Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.06.2008 | Татьяна Становая
Оппозиция режима
Вчера президент России Дмитрий Медведев в лучших путинских традициях провел встречу с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым. В рамках этой встречи публично были подняты темы борьбы с коррупцией, где президент призвал лидера коммунистов подключиться к решению этой системной проблемы. Зюганов предложение с удовольствием принял, тем самым, приняв и общие правила функционирования системной оппозиции. Ее главная роль, отведенная еще при Путине, состоит не в критике действий власти, а в посильном соучастии в выработке публично значимых решений. Реальное влияние при этом на выработку решений должно оставаться минимальным.
Встреча Медведева с Зюгановым показала, что положение системной оппозиции при новом президенте не изменится. Важнейшей характеристикой режима остается его стремление снизить политическую конкуренцию и выработать условия для «консолидации власти и общества». Тем самым, власть снижает для себя политические риски, а оппозиция перестает быть опасной: она просто не рассматривается и не позиционируется как альтернатива власти.
Медведев посвятил встречу борьбе с коррупцией – одной из его главных публичных приоритетов, на которых, в том числе, строится его имидж либерала (больше значит для бизнес-кругов) и антибюрократа (более популистская составляющая). Президент рассказал Зюганову про созданный Совет по борьбе с коррупцией и пригласил его к сотрудничеству. «У Вас вторая по значимости фракция в Государственной Думе – авторитетная фракция, имеющая свои идеи, и по этим вопросам тоже. Поэтому мне кажется очень важным, чтобы Вы тоже приняли участие в этом процессе», - сказал Медведев.
Зюганов на этой встрече меньше всего походил на лидера самой крупной автономной оппозиционной партии. «Очень важная тема, Дмитрий Анатольевич! Абсолютно согласен, потому что ни один закон не сможет работать, если в стране процветает коррупция. Поэтому мы активно подключимся и считаем, что это – главный вопрос», - сказал он, напомнив про законопроект о борьбе с коррупцией, подготовленный Виктором Илюхиным. В ответ Медведев заявил, что позиция КПРФ в итоговых антикоррупционных документах должна быть учтена.
Таким образом, встреча в действительности демонстрирует тот формат отношений власти и системной оппозиции, который фактически выработан за время путинского правления. Причем такой формат может оказаться взаимовыгодным. Власть избегает острой критики от реальной оппозиции (пусть и в той или иной степени договороспособной). Одновременно она получает защиту от обвинений в подавлении оппозиционеров – сотрудничество с КПРФ, напротив, показывает, насколько публично конструктивным оно может быть.
Есть и некие плюсы для самой КПРФ. Она получает возможность преодолеть информационную ограниченность. Доступ в телеэфир – важнейший ресурс поддержания жизнедеятельности любой политической силы. Одновременно она получает шанс поиграть в крупную и влиятельную политическую партии, которая дает советы Кремлю, а Кремль к ней прислушивается. Это один из способов продемонстрировать свою дееспособность.
В то же время в реальности такой формат замораживает режим управляемой демократии, где реальной конкуренции политических сил нет, а системная оппозиция практически не имеет шансов выйти из этого статуса (разве что во внесистемную оппозицию). Такой формат взаимодействия является формой нейтрализации оппозиции с сохранением всех основных демократических декораций. Это во многом говорит и о том, что надежды либеральной общественности на некоторую политическую плюрализацию, по крайней мере, в ближайшее время, вряд ли оправданы.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.