Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.05.2007 | Виталий Портников
Две площади
Наблюдая за демонстрацией сторонников отставки правительства Эхуда Ольмерта на центральной площади Телль-Авива - Кикар Рабин в конце минувшей недели, я вспомнил о другой многотысячной демонстрации, собравшейся на киевском Майдане Независимости после президентских выборов 2004 года. Тем более, что системный кризис власти в Израиле совпал с очередным системным кризисом власти на Украине – премьер-министр Эхуд Ольмерт и президент Виктор Ющенко отчаянно борются за политическое выживание, на ходу меняя решения, союзников, противников и не очень задумываясь о том, какое будущее они оставят своим странам по завершении политической карьеры.
Но речь не столько о Ольмерте и Ющенко, сколько о двух площадях. Количество людей, собравшихся на Кикар Рабин в 2007 году и на Майдане в 2004, стало свидетельством тотальной неудовлетворенности сложившимся порядком вещей. Раздражением властью. И стремлением поменять ее во что бы то ни стало. В этом смысле пример украинцев не выглядит заразительным для израильтян. Спустя три года говорить о серьезном изменении политической ситуации не приходится. Успех Майдана стал прелюдией к перманентному политическому кризису, беспрестанной грызне элит, разочарованию в прежних кумирах и региональному расколу. Так стоит ли выходить на площадь?
В тель-авивском случае – скорее да, чем нет. Кикар Рабин выгодно отличается от Майдана Независимости отсутствием политиков. Только приступившие к построению нормальной страны украинцы продолжают питать надежды на «доброго президента» или «умелого премьер-министра», выходят на улицы, чтобы поддержать скорее своих кумиров, чем собственную позицию. Выкрикивавший «Ющенко! Ющенко!» Майдан быстро превратился в объект манипуляций умелых наперсточников от политики, деливших портфели и ресурсы и почти откровенно презиравших собственных избирателей. В результате в 2007 году в разгар нового политического кризиса «оранжевые» и «бело-голубые» стали созывать своих сторонников на улицы, а потом так же стремительно отказываться от массовых акций, почти не скрывая, что речь идет о непременном театральном элементе украинской политики. Уважение к людям тут как-то не просматривается. Именно это – как и вера неискушенных граждан в некую новую старую элиту – и стало причиной перерождения «оранжевой» номенклатуры и продолжения политического кризиса. Так что не Майдан Независимости – пример для Кикар Рабин, а скорее Кикар Рабин – пример для Майдана.
Потому что на центральной площади Тель-Авива говорило общество, озабоченное обнародованными результатами доклада комиссии Винограда. Общество может быть неправо. Но его трудно заподозрить в стремлении потрафить кому-либо из политиков, уже мечтающих о выпадающем из рук Ольмерта премьерском портфеле. Демонстрация без политиков как раз и является примером зрелости демократии, умением людей самостоятельно формировать собственное мнение и не рассчитывать на добрых дяденек и тетенек из Кнессета, которые рано или поздно решат все их проблемы. И дело даже не в том, что израильская демократия на несколько десятилетий старше украинской. И не в том, что она не сталкивалась с опытом проживания в обществе, отрицающем свободу политического самовыражения – многие израильтяне в прежней жизни именно с этим чудесным обществом и сталкивались. А в том, что граждане ближневосточной страны убедились: без развития именно такой, не рассчитывающей на патернализм демократии, невозможно выживание Израиля. А украинцам лишь предстоит в этом убедиться.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.