путин заявил, что «ЕР» должна стать центристской силой (видимо, за возможность занять правый центр теперь будет бороться новая партия «Правое дело»). Тем самым, он ограничил ее не только справа, но и слева, указав, что «полевение» партии также не приветствуется (левый центр представляют «эсеры»). В итоге на съезде Борис Грызлов признал, что «ЕР» станет российской консервативной силой. Правая и левая компоненты, которые были всегда внутри партии, теперь ограничены единым понятием «консерватизм», что более реалистично и в большей степени соответствует правлению тандема.

В то же время «Единая Россия» пытается проявлять и некую самостоятельность на фоне деятельности Медведева. С одной стороны, на съезде было объявлено о поддержке партией власти политических реформ, инициированных президентом. Однако, с другой стороны, «Единая Россия» в Госдуме предложила свою трактовку новаций. Напомним, что Медведев предложил давать 1-2 мандата партиям, набравшим 5-7% голосов. По мнению партии власти, достаточно будет давать 1 мандат любой партии, которая не преодолела 7%-ный барьер, но ближе всех подошла к нему (с учетом того, что на последних выборах ни одна партия, не прошедшая в Думу, не достигла 5%-ного барьера). Кроме того, «ЕР» предлагает ограничить возможности избрания в СФ представителей местного самоуправления (сохранить такое право только за депутатами крупных муниципалитетов). Таким образом, впервые в политических реформах партия власти предстает не как чистый исполнитель, а как соавтор новаций.

Наконец, третья интрига была связана с непосредственно партийными делами. Так, длительное время к съезду готовилась программа партии, которая в итоге так и не была принята. В октябре в Серебряном Бору была даже специально арендована дача, где в течение двух недель планировалось разработать программный документ, который и был бы утвержден на съезде. По данным «Коммерсанта», именно тогда центральной идеей программы должен был стать «социальный консерватизм». Тот факт, что программа так и не была принята (и видимо, не завершена), говорит о продолжающемся поиске идеологического наполнения партии, центральной идеей которого теперь будет консерватизм без уточняющих определений. У «ЕР» могло просто не хватить времени для того, чтобы наполнить понятие «консерватизм» неким содержанием, тем более что внутри партии давно привыкли мыслить патерналистски и сдвиг в сторону центра может вызывать и некие идеологические трудности.

На съезде также ожидались крупные кадровые перестановки и перераспределение полномочий между основными органами управления. В СМИ фигурировали даже слухи, что в партию может перейти первый замглавы президентской администрации Владислав Сурков. Однако в итоге обновления оказались достаточно формальными. В основном все решения были связаны с объединением «ЕР» и АПР. После объединения решением съезда в состав Высшего совета введен бывший лидер Аграрной партии Владимир Плотников. Кроме этого, Плотников, а также глава Мордовии Николай Меркушкин включены в состав бюро Высшего Совета.

Одним из главных решений съезда стало более четкое разделение между бюро Высшего совета и Генеральным советом партии. Ряд влиятельных партийцев совмещали членство в обеих структурах, что сопровождалось и дублированием функций. Так, депутаты Госдумы Олег Морозов, Валерий Рязанский, Владимир Пехтин, Валерий Язев вышли из генсовета, но сохранили членство в бюро Высшего совета. При этом само бюро утяжелилось за счет ухода оттуда «старой гвардии» (потерявших реальный политический вес) - таких политиков как Валерий Драганов, Елена Панина, Екатерина Лахова, Константин Затулин, ранее входивших в состав ОВР, одного из источников формирования «Единой России». В Высший совет партии введен руководитель управления внутренней политики администрации президента Олег Говорун (человек Владислава Суркова), который тем самым укрепляет связь АП с руководством партии. По информации газеты «Ведомости», Говорун будет курировать вопросы поиска кандидатур на посты губернаторов, с учетом последних политических реформ: теперь исключительно партия большинства в региональном парламенте будет предлагать кандидатуры президенту.

При этом изменился и состав Генсовета. В президиум вошли глава РСПП Александр Шохин и сенатор Юрий Воробьев. В генсовете сохранил членство Владислав Резник (у которого возникли проблемы с испанским правосудием), приняты в него близкий к администрации президента политолог-депутат Сергей Марков и сестра министра по чрезвычайным ситуациям Лариса Шойгу. В результате принятых поправок к уставу партии несколько больше полномочий получил президиум генсовета, который теперь может принимать решения о внеочередном приеме в партию без испытательного срока, приостанавливать полномочия руководителей межкоординационных советов в президиуме генсовета, принимать на согласование руководителей региональных исполкомов и т. д. Возможности президиума в принятии кадровых решений, тем самым, расширяются.

Съезд «Единой России» был призван изначально стать этапным для партии власти и оформить начало ее новой институциональной роли. Речь идет о расширении возможностей партии участвовать в принятии и реализации политических решений, для чего требовалось усилить связь партии с администрацией президента, снизить роль «старой гвардии», оптимизировать работу управленческих органов. Однако, из-за кризиса институционализация более значимой роли партии власти пока только начала оформляться и наиболее важные решения, судя по всему, еще впереди (но и они уже определенно свидетельствуют о сращивании партии и государственных органов власти). При этом «Единая Россия» пока даже при растущей роли не способна стать субъектом политического процесса, основные решения которой принимают внутри нее, а не вовне: пока центр принятия политических решений остается внутри правящего тандема, сближающегося с партией. Тем не менее, сращивание государственных органов власти (АП и правительства, через премьера) с партией позволяет говорить, что «Единая Россия» перестает быть просто инструментом реализации принимаемых властями решений.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net