Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
06.11.2007 | Светлана Самойлова
Локальный либерализм Путина
30 октября президент России Владимир Путин приехал в Бутово, где похоронены больше 20 тысяч расстрелянных в 1937-1938 годах, и сделал ряд знаковых заявлений. Президент посетил храм Воскресения Христова и новомучеников и исповедников российских, расположенный на территории Бутовского мемориального комплекса. В храме Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил литию. После службы в храме Путин и Алексий II возложили цветы к большому поклонному кресту. Бывший стрелковый полигон НКВД в Бутове известен как одно из мест массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий. Только с августа 1937 по октябрь 1938 года здесь были расстреляны 20 тысяч 765 человек.
Президент не только впервые посетил это место, но и вообще в первый раз принял публичное участие в мероприятии, посвященном памяти жертв сталинских репрессий. Традиционно эта памятная дата «принадлежала» правозащитным организациям, многие из которых крайне критично настроены в отношении политики российских властей. Более того, и сама власть за последние годы достаточно лояльно относилась к возвращению символики советского периода и отходу от однозначной линии осуждения Сталина - отношение к нему как исторической фигуре становится амбивалентным.
В последние годы можно было наблюдать локальные попытки реабилитации образа Сталина. Владимир Путин за время своего правления сумел выстроить отношения с частью красного электората, воскрешая имперские амбиции. Противопоставление нынешнего режима коммунистическому сильно сгладилось, в то время как угроза левого реванша заметно снизилась. На этом фоне роль Сталина в российской истории началась переосмысливаться: стали замечать его заслуги, одновременно признавая и негативные стороны. На этом фоне появились инициативы по реабилитации его образа: например, речь идет о возвращении Волгограду его прежнего названия Сталинград. Только за 2003 год в России было поставлено три памятника Сталину (правда, все они установлены в небольших поселениях, а не в административных центрах). Кроме того, для большинства ветеранов войны, военной корпорации, силовиков в целом (чья роль значительно выросла), а также коммунистов, Сталин оставался символом победы и именно позитивного вклада в историю Советского Союза.
Однако реабилитация образа Сталина носила локальный характер, а на высшем политическом уровне президент лишь отказывался от резких оценок, не прибегая при этом к каким-либо положительным знакам. Посещение же Путиным Бутова и сделанные там заявления показывают, что Путин вынужден публично корректировать образ власти.
Во-первых, президент сейчас решает целый ряд политических задач, целью которых является подтверждение своего статуса как общенационального лидера и дистанцирование от «Единой России». Возглавив партию власти, Владимир Путин сузил свой потенциальный электорат и поставил под сомнение роль национального лидера. Однако сохранение этой роли сейчас является для Путина общей политической задачей, которая позволит ему сохранить влияние и после ухода с поста президента. В этой связи Путину было важно сделать знаковый жест в пользу тех слоев населения, которые не соотносят себя с «Единой Россией», но при этом допускают поддержку президента.
Во-вторых, для Путина было важно привлечь внимание модернизированных слоев общества, часть которых не является «путинской», но при этом и не намерена уходить в «глухую» оппозицию, то есть в принципе конструктивна в отношении власти. К этой части электората относится и «провисающая» часть либерального лагеря, считающая оппозицию политически неэффективной (тем более что, например, СПС фактически «отвязалась», разочаровавшись в попытках выстроить отношения с властью и начав проведение реальной оппозиционной кампании), но при этом «шокированная» возвращением советской стилистики. Для этой части населения некоторые события последних лет являются символическими. Это появление «модельного» учебника истории, в котором в той или иной степени идет оправдание советских репрессий; это появление в публичном пространстве рассуждений об исторической миссии «чекизма» (статья Виктора Черкесова о конфликте силовиков»); наконец, это характер проведения съезда «Единой России», где в соответствии с лучшими советскими традициями «ткачиха» просит Путина возглавить партию, и президент принимает предложение.
Все это могло рождать некоторое разочарование, к тому же Путин всегда подчеркивал свою реформаторскую идентичность в политической и экономической сфере (обычно не используя дискредитированное слово «реформа»). Решения же власти в последние годы и новая стилистка создавали ощущение возврата в прошлое.
