Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.06.2007 | Георгий Чижов
Беспартийный Волгоград
Со дня выборов главы Волгограда прошло уже больше двух недель – достаточный срок, чтобы взвешенно оценить результаты кампании. Волгоградские выборы подтвердили, что партийная принадлежность для представителей региональной элиты – искусственна и вторична. Переход из партии в партию – вопрос сиюминутной целесообразности, и такие переходы (даже неоднократные) чаще всего существенно не влияют на репутацию.
Вообще, политические партии на этих выборах оказались не на высоте. Своего кандидата официально выдвинула лишь одна из них – «Единая Россия», и волгоградская кампания стала едва ли не самой неудачной для партии власти.
Прежде всего, с выбором кандидата единороссы определились слишком поздно – менее чем за три месяца до дня голосования, тогда как остальные потенциальные фавориты вели свои кампании фактически с осени. На то были свои причины – в стане партии власти разгорелась слишком жёсткая конкуренция за статус официального кандидата: казалось, что выдвижение от ЕР почти автоматически обеспечивает победу. Формально партийный кандидат – им стал депутат Государственной Думы Василий Галушкин – был назван президиумом Генерального совета партии, однако в реальности такое решение оказалось результатом сложных внутриэлитных договорённостей и аппаратных манёвров.
Многие эксперты с самого начала не считали Галушкина наиболее проходным из возможных кандидатов-единороссов. По одной из версий, на его кандидатуре настоял губернатор Николай Максюта, который по-прежнему является членом КПРФ, но при этом самым тесным образом взаимодействует с ЕР в регионе (в частности, все заместители губернатора стали членами или сторонниками «Единой России»). По другой версии, ряд заметных фигур в областном отделении партии объективно были заинтересованы в поражении своего кандидата, поскольку это могло повлечь за собой некоторые кадровые изменения…
Как бы там ни было, сплотить партийные ряды вокруг Галушкина с самого начала не удалось. Из партии пришлось исключить ещё троих (!) кандидатов на пост мэра, самостоятельно выдвинувших свои кандидатуры вопреки решению областной организации. Разумеется, наиболее влиятельные и популярные единороссы воздержались от самовыдвижения, однако исключённые из партии кандидаты, по самой логике событий, стали оппонентами непосредственно Галушкина. Больше всего досталось депутату Госдумы от директора оборонного завода Сакита Аллахвердиева, который даже инициировал открытое письмо ряда кандидатов президенту России с жалобой на нечестное ведение кампании и применение административного ресурса со стороны кандидата от «ЕР».
«Справедливая Россия», пока довольно слабая в регионе и не имеющая харизматического лидера, и вовсе не нашла своего места на этих выборах. За партийной поддержкой в Москву обращались и исполнявший обязанности мэра после ареста Евгения Ищенко Роланд Херианов, и исполнявший обязанности мэра четыре года назад Александр Тюрин, и заместитель председателя областной Думы Николай Чувальский (до последнего времени – член «Единой России»), и крупный волгоградский предприниматель Олег Михеев. Метаморфозы партийной принадлежности Михеева привлекают особое внимание. В недавнем прошлом – член СПС, Михеев в начале этого года вступил в «Единую Россию» (факт не афишировался, но фотография его партийного билета обошла волгоградскую элиту), а затем оказался в рядах эсеров.
В итоге партия официально не поддержала ни одного из кандидатов. Чувальский, не побоявшийся расстаться с креслом зампреда облдумы (по квоте ЕР), вынужден был отказаться от участия в выборах, остальные стали самовыдвиженцами. Уже незадолго до дня голосования Михеев, ставший одним из лидеров предвыборной гонки, сумел всё-таки заручиться поддержкой Сергея Миронова «как гражданина», однако был отстранён от участия в выборах судом по обвинению в подкупе избирателей. Эксперты не исключают, что полноценное выдвижение от СР, если бы оно состоялось, могло бы обеспечить Михееву своеобразный судебный иммунитет.
КПРФ, которая ещё четыре года назад доминировала в Волгоградской области, на этот раз также не смогла выступить единым фронтом. Изначальный фаворит кампании Роман Гребенников (сумевший сохранить лидерство и избранный в итоге мэром) едва ли не со студенческой скамьи делал карьеру в обкоме Компартии. Перспективный левый политик, он в 2001 году стал самым молодым в стране (в 26 лет) председателем областного парламента и был смещён с руководящего поста сформировавшимся впоследствии большинством «Единой России». На выборы главы Волгограда Роман Гребенников пошёл самовыдвиженцем. При этом другой кандидат в мэры, также депутат облдумы от КПРФ и самовыдвиженец, Андрей Попков практически посвятил свою кампанию компрометации Гребенникова (по мнению экспертов, Попков действовал в тандеме с Хериановым). Весьма яркий представитель КПРФ, глава администрации одного из городских районов Наталья Надёжина открыто поддержала Галушкина, фактически объявив «войну» другим кандидатам. Губернатор Максюта за несколько дней до выборов, подтвердив свою верность КПРФ, также публично высказался в пользу Галушкина, впрочем, весьма осторожно.
На этом фоне сложно говорить о том, что какая-то из партий стала победителем на волгоградских выборах. Тем не менее, такого рода заявления всё-таки были сделаны некоторыми федеральными лидерами «Единой России». В частности, Вячеслав Володин заявил, что в ходе избирательной кампании партия поддерживала наряду с Василием Галушкиным и независимого кандидата Гребенникова. Сам новый мэр сразу же после избрания подчеркнул: «Партия «Единая Россия» – это факт и данность, с которой надо считаться. Необходимо работать с партией, которая имеет вес и представительство во всех органах власти». Впрочем, судя по произведённым Гребенниковым назначениям, в органах исполнительной власти города Волгограда партия будет иметь минимальное представительство. Среди новых заместителей городского главы, руководителей структурных подразделений администрации, глав городских районов пока всего один единоросс – новый глава Красноармейского района Волгограда Василий Кияев.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.