Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.06.2008 | Татьяна Становая
Медведев задал тон российско-американский отношениям
7 июня президент России Дмитрий Медведев выступил с очень амбициозными и масштабными заявлениями на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, которое можно считать логическим продолжением цепочки его выступлений в Берлине.
Выступление Медведева было посвящено ситуации в мировой финансово-экономической системе. Главной отличительной чертой этого выступления стала его глобальность в масштабах мировой экономики. Медведев впервые за много лет предложил значительно пересмотреть мировое регулирование финансовых и продовольственных рынков, а России – возглавить новые реформы.
Во-первых, Медведев, в продолжение своей антиатлантической линии в выступлениях в Берлине, обрушился с критикой на роль США в мировой финансовой системе. «Недооценка рисков крупнейшими финансовыми компаниями в сочетании с агрессивной финансовой политикой самой большой экономики мира привели не только к убыткам корпораций. Беднее, к сожалению, стали большинство людей на планете. И это отчетливо заметно не только в экономиках слаборазвитых стран, но и в экономиках самых передовых государств», - заявил Медведев в начале выступления. Вскоре он напрямую обвинил США в мировом кризисе. «Именно несоответствие формальной роли Соединённых Штатов Америки в мировой экономической системе её реальным возможностям – и было одной из центральных причин текущего кризиса», - заявил он.
Фактически Медведев выступил против роли США как глобального регулятора мировых товарных и финансовых рынков, также указал на общий кризис «глобальных институтов управления» (очевидно, намекая на МВФ).
Не обошел Медведев и развитые страны, обвинив их в «национальном эгоизме». Позднее в своем выступлении президент пояснил, что речь идет о подталкивании роста спроса на продовольствие, ограничении агроэкспорта, расширении производства биотоплива, протекционизме в отношении своих сельхозпроизводителей, наращивании производства товаров с ГМК. Таким образом, критика шла с подчеркнуто либеральных позиций. Не обошел вниманием Медведев и главную проблему США – неспособность поддержать собственную валюту. Как следствие – развитие финансовых инструментов, обеспеченных сырьевыми активами – еще одна причина сырьевого кризиса. Тем самым, Медведев поставил под сомнение не только роль США, но весь сложившийся порядок в мировой финансовой системе.
Во-вторых, Медведев выдвинул Россию на роль альтернативного центра реформирования «глобальных институтов управления». «Россия сегодня – «глобальный игрок». И понимая свою ответственность за судьбы мира мы хотим участвовать и в формировании новых правил игры, причём не из-за пресловутых «имперских амбиций», а именно потому что обладаем и соответствующими публичными возможностями и соответствующими ресурсами», - заявил Медведев. Такая однозначная и конкретная заявка на ревизию роли США как доминирующего игрока на мировых финансовых рынках звучит впервые с развала СССР.
Медведев предложил реформу «глобальной финансовой архитектуры». Озвучив ряд идей (упорядочивание институтов регулирования, создание условий для адекватной оценки участниками рынка своих контрагентов, создание эффективной системы стимулов к рациональному поведению), Медведев призвал обсуждать их на российской площадке. «Россия была бы удобной площадкой для начала такого обсуждения. В этой связи предлагаю уже в этом году провести у нас представительную международную конференцию с участием руководителей крупнейших финансовых компаний, ведущих финансовых аналитиков и учёных. Больше того, такая площадка могла бы стать и постоянно действующей. А выработанные на ней подходы могли бы использоваться политиками для принятия соответствующих решений», - сказал он.
Наконец, в-третьих, Медведев презентовал Россию как потенциально мощный мировой финансовый центр. «Превращение Москвы в мощный мировой финансовый центр, а рубля в одну из ведущих региональных резервных валют – вот это ключевые составляющие, призванные обеспечить конкурентоспособность нашей финансовой системы. И соответствующий план действий будет принят уже в самое ближайшее время», - заявил президент. «Ещё один приоритет – это более активная интеграция России в мировой рынок капиталов. Мы уже достигли определённых успехов в привлечении капиталов. И теперь начали стимулировать инвестиции российских компаний за рубежом», - рассказал Медведев о российских претензиях. «Специально хотел бы отметить, что наши инвестиции – не носят спекулятивного или агрессивного характера. Последние примеры зримо свидетельствуют, что наши компании не только сохраняют рабочие места в тех случаях, когда приходят на какие-то рынки, но и создают новые. Подчеркну, что российскими компаниями, как правило, движут прагматические соображения. Я уверен, что их действия будут прозрачны, основаны на учете интересов партнёров и соблюдении международного права и национальных законодательств», - постарался успокоить Медведев западную аудиторию, озабоченную экспансией российских компаний на развитых рынках и, дав понять, что она не только не может быть пересмотрена, но и, напротив, поддерживается на самом высоком политическом уровне.
Дополнением и развитием медведевского выступления выглядела либеральная речь первого вице-премьера Игоря Шувалова, посвященная российским экономическим проблемам (видимо, разделение сфер интересов было согласовано заранее). Шувалов выступил с программным и очень резонансным выступлением, в котором, в частности, заявил, что в инновационном обществе избыток государства так же опасен, как и его недостаток. Провалы госрегулирования «оказываются гораздо более болезненными, чем провалы рынка», так как государство медленнее реагирует на вызовы сложившейся ситуации. «Многие критикуют власть за стремление проникать во все сферы. С одной стороны, есть желание бюрократии все более вмешиваться в хозяйственную деятельность. С другой стороны, есть сильное желание побудить государство к таким действиям», - отметил он. По словам Шувалова, государство максимально снизит участие чиновников в советах директоров госкомпаний. Он заявил, что правительство намерено провести ротацию в советах директоров госкомпаний, а также нацелено на реформу корпоративного управления в госкорпорациях. Это стало развитием речи Медведева в Красноярске, ставшей программной для будущего президента. Показательно также, что Шувалов призвал отказаться от догоняющей модели развития России, что свидетельствует об общности идеологического видения Шуваловым и Медведевым путей развития страны.
Выступление Медведева оказалось не только беспрецедентно амбициозным, но во многом провокативным в отношении США. При этом он сумел сохранить баланс между идеологическим либерализмом и «патриотическими», а также внешнеполитическими претензиями страны. При этом его речь хотя и не была агрессивной, однако выглядит достаточно серьезным вызовом в адрес США, облеченным в приемлемые для западной аудитории формы. Медведев задал будущим российско-американским отношениям достаточно жесткую, наступательную рамку, которая снижает значимость фактора смены лидеров двух стран.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.