Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.01.2007 | Виталий Портников
Напугать Европу
Энергетический конфликт между Москвой и Минском мог – если воспринять логику российской стороны – подразумевать различные цели и задачи. И весьма многообразные. Напугать Лукашенко и напомнить ему, насколько он зависим от России. Продемонстрировать белорусской элите, от кого на самом деле зависит ее благополучие. Начать получать деньги, в конце концов. Сформулировать выгодную корпоративную схему поставки ресурсов. И так далее, и тому подобное. И в этом смысле спор с Беларусью отличается от спора с Украиной в прошлом году – в основе конфликта между Москвой и Киевом было все же стремление продемонстрировать, что прозападный выбор подразумевает и западные цены на газ.
Но какими бы ни были цели, поставленные российским политическим руководством, результат действий Москвы один и тот же – напуганная Европа. На прошлый Новый год европейцы с замиранием сердца следили за поставками газа, опасаясь остаться без оплаченных энергоносителей. Но тогда они хотя бы могли логически объяснить себе происходящее, вспомнить Майдан, отрефлексировать на тему высокой платы за демократизацию Европы… Сейчас никакая политическая логика уже не действует. Европейскому истеблишменту совершенно неинтересно, отчего поссорились Владимир Владимирович и Александр Григорьевич. Европейский обыватель – если он интересуется большой политикой, разумеется, – прекрасно помнит, как Россия всегда во всем поддерживала Беларусь, защищала даже те действия Лукашенко, которые не лезли ни в какие ворота, не то чтобы в нормы международного права. И когда сейчас интеллигентнейший министр экономического развития Герман Греф и его не менее интеллигентный заместитель Андрей Шаронов обвиняют Минск в нарушении норм международного права, когда министр промышленной политики Виктор Христенко вслух размышляет о новых путях транспортировки нефти – после многих лет попыток создать маршрут ЧЕРЕЗ Беларусь и В ОБХОД Украины – это выглядит, мягко говоря, нелогично. Потому что в Беларуси ничего не произошло – та же власть, тот же порядок расчетов, то же отношение к реальности. И в России ничего нового не случилось. Только нефть не идет, какая жалость!
Из всего этого делается только один вывод – о ненадежности России как поставщика энергоресурсов. И получается, что страна, которая заняла ведущие позиции на рынке поставок именно благодаря своей благонадежности и предсказуемости, может оказаться в одном ряду с Ираном экзальтированных аятолл, Венесуэлой безумного Чавеса, Нигерией перманентных военных переворотов. И все – из-за неурегулированности отношений с соседями, нежелания понять, что репутация поставщика гораздо важнее пресловутых сфер влияния. Россия может вообще потерять Беларусь – как она практически потеряла Украину. Но в ее геополитическом положении практически ничего не изменится, если она будет продолжать продавать энергоресурсы в нынешнем объеме и даже увеличивать продажу. И особенно важно это будет в эпоху снижающихся цен. А вот если Россия этой репутации не сохранит – ей не поможет не то что лояльность, но и даже инкорпорация Беларуси: собственно, в ситуации утраты геополитической роли этой победы советского мышления просто никто не заметит.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.