Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.06.2008 | Татьяна Становая
Беспартийная команда
Вчера Совет Федерации на заседании проголосовал за внесение изменений в регламент работы верхней палаты, которые, в частности, ужесточили запрет на проведение в стенах СФ политической деятельности. Речь идет, прежде всего, о запрете на «организацию и ведение любой деятельности в интересах политических партий». Судя по всему, таким образом, спикер СФ Сергей Миронов намерен снизить партийное влияние «Единой России» на сенаторов. У него это получалось и ранее: после ряда законодательных изменений, состав СФ находится под личным контролем спикера. Принятие нынешних поправок можно расценивать как санкционированная Кремлем попытка Миронова укрепить свои позиции на собственном «поле».
Новые поправки в регламент можно назвать очередным этапом укрепления позиций спикера в СФ. Напомним, что несколько лет назад Сергей Миронов инициировал реформу верхней палаты парламента, которая существенно расширяла полномочия спикера. Новые изменения были направлены также и на снижение зависимости сенаторов от делегировавших их органов власти. Так, без подтверждения полномочий СФ ни один представитель исполнительной или законодательной ветвей власти не может стать полноценным сенатором. Не раз представители регионов месяцами ждали утверждения в СФ, однако из-за конфликта с Мироновым, им так и не удавалось получить статус сенатора. Частью корпоративизации СФ стало и резкое ограничение оснований, по которым регионы могут досрочно отозвать своих представителей. Даже если ЗАКС или исполнительная власть захотят сменить своего представителя, им это сделать не удастся. В январе 2006 года, когда вступили в силу поправки в российское законодательство, регулирующее порядок формирования СФ и статус сенаторов, Сергей Миронов заявил, что досрочная смена сенаторов - плохая идея. Он подчеркнул недопустимость сложившейся ситуации, когда регионы нередко проявляют инициативу об отзыве своего сенатора, что негативно влияет на эффективность работы СФ. Зато право досрочного отзыва сенаторов спикер получил лично.
Это значительно укрепляло политические возможности Сергея Миронова. В данном случае важно отметить, что Сергей Миронов как спикер СФ имеет два связанных между собой пласта интересов: политико-аппаратный и партийный. В первом случае Миронов уже добился большого успеха, создав с нуля фактически рычаги контроля над верхней палатой парламента. При этом он пользовался полной поддержкой Кремля и Владимира Путина лично: учитывая «качество» СФ (бизнесмены, почетные отставники, бывшие политики), роль Миронова в сохранении управляемости парламента ценилась и ценится достаточно высоко.
С другой стороны, у Миронова всегда был и партийный интерес. Напомним, что сначала у него была Партия жизни, которая, правда, оказалась не очень успешным политическим проектом. Однако потом была создана «Справедливая Россия», фактически встрепехнувшая всю политическую элиту. Ее успех в регионах привел к рискам диверсификации административного ресурса, что политическая власть не могла себе позволить. В итоге роль «СР» была пересмотрена: партия должна была выйти из статуса жестко оппозиционной и популистской и несколько убавить свой пыл. Тем не менее, по итогам думских выборов Миронов добился создания в Госдуме собственной фракции.
Сегодня конкуренция между «СР» и «ЕР» снижается. Это связано как со стремлением Кремля уйти от лишних рисков, так и с завершением электорального цикла. А значит политико-аппаратные интересы Миронова вновь выходят на первый план. Однако теперь «ЕР» с этой точки зрения представляет для Миронова более осязаемую опасность.
«Единая Россия» в последнее время все активнее вырывается из роли «нажимателей кнопок». Амбиции партии распространяются далеко за стены парламента. Готовится чистка рядов, развивается внутрипартийная дискуссия (само заявление Плигина о возможности обсудить возвращение выборов губернаторов можно назвать сенсационным). Не говоря уже о том факте, что «ЕР» возглавил Владимир Путин. Конечно, в действительности, пока это не делает партию субъектом политического процесса. Тем не менее, свое место и свою роль в политической системы она укрепляет.
На этом фоне действия Сергея Миронова выглядят вполне логично. Фактически он пытается минимизировать возможности партии власти влиять внутри верхней палаты парламента. Если раньше в Совете Федерации не допускалось лишь создание формализованных фракций и парламентских объединений, то теперь к этой норме прибавился запрет на «организацию и ведение любой деятельности в интересах политических партий». С одной стороны, может показаться, что это направлено и против «СР». Однако в действительности, это не так: «СР» в Совете Федерации как инструмент или механизм наращивания политического влияния практически неэффективен. Гораздо более опасны связи сенаторов с «ЕР». В то же время не совсем понятно, в какой степени новый запрет будет контролироваться.
Кроме этого, согласно внесенным в регламент изменениям, теперь не весь Совет Федерации утверждает смету расходов по обеспечению деятельности палаты, а спикеру верхней палаты передается право утверждать правила предоставления из федерального бюджета бюджетам регионов трансфертов на возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением делегированных ими сенаторов. Полномочия председателя Совета Федерации также дополнились правом утверждать стандарты финансового, материально-технического и иного обеспечения деятельности членов верхней палаты. После этого большинство сенаторов-единороссов вряд ли будут помнить о своей партийной принадлежности.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.