Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.12.2006 | Татьяна Становая
Возвращение газовой горелки-2
Россия грозится снова пойти на отключение газа, как это произошло в прошлый Новый год с Украиной. Теперь «газовая война» может коснуться Белоруссии, которая не идет на уступки «Газпрому» в вопросе создания СП с «Белтрансгазом». Однако в отличие от прошлого года сейчас Москва очень не хочет повторять шокотерапию, в первую очередь, из-за Европы. Поэтому будут предприняты все усилия для заключения контрактов до 1 января 2007 года. Отсутствие результата будет свидетельствовать о слабости российской стороны в диалоге с Лукашенко.
О том, что Россия и Белоруссия не могут договориться между собой по вопросу создания СП с «Белтрансгазом» (а значит, и о заключении контрактов на поставку газа), стало окончательно понятно 12 декабря, когда правительство России ввело пошлину на экспорт нефти в Белоруссию. Это было последним предупреждением перед угрозой использования газового оружия. Проблема, конечно, не в том, сколько нефтедолларов недополучает российский бюджет, а в том, сколько их недополучит бюджет Белоруссии, если руководство страны не будет идти на важнейшие для России проекты экономической интеграции, например, в сфере создания СП «Газпрома» и «Белтрансгаза».
Однако Белоруссