Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
02.04.2008 | Сергей Расов
Теледержавие
О продаже самого крупного медиа-холдинга Казахстана «Хабар» было известно еще пару недель назад. На продажу единым лотом были выставлены 49,99 процента простых акций АО «Агентство «Хабар», куда входят два республиканских телеканала: «Хабар» и «Ел Арна», круглосуточный спутниковый телеканал Caspionet, радио «Хабар» и интернет-порталы. По данным на 2006 год, этот пакет акций делили между собой ЗАО «Казцентр-ТВ» и ЗАО «Казахстанская телерадиокорпорация», за которыми стояла одна весьма высокопоставленная фигура.
В Казахстане никто не сомневается, что, какие бы юридические лица ни назывались в качестве продавцов акций, за ними стоит не кто иной, как дочь президента Дарига Назарбаева, которая возглавляла агентство «Хабар» в течение девяти лет до своего избрания в парламент.
Последние пару лет возвращения «Хабара» под крылышко государства добивался глава Министерства информации и культуры Ермухан Ертысбаев (на содержание наполовину частного канала государство ежегодно выделяло около 33 миллионов долларов). До поры до времени все призывы Ертысбаева были «гласом вопиющего в пустыне», однако политическая ситуация изменилась.
Еще совсем недавно Дарига Назарбаева была влиятельным политиком в Казахстане. Она не только гордо носила значок депутата Мажилиса парламента, но и создала пропрезидентскую партию «Асар». Все поговаривали, что Нурсултан Назарбаев в лице дочери готовит себе замену на президентском посту. Однако «Асар» был поглощен партий власти «Отан», а летом этого года грянул «Рахатгейт», который завершился на минувшей неделе приговором экс-супругу Рахату Алиеву. Бывший муж заочно осужден гражданским и военным судом на 20+20 лет лишения свободы с конфискацией имущества, находится в Вене и на родину явно не собирается. С мужем-преступником Дарига Назарбаева развелась, партию потеряла, и вот дело дошло до распродажи медиа-активов.
С самого начала сделка была окутана завесой тайны, но мало кто сомневался, что произойдет типичный казахский вариант, когда продавец всяко выиграет, а расплачиваться придется налогоплательщикам, то есть простым гражданам республики. В результате «Хабар» ушел за 100 миллионов долларов госпредприятию «Самгау», которым руководит экс-министр транспорта и коммуникаций Серик Буркитбаев, а интересы собственника представляло некое загадочное предприятие АО «VISOR Capital». Почему и на каком основании была выбрана сумма в 100 миллионов «зеленых», остается только гадать, но вероятно речь идет о банальной, закулисной договоренности между продавцом и покупателем.
Кстати, это подтвердил в интервью одной из газет вице-президент KASE (Казахстанская фондовая биржа) Андрей Цалюк: «Рыночной оценки акций «Хабара» не существует, потому что они впервые выводятся на открытый рынок... Пакет акций достаточно большой, продается он одним лотом, сумма гарантийного взноса - 2 миллиарда тенге - очень значительна, прозрачности никакой. Учитывая все это и опираясь на опыт, можно предположить, что покупатель акций был определен заранее».
Зачем купили «Хабар»? Понятно, что столь значимый шаг на медиа-рынке Казахстана был тщательно выверен. Теперь под зорким оком государства будут находиться все влиятельные ТВ-каналы. К государственному каналу «Казахстан» (95% охвата территории республики), добавились еще два канала - «Хабар» и «Ел арна» с чуть меньшей зоной покрытия, но вещающие для 13 миллионов человек (все население Казахстана чуть более 15 миллионов). Плюсом идут спутниковый телеканал, радио и интернет-ресурсы.
Учитывая, что в Казахстане не утихают разговоры об «экспансии» российского телевидения, вероятно на ныне полностью государственном канале «Хабар» попытаются сделать конкурентоспособное казахское ТВ. Также понятно и то, что теперь на территории республики путем всеохватывающего телевизионного ресурса будет проводиться единая государственная идеология. Косвенно это подтверждается пресс-релизом агентства «Хабар», где говориться, что сделка была осуществлена в целях реализации «стратегии холдинга по построению вертикально интегрированной информационно-технологической компании». Следовательно, перемен в информационной политике СМИ, входящих в состав агентства, ожидать не стоит.
Кстати, в свое время в «Самгау» были переданы 12 компаний, в том числе АО «Казтелерадио» и АО «Казахстанские телекоммуникации» («Кателко»), «Казпочта» и т.д. Так, что информационному монстру «Самгау» теперь может позавидовать даже ВГТРК «Россия».
Есть и другая - политическая версия. После изгнания экс-зятя президента за пределы Казахстана произошел элементарный передел собственности медиа-империи супружеской четы Назарбаева-Алиев. Сначала необыкновенно быстро, поменяли хозяев телеканал КТК, общенациональная газета «Караван» и информагентство Казахстан-Today. И вот под занавес продали «Хабар», вероятно, чтобы ни у кого не возникали ненужные вопросы об имуществе «нажитым непосильным трудом».
Все это очень сильно напоминает российскую политику реприватизации последнего времени. Сначала государство за бесценок распродавала свои активы, а сейчас за бюджетные миллиарды все выкупает обратно. При этом всегда найдется приличный повод для такого рода сделок. Когда надо можно заявить, что власть приветствует частную инициативу, а когда не надо, можно вспомнить о благе госкапитализма и национализации стратегических ресурсов. Так, что первый казахстанский блин, вышел совсем даже не комом. Вероятно, после столь успешных «торгов», последуют следующие шаги правительства.
Самое забавное в этой ситуации, что Дарига Назарбаева по-прежнему остается председателем оргкомитета Евразийского медиафорума (ЕАМФ). В очередной раз, он пройдет в Алматы 24-25 апреля, и будет «содействовать развитию свободного и открытого диалога политиков, журналистов и экспертов по глобальным проблемам современного развития и влияния на них СМИ в поиске новых подходов обеспечения политической стабильности и безопасности в регионе».
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.