Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.03.2008 | Светлана Самойлова
Президенты создали «совещательную комнату»
11 марта президент России Владимир Путин и избранный президентом России Дмитрий Медведев провели встречу с руководством Госдумы и лидерами фракций нижней палаты парламента. Это была традиционная встреча, которую Владимир Путин проводил ежегодно. Однако в этом году ее главное отличие заключалось в участии в ней только что избранного президента России Дмитрия Медведева, что придавало традиционной встрече новый формат.
Как правило, подобные встречи проводились в рамках политики Кремля по консолидации всех политических сил вокруг государственной власти. Кремль стремился снизить уровень политической конкуренции, повысив эффективность государственных механизмов принятия решений за счет снижения политических издержек. Нынешняя встреча подтверждает этот курс. Владимир Путин стремится встроить все фракции в некий заранее заданный формат взаимодействия и движения к одной уже поставленной цели, и Медведев перенимает этот формат. В своем вступительном слове, президент попросил лидеров фракций сконцентрировать свои усилия на законодательном обеспечении плана-2020: принятии законопроектов о снижении налогов в социальной сфере, развитии строительной сферы, модернизации экономики, пенсионной реформе и т.д. (Путин повторил основные тезисы выступления на Госсовете). Такая постановка вопроса автоматически делает сам план безальтернативным и выводит его из поля политической конкуренции.
При этом привлечение думцев к обсуждению этого плана носит имитационный характер: практически все идеи, которые были озвучены на встрече, с ходу отвергались Путиным и Дмитрием Медведевым, либо находили поддержку, если озвучивались в развитие уже проводимой политики. Так, предложение Бориса Грызлова полностью отойти от «трехзвенки» (министерство-служба-агентство) было отвергнуто Медведевым, который призвал не перечеркивать полностью адмреформу. Идеи от других фракций также подверглись критике. Так, Путин скептически отозвался об идеях Геннадия Зюганова значительно повысить финансирование сельского хозяйства по примеру СССР, не согласился с критикой в адрес Болонской системы образования, а также усомнился в оценках Зюганова по поводу размеров и покупательской способности советских пенсий. Путину не понравилась идея Жириновского об установлении «отцовского капитала», призыв опираться на элиту, а не «рабочий народ», а также идея ликвидировать желтую прессу. В то же время, очевидно, что многие предложения парламентариев носят явно нереалистичный характер или противоречат принципиальному политико-экономическому курсу власти, так что и не могли быть приняты.
Однако, несмотря на это, оппозиционные лидеры воспринимают такие встречи более чем позитивно, приветствуя сложившуюся традицию.
Гораздо более значимым было участие в этой встрече Дмитрия Медведева, который полностью перенял и стилистику, и содержательное наполнение подобных мероприятий. Он назвал «исключительно важными» такие встречи с точки зрения повышения роли парламентских партий. После вступления в должность президента, подобные встречи будут продолжаться. Медведев заявил, что «только в этом случае возможен постоянный и продуктивный диалог» между законодательной и исполнительной властями.
Встреча Путина и Медведева с руководством Госдумы и лидерами фракций также положила начало публичным консультациям по вопросу формирования правительства. Напомним, что такие консультации Путин проводил и в 2004 году, однако реально Госдума не играла здесь никакой роли, и для депутатов парламента кадровые и структурные решения президента тогда были совершенно неожиданными. Сейчас ситуация иная: учитывая, что правительство и премьер будут политическими, расширяется, политизируется и процесс формирования кабинета, что оправдывает более широкий формат обсуждения. Гораздо более интересны отношения Путина и Медведева в процесс формирования правительства. В своем вступительном слове Медведев заявил, что «этой работой мы занимаемся совместно с Владимиром Владимировичем». Однако чуть ниже Путин уточнил, что «только он [Медведев] этим и занимается. Поэтому, если есть какие-то предложения, прошу в диалоге с Дмитрием Анатольевичем эти вопросы пообсуждать… У меня сейчас из-за текучки и времени не много».
Владимир Путин, по сути, монополизировал повестку дня, предложив политической оппозиции роль экспертного сообщества, которое допускается до обсуждения этой безальтернативной повестки и которое при этом получает возможность апеллировать к своему избирателю. Тем самым, Путин фиксирует тот формат взаимодействия власти и других политических институтов – законодательной ветви власти и оппозиции, который наиболее устраивает Кремль. Одновременно такой формат полностью перенимается и Дмитрием Медведевым, который своим участием подтверждает преемственность. Сама по себе встреча является также и началом публичных консультаций по поводу будущей структуры правительства и государственного курса. При этом Путин здесь выдвигает на первый план Медведева, добровольно самоустраняясь и давая четкий сигнал элитам, что Медведев не будет «местоблюстителем». Это подтверждает, что Путин продвигает концепцию «двух царей»: он и Медведев вдвоем будут принимать все основные, наиболее важные политические решения.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.