Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.06.2007 | Елена Супонина
ХАМАС раскалывает квартет посредников
Что делать с Палестиной? Как установить мир на Ближнем Востоке? Высокопоставленные дипломаты, входящие от России, США, Евросоюза и ООН в квартет по ближневосточному урегулированию, должны были обсудить эти вопросы 26 июня в Египте. Из Москвы в Каир намеревался отправиться министр иностранных дел Сергей Лавров. Российская делегация уже была укомплектована, как вдруг 21 июня из Вашингтона пришли известия, что встреча глав внешнеполитических ведомств перенесена на более поздний срок. Во вторник же квартет если и соберется, то на более низком уровне спецпредставителей или послов, и не в Каире, а в Иерусалиме.
Что ж, это еще одно доказательство, что четверка посредников действует неслаженно, а на события реагирует с опозданием. Их удивило, когда в январе 2006 года Исламское движение сопротивления (по-арабски сокращенно ХАМАС) победило на парламентских выборах в Палестинской автономии. Теперь для международных посредников стало сюрпризом разудалое и жестокое, но непродуманное в смысле планов на будущее (ну, расправились с соперниками, а дальше-то что?) вооруженное выступление боевиков ХАМАС в секторе Газа, этом изолированном от остальной автономии клочке суши, растянувшемся узкой полоской (примерно 15 на 50 километров) вдоль Средиземного моря.
И всякий раз представители четверки изображают изумление. Квартет реагирует неспешно, со скрипом, как и полагается бюрократическому механизму. В конце концов, у российского министра Сергея Лаврова – заранее составленный график поездок, у госсекретаря США Кондолизы Райс – тоже свои планы. Попробуйте-ка организовать срочную встречу хотя бы этих двоих, а тут квартет целый.
«Ближневосточный квартет так ничего и не сделал. Он не был ни активным, ни эффективным. Его деятельность формальна, это не решение вопросов по существу», - такими впечатлениями делился со мной еще в феврале этого года генеральный секретарь Лиги арабских государств, известный египетский дипломат Амр Муса. Между прочим, египтяне в попытках примирить палестинцев сейчас нередко проявляют больше сноровки и осведомленности, нежели американцы или россияне. Соседи иногда лучше знают, как утихомирить буянов, да и справляются они с задачей быстрее, чем запаздывающая полиция, у которой к тому же нет полномочий на применение силы.
Так что многого от встречи квартета, когда бы он ни собрался, ждать не стоит. Правда, международные посредники способны отстегнуть палестинцам от щедрот барских десяток-другой миллионов долларов на гуманитарную помощь. Собственно, это-то арабам и нужно. А что касается всплесков братоубийственной резни в автономии и перспектив создания государства Палестина, то здесь иностранцы с их деньгами пока бессильны. Закрадывается подозрение, что ближневосточный квартет если и нужен, то для удовлетворения амбиций его участников.
К примеру, россияне и американцы, при всей разнице весовых категорий, меряются силами даже на таком неудобном ринге, как Ближний Восток. Российские дипломаты подметили, что, как только США самостоятельно добиваются некоего подобия успеха в регионе, так уже они и не видят особой нужды в созыве квартета. Тянут время, увиливают и, как любит говорить один из руководителей нашего МИД, «кочевряжатся». Так не раз случалось этой зимой и весной, когда госсекретарь Кондолиза Райс организовывала встречи израильского премьера Эхуда Ольмерта с палестинским президентом Махмудом Аббасом для подготовки мирных переговоров. «Американцы перетягивают одеяло на себя, не хотят делиться достижениями, потому и квартета избегают», - ворчат порой наши дипломаты.vЗато если ближневосточный мирный процесс заходит в тупик, то Вашингтон вспоминает про диалог с остальными членами четверки, словно для того, чтобы поделиться с ними ответственностью за происходящее. Но и в этом случае американцы осторожны и неторопливы, будто давно перестали нуждаться в квартете. (Эта структура оформлялась постепенно, так что точной даты рождения не имеет, но приблизительно это 2001–2002 годы.)
Россияне же раздражают американцев тем, что «путаются под ногами» с «неподходящими», на взгляд Вашингтона, инициативами. Такими, как приглашение в Москву лидера ХАМАС Халеда Машаля в марте 2006 года, сразу после победы исламистского движения на выборах в автономии. Второй раз он приехал в российскую столицу в феврале этого года. Оба раза Халед Машаль проводил переговоры с министром иностранных дел, его заместителями и представителями спецслужб. Сейчас американцы и израильтяне говорят, что эти встречи только прибавили движению ХАМАС наглости, вылившейся в вооруженный захват власти в Газе. Ведь США, Израиль, Евросоюз считают ХАМАС «террористической организацией», а вот Россия не только с этим не согласна, но и полагает возможным принимать экстремистов на Смоленской площади.
Не правы, скорее всего, и те, и другие. ХАМАС – это движение, с которым надо поддерживать контакты хотя бы потому, что это сила. «Однако приглашать руководителей этой организации в Москву с такой помпой надо было только в том случае, если бы предварительная закулисная работа показала: под влиянием россиян движение способно изменить свою политическую линию, стать менее радикальным. Но Халед Машаль выжал из этих визитов максимум для себя, не дав ничего взамен», - говорил мне один из лидеров более светской и умеренной палестинской организации ФАТХ (Движение освобождения Палестины) Джибриль Раджуб, в прошлом руководитель одной из спецслужб.
«Мы не имеем рычагов влияния на ХАМАС», - признался один из высокопоставленных российских чиновников, когда я спросила его, а почему Москва не надавит на движение с тем, чтобы заставить освободить израильского капрала Гилада Шалита, захваченного на посту у сектора Газа летом 2006 года. Израильские руководители хлопотали о его освобождении в беседах лично с президентом Владимиром Путиным. Но российские связи с ХАМАС оказались не настолько серьезными, чтобы появились результаты. Тогда к чему был весь этот шум вокруг приезда гостей с неоднозначной репутацией? Ведь находились горячие головы, предлагавшие привести Халеда Машаля в Кремль повидаться с президентом! Не для того ли, чтобы напомнить тем же американцам: Россия может делать то, чего не можете вы, и с этим надо считаться?
Сколько бы не спорили между собой члены ближневосточного квартета, итог один: в этом регионе международные посредники пока бессильны. Пора бы задуматься над созданием новых, более эффективных, механизмов посредничества. Хотя бы для того, чтобы не потерять лица.
Елена Супонина, заведующая Международным отделом газеты «Время новостей», арабист – для «Политком.Ру»
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.