Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.08.2008 | Ольга Мефодьева
Кризис СНГ
8 августа Россия начала военную операцию на территории Южной Осетии, 12 августа Дмитрий Медведев официально заявил о завершении миссии российских вооруженных сил «по принуждению грузинских властей к миру». Примечательно, что позиция стран СНГ в этот период ранжировалась от поддержки Грузии до полного молчания, что свидетельствует не только о кризисе СНГ.
Конфликт России и Грузии стал некоторым тестом уровня ориентации стран СНГ. Реакция многих государств показала, что Россия давно уже не является для них исключительным и безусловным патроном в сотрудничестве на территории бывшего СССР.
На 14 августа можно выявить следующие реакции стран СНГ на военные действия с участием Грузии и России:
Откровенную поддержку Грузии оказала Украина, глава которой Виктор Ющенко в составе команды из лидеров «пяти дружественных Грузии государств» (помимо президента Украины в нее вошли президент Литвы Валдас Адамкус, президент Эстонии Томас Хендрик Ильвес, президент Польши Лех Качиньский и премьер-министр Латвии Ивар Годманис) посетил Тбилиси с акцией «солидарности с грузинским народом и демонстрации уважения к его суверенитету». А также на предложение Тбилиси Киеву последовать примеру и выйти из СНГ, представители секретариата президента Ющенко заявили, что Украина и так не является членом СНГ, так как не присоединилась к базовому документу.
Настороженность в адрес России проявил на первых этапах Азербайджан, впоследствии позиция этой страны перешла в фазу «молчания» и сожаления по поводу экономических потерь вследствие повреждения газопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Сохранили молчание Молдавия, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан. Молдавия частично была вовлечена в конфликт наличием такого же спорного региона Приднестровья, пресс-служба министерства иностранных дел которого открыто осудила Кишинев за бездействие. В Тирасполе не исключают, что власти Молдавии заняты «изучением опыта боевых действий против мирного населения» на основе грузинской военной операции. Но важно, что российская сторона воздержалась от критики в адрес Кишинева, а посол России в Молдавии подчеркнул, что молдавское правительство продемонстрировало высокую степень государственной мудрости, попытавшись изначально оценить ситуацию, а затем ее комментировать и принимать решение. Такая позиция свидетельствует о том, что российское руководство подобным отношением пытается сохранить свое влияние на политику урегулирования отношений Молдавии и Приднестровья.
Сочувствующую позицию с обещанием гуманитарной помощи высказали Казахстан, Киргизстан, Белоруссия, Армения. На встрече с президентом Казахстана глава Киргизии Курманбек Бакиев заявил: «Конфликты, подобные тому, который произошел между Россией и Грузией, должны решаться сугубо на основе международного права и только политико-дипломатическим путем». А президент Казахстана в свою очередь подчеркнул, что «российские СМИ оценили ситуацию как гуманитарную катастрофу и геноцид осетинского народа. Наверное, истина выяснится позже». И Киргизстан, и Казахстан выразили желание оказать гуманитарную помощь Южной Осетии. Множество вопросов вызвало молчание президента Белоруссии Александра Лукашенко, в частности 12 августа посол России в Белоруссии Александр Суриков выразил недовольство по этому поводу: «Мы знаем, что Конституция Белоруссии запрещает использование белорусских войск за пределами страны, но гуманитарная составляющая могла бы присутствовать. Кроме того, могла бы быть словесная поддержка, что и мы всегда делаем для Белоруссии». Реакция Лукашенко не заставила ждать, и 13 августа Лукашенко наконец-то высказался: «Белорусский народ, как и все россияне, скорбит о жертвах трагедии. <…> Мы желаем стойкости и мужества в преодолении последствий этой гуманитарной катастрофы». Заметим, что Лукашенко не признал события геноцидом и прямо не указал на виновника кризиса. Позже глава Белоруссии пообещал оказать гуманитарную помощь. Тем не менее, Лукашенко не удалось сгладить недовольство российской стороны, так как 14 августа на встрече глав правительств России и Белоруссии Владимир Путин вновь поставил вопрос о позиции Белоруссии по конфликту в Южной Осетии, и вместо решения экономических вопросов Сергею Сидорскому пришлось разъяснять свое отношение к случившемуся на Кавказе.
Что касается Армении, то ее позиция противоречива. С одной стороны, глава МИД Армении Гегам Гарибджанян сказал, что Армения отвергает предложении Грузии о выходе из СНГ, потому что СНГ «является долгосрочным политическим выбором Армении», хотя, тем не менее, от каких-либо четких оценок этого конфликта армянское руководство также воздержалось, но выразило соболезнования погибшим. Одновременно Армения выразила соболезнования не только России, но и Грузии, стремясь диверсифицировать свои внешнеполитические приоритеты.
Вполне понятна позиция Азербайджана и Молдавии, отношение к южноосетинскому конфликту которых сформулировано в контексте таких же проблемных территорий: в одной – Нагорный Карабах, в другой – Приднестровье. Также для Азербайджана важно остаться экономическим партнером Грузии. Что касается остальных стран СНГ, то тут очевидно, что одни заняли выжидательную позицию, другие сознательно отказались от каких-либо заявлений. Скорее всего, основным фактором для этих государств стала неясность вопроса о том, в какой мере Москве грозит международная изоляция. Из этого можно сделать вывод о том, что большинство стран СНГ диверсифицировали свою внешнюю политику, предпочитая сохранить позитивные отношения с Западом. Кроме того, лидеры стран Содружества опасаются усиления влияния на них со стороны России в случае укрепления ее позиций на постсоветском пространстве (это невыгодно как «антироссийским», так и «пророссийским», но стремящимся сохранить свою самостоятельность режимам).
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.