Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Комментарии
13.08.2008 | Алексей Владимиров
Ничья в пользу компромисса
Течение демократического процесса иногда приводит к причудливым результатам – состоявшийся референдум в Боливии на первый взгляд закончился вничью. Президент Моралес получил поддержку сограждан, точно также сохранили или даже упрочили свои позиции оппозиционные ему губернаторы зажиточных регионов. Однако в этом случае воля избирателей может не просто завести политический процесс в тупик, но и заставить противостоящих друг другу политиков искать и находить компромиссы. В 2005-ом году Моралес выиграл выборы не просто в качестве представителя обделенных властными полномочиями многочисленных и в целом не очень счастливых боливийских индейцев. Многие белые, образованные и вполне зажиточные боливийцы поддержали кандидата-индейца, считая, что с ним связана новая, светлая страница в истории их родины. Спустя три года почти все эти надежды оказались развеяны.
Во-первых, во многих вопросах Моралес был куда радикальнее, чем это было разумно и необходимо. Неоднократно уже писалось и говорилось, что, даже если считать политику Моралеса и Чавеса социализмом, успешным такой курс может быть только непродолжительный период времени – рано или поздно не очень умелое государственное регулирование экономики и раздачу бедным доходов от экспорта энергоносителей необходимо заменить чем-то более существенным и эффективным.Это трудность субъективная, связанная с политическими предпочтениями Моралеса. Есть сложности и более глубинные. Прежде всего это сопротивление традиционного политического класса, где доминируют белые. Своей кульминации кризис достиг в противостоянии Моралеса с губернаторами и жителями восточных, более зажиточных боливийских провинций. С начала года в них прошла череда референдумов, в которых большинство жителей проголосовали за большую автономию от центрального правительства. Автономия эта должна была проявиться главным образом в формуле распределения национальных доходов: более «белые» и зажиточные восточные провинции традиционно являются мотором боливийской экономики, однако своего дохода фактически лишаются в пользу прибрежных провинций запада Боливии, где живёт много бедных индейцев.
Моралес пошёл на достаточно смелый шаг: в ответ на региональные референдумы он предложил провести общенациональный плебисцит о доверии президенту и проводимому им курсу. При этом было решено организовать референдумы и по поводу судьбы региональных руководителей. Голосование состоялось. Учитывая тот факт, что в Боливии участие в голосовании обязательно, не следует удивляться достаточно высокой явке в 80 процентов, которая даёт основания утверждать, что результаты голосования имеют высокую легитимность.
Однако настолько легитимный результат оказался и неожиданным: по предварительным данным Моралеса поддержали больше двух третей избирателей, но и противостоящие ему губернаторы поддержку своих избирателей получили. Враждебные Моралесу комментаторы ликуют – президент завёл страну в тупик противостояния. Но тут, пожалуй, более уместна другая постановка вопроса: а если избиратели тем самым отметили правоту и того, и другого политического лагеря, вынуждая противников к компромиссу?И такой компромисс искать придётся. Моралес планирует обширные реформы: и конституцию хочет поменять так, чтобы полномочий у него было побольше, и вполне эффективные программы социальной помощи расширить, и национализацию продолжить. С яростным сопротивлением региональных властей сделать это будет невозможно. Впрочем, и губернаторам нужно тщательно подумать – стоит ли избирать курс на окончательный, чреватый самыми негативными последствиями раскол страны?
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.