В итоге Путин впервые очень четко и однозначно осудил сталинские репрессии и фактически – коммунистическую идею. «Все мы хорошо знаем, что 1937 год считается пиком репрессий, но он (этот 1937 год) был хорошо подготовлен предыдущими годами жестокости. Достаточно вспомнить расстрелы заложников во время Гражданской войны, уничтожение целых сословий, духовенства, раскулачивание крестьянства, уничтожение казачества… И всегда это случалось тогда, когда привлекательные на первый взгляд, но пустые на поверку идеалы ставились выше основной ценности – ценности человеческой жизни, выше прав и свобод человека. … Ведь уничтожены были, сосланы в лагеря, расстреляны, замучены сотни тысяч, миллионы человек. Причем это, как правило, люди со своим собственным мнением. Это люди, которые не боялись его высказывать. Это наиболее эффективные люди. Это цвет нации. … Для того чтобы мы всегда помнили об этой трагедии», - заявил Путин.
При этом Путин четко отстранился от демократических ценностей, одной из которых является политическая конкуренция. «Для развития страны, для выбора наиболее эффективных путей решения проблем, перед которыми стоит страна сегодня, будет стоять в будущем, конечно, нужны политические споры и баталии, нужна борьба мнений; но для того, чтобы этот процесс был не разрушительным, для того, чтобы он был созидательным – эти споры, эта политическая борьба не должны проходить вне рамок культурного, образовательного пространства», - сказал Путин.
В-третьих, власть в лице Путина стремится изменить характер самого «отмечания» памятной даты. Посещение Бутово – это попытка создать Мемориал как альтернативу Соловецкому камню, традиционному месту объединения правозащитников. Изменение места означает и изменение стилистики «отмечания» - в первом случае это поминание и скорбь с сильной религиозной составляющей. Во втором случае – это, как правило, выражение политического протеста и политическая акция против действующей власти. Наконец, в-четвертых, посещение Путиным Бутово означает, что власть намерена постепенно дистанцироваться от идеологической составляющей советского периода. Это крайне важно, так как позволяет подчеркнуть две, на первый взгляд, противоположные тенденции. Первая связана с попыткой власти выборочно перенять советский опыт в части государственнической и имперской традиции. Власть становится более централизованной, а политическая сфера фактически монополизируется Путиным и «Единой Россией». Вторая тенденция – это отвержение идеологической составляющей советского прошлого - коммунистической идеи и всего «коммунистического», что сопровождало государство СССР. В качестве примера можно привести попытки создать левоцентристскую партию, которая должна вытеснить на периферию КПРФ, а также ликвидация праздника 7 ноября и введение новой даты 4 ноября – День народного единства. Посещение Путиным Бутово вписывается в этот контекст: тем самым предпринимается попытка ударить по наиболее одиозной части советского мифа.
В-пятых, возможно, Путин посылает сигнал и «чекистам», которые в последнее время развязали «войну» и стали играть в идеологические игры, говоря о собственной исторической миссии. Это не понравилось президенту, и не исключено, что жесткость президента в осуждении репрессий является, в том числе, и следствием недовольства «распоясавшихся» «силовиков». Тем временем Кремль впервые привлек к участию в акциях памяти у Соловецкого камня Общественную палату и движение «Наши». Традиционно в акциях участвует либеральная и правозащитная общественность. Венок у Соловецкого камня возложил лидер СПС Никита Белых, который, по данным «Коммерсанта», сделал это в одиночестве и «тихо». Свои мероприятия провели Михаил Касьянов, представители «Другой России» и «Яблока». Главным лозунгом практически всех оппозиционеров был «Свобода политзаключенным!», к числу которых относили представителей компании ЮКОС и ученых, осужденных за шпионаж.
Посещение Путиным Бутово не означает, что власть дистанцируется от советского прошлого: речь идет лишь об идеологической составляющей. Происходит попытка отделения отношения нынешней власти к государству СССР от отношения к коммунистической идее и частичное заимствование некоторого опыта первого при перечеркивании второго. Однако вместо коммунистической идеи власть фактически пытается выстроить новую идеологию «суверенной демократии», и либерализм в данном случае проявляется лишь очень локально.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.