Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
16.01.2007 | Татьяна Становая
Ющенко лучше уйти в отставку
Виктор Ющенко практически потерял основные рычаги управления страной, превратившись в церемониальную фигуру. Премьер-министр правительства Виктор Янукович получает практически всю полноту власти. Все это стало возможным благодаря конъюнктурному союзу «антикризисной коалиции» и БЮТ. Однако цели у участников коалиции совсем разные. Януковичу важно минимизировать возможности своих конкурентов, укрепляя позиции, для БЮТ – спровоцировать роспуск Верховной рады.
Революционным стал закон о кабинете министров, который был принят Верховной Радой: парламент преодолел вето президента за счет политической сделки между БЮТ и Партией регионов. Закон значительно продвигает вперед политическую реформу, вступившую в силу год назад. Президент теряет почти все рычаги проведения кадровой политики и управления исполнительной властью. Теперь премьер-министр назначается Верховной радой по представлению президента. Однако если президент не вносит кандидатуру премьера в срок, определенный Конституцией, представление о назначении на указанную должность вносит в Верховную Раду коалиция депутатских фракций в Верховной Раде. Иными словами, в случае конфликта между парламентским большинством и президентом преимущество на стороне первого, и оно не требует никакого неизбежного согласовательного процесса. Президента также нет и при формировании органов исполнительной власти: в министерствах, ведомствах, разного рода комиссиях – все решения принимаются по согласованию только с премьером.
Президент будет лишен также возможности влиять на формирование программы работы нового кабинета министров. Программа будет легитимироваться исключительно и безальтернативно постановлениями Верховной рады, а не законами. В последнем случае президент получал возможность наложить вето. Президент также не может отправить правительство в отставку.
Янукович добился возможности даже влиять на решения самого президента. Президентские акты президента скрепляются подписями премьер-министра и министра, ответственного за их выполнение, и могут быть возвращены президенту с указанием причин их неподписания. Это означает, что президент не только теряет контроль над правительством, но и становится в зависимость от него. Правительство по своим возможностям оказывается выше главы государства. Все, что осталось у президента, – возможность вето (которое может быть преодолено) и возможность оспаривать решения правительства в суде. Грубо говоря, если парламентское большинство не контролируется президентом, то он «отдыхает».Президент также теряет контроль над министрами силового блока – иностранных дел и обороны. До отставки Бориса Тарасюка эти две должности позволяли Ющенко как минимум конкурировать с Януковичем в вопросах внешней политики. Оба министра назначаются по такой же процедуре, как и премьер. А после того как Верховная рада примет закон об основах внутренней и внешней политики, Ющенко будет ограничен еще и содержательно.
Рычаги контроля над региональными администрациями также переходят к премьеру. Главы местных государственных администраций ответственны перед кабмином, который в свою очередь утверждает типичный регламент местных государственных администраций, рекомендательный перечень управлений, отделов и других структурных подразделений местных государственных администраций и типичные положения о них, определяет предельную численность и фонд оплаты труда работников местных государственных администраций, в том числе их аппаратов, и затраты на их содержание. Правительство имеет право привлечь главу местной администрации к дисциплинарной ответственности или обратиться к президенту с представлением об увольнении его с должности.
От принятия закона о кабмине политически выиграла и Тимошенко. Как бы не ругали сегодня ее за «предательство» и «потерянную репутацию», она все же добилась очень выгодных для себя уступок. Это не что иное, как инвестиции в ее политическое будущее, способные обеспечить ей влиятельную фракцию в Верховной раде и стабильность фракций в местных советах. Взамен голосования за закон о кабмине Тимошенко получила закон об императивном мандате: это поможет бороться с «конъюнктурщиками», а также закон об оппозиции. Правда, удастся ли ей сохранить все свои «завоевания» во втором чтении, большой вопрос. В соответствии с законом оппозиции отдается руководство 12 комитетами, в частности: свободы слова; законодательного обеспечения правоохранительной деятельности; прав человека; бюджета; регламента; функционирования судопроизводства; контроля за защитой прав промышленников, предпринимателей и инвесторов; контроля за соблюдением социальных стандартов и обеспечением надлежащего уровня жизни граждан; контроля за деятельностью государственных монополий; энергетической безопасности; аграрной политики; здравоохранения, науки и образования. Кроме того, оппозиция получает первых заместителей всех комитетов Верховной Рады, кроме тех, которые они возглавляют. Парламентская оппозиция принимает участие в формировании персонального состава Счетной палаты, Совета Национального банка Украины, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Высшего совета юстиции Украины путем выдвижения кандидатур на должности в этих органах, назначение на которые осуществляется Верховной Радой.
Ющенко мог бы сейчас спокойно уйти в отставку – на посту лидера маленькой оппозиционной фракции в Верховной раде он, возможно, имел бы больше полномочий. Спасибо надо сказать в этой связи Тимошенко – возможности оппозиции сейчас значительно шире. В любом случае, если ничего не изменится, то Ющенко – последний президент, который вступает в конфликт с парламентским большинством. Любой другой лидер уже будет знать, куда он избирался и на что он может рассчитывать – амбиций будет гораздо меньше. Кстати, логичным было бы предположить, что возникнет вопрос и об отмене выборов президента. Его дополнительная легитимность будет лишь мешать независимой работе правительства.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.