Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
16.01.2008 | Татьяна Становая
Медведев получил социальную помощь
Вчера президент России Владимир Путин выступил на заседании Совета палаты Совета Федерации. Выступление стало предвыборным: Путин обозначил самые острые проблемы и приоритеты в социальной сфере – это именно то, что в первую очередь волнует подавляющее большинство россиян. Одновременно он оформил социальную программу для своего преемника – Дмитрия Медведева, электоральный вес которого пока очень сильно зависит от способности оправдать все социальные ожидания населения, связанные с реализацией «путинского курса».
Тот факт, что оформлением социальной программы занимался Путин, а не Медведев, вполне понятен: первый становится в глазах населения «страховкой» и гарантией выполнения постоянно звучащих общений в отношении социального положения россиян. «Сейчас крайне важно обеспечить преемственность курса на устойчивое развитие страны, выполнить все предвыборные обещания данные гражданам», - сказал вчера Путин. Если на выборах в Госдуму Путин был вынужден возглавить избирательный список «Единой России» и заставить россиян голосовать за него как национального лидера, то сейчас избирателям вновь будет предложен Путин, но как будущий премьер-министр, для чего нужно будет всего лишь проголосовать за Медведева. Однако в отличие от думских выборов, сейчас Путин будет в большей степени участвовать в формировании содержательного наполнения образа Медведева, в первую очередь его программы (на выборах в Думу суть программы фактически умалчивалась, акцент делался исключительно на фигуре президента).
Социальная политика станет ядром всей предвыборной кампании Медведева, что связано не столько с его историей руководства национальными проектами. Заметим, что сами по себе национальные проекты появились неслучайно: именно вместе с ними началась реализация проекта «преемник». Они должны были поднять социальный вес Медведева в глазках населения: ничто не могло это сделать эффективнее, чем посвящение проблемам образования, здравоохранения, жилья и АПК. «Страна вступила во вторую избирательную кампанию по выборам Президента Российской Федерации, и, разумеется, в ходе этой кампании первостепенное значение и внимание будет уделяться вопросам социальной политики», - сказал Путин, сразу же предупредив других политиков от использования популизма.
Главный козырь Путина и Медведева на этом фоне – в безальтернативности. Ни один политик, ни одна партия не могут предложить сопоставимые по масштабам проекты, реализация которых выглядела бы реальной. Это позволяет Путину признавать ошибки, критиковать правительство за высокую инфляцию, что разоружает конкурентов, поднимающих острую тему роста цен. Следующий шаг – снизить значимость ошибок, выведя на первый план тему успешного развития страны. «Здесь [в последствиях от инфляции] нет ничего страшного. Вектор правильный, макроэкономические показатели в целом у нас устойчивые, экономика развивается позитивно, и мы с этими проблемами справимся», - заявил вчера Путин.Не обошлось и от постановки глобальных задач. Как напомнил вчера Путин, Россия должна к 2020 году войти в пятерку крупнейших экономик мира. «Мы совершенно точно способны эту задачу решить – мы обязательно её сделаем», - сказал он, тем самым абсолютно четко давая понять, что будет лично заниматься достижением этих задач на посту премьера.
Основной идеей же выступления Путина стало провозглашение новой политики социального развития. По сути, эта политика, конечно, не является новой. Однако ее звучание, ее оформление позволяет вывести социальную риторику власти на новый уровень, поднять социальные проблемы выше всех остальных и более адекватно настроениям масс расставить приоритеты. Отсюда и появление пафоса. «Её содержание [политики социального развития] гораздо шире, чем просто выплата пособий и финансирование социальных учреждений. Речь идет о формировании современной социальной среды вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение конкурентоспособности и доходов, в конечном счёте – на развитие российского народа. Не просто на сбережение, а на развитие российского народа. Для конкретного человека это значит, что он сможет рассчитывать на доступную и качественную медицинскую помощь; может получить достойное образование, которое даст ему возможность устроиться по профессии и хорошо законно зарабатывать; что он сможет раскрыть свои творческие способности, приобщиться к национальному культурному богатству», - сказал Путин.
Однако каким образом это будет делаться, не ясно (правда, в целях избирательной кампании это пояснять и не нужно). «Мы должны активно содействовать тому, чтобы внедрялись механизмы государственной поддержки и финансовые инструменты, опираясь на которые человек сможет приобретать или арендовать жилье», - сказал Путин, очевидно намекая на развитие ипотечного кредитования – надо признать, самая пока провальная тема среди национальных проектов.
Без проведения далеко не простых социальных реформ сделать нынешнюю громоздкую и глубоко еще советскую социальную сферу эффективной и современной невозможно. В то же время намек на предстоящие реформы прозвучал: «в ближайшее время нам необходимо детально заняться обновлением системы социальных обязательств для полноценной реализации принципов доступности и качества социальных услуг. Эту работу нужно вести в постоянном диалоге с гражданским обществом, бизнесом, профессиональными сообществами». Одновременно государство рассчитывает на поддержку со стороны бизнеса, что, правда, реально лишь при очень высоком уровне поддержки политических властей со стороны населения.
Проведение рыночных реформ в социальной сфере неизбежно. Видимо, Путин понимает это. Однако государство пока не готово взять на себя полную ответственность за их реализацию (в этом случае девальвация доверия неизбежна). Поэтому ставка делается на развитие частной сферы в образовании и здравоохранении на фоне существования архаичной государственной. «Для социальной сферы, как и для экономики, должно, наконец, стать актуальным такое понятие, как борьба за потребителя», - сказал Путин. Идея очень правильная, однако в условиях, когда население в своем большинстве зависит в социальном плане от государства и не имеет экономических оснований даже претендовать на услуги в частном секторе, добиться конкуренции за потребителя практически невозможно. Государству придется идти к тому, чтобы сокращать госсектор в социальной отрасли, что также признает Путин. «Нужно сократить избыточное госрегулирование в социальной сфере, убрать разного рода административные барьеры – не уменьшая, конечно, тех сфер, где гарантии государства должны обеспечить качество предоставляемых услуг. А сама социальная сфера должна стать полем для заинтересованного партнёрства государства, бизнеса, общественных структур в реализации их совместных программ», - сказал Путин. Заметим, что до сих пор власть не решалась пойти на решительные шаги в этом направлении: уж слишком политически опасны здесь решения. Возможно, при Медведеве-президенте это будет проще.
Единственным же пока безусловно доступным и безобидным с политической точки зрения инструментом социальной политики остаются растущие бюджетные расходы: повышение пенсий и социальных пособий. «Уже в ближайшие годы мы должны покончить с бедностью среди пенсионеров, поднять средний размер пенсии выше прожиточного минимума и довести уровень оплаты труда в социальной сфере до среднего уровня зарплат в каждом из регионов страны», - сказал Путин на фоне бесплодных попыток правительства уже много лет реформировать пенсионную систему.
Важнейшим же инструментом управления социальной сферы останутся национальные проекты, которые в свою очередь будут преобразовываться в госпрограммы, о чем вчера также проинформировал президент. Это представляется как повышение статуса, но в действительности власть начала постепенно «огосударствлять» нацпроекты, которые до президентских выборов действительности были в первую очередь политическими. После избрания Медведева президентом свою политическую миссию они завершат, а значит, никуда иначе, кроме как в госпрограммы, им пути нет.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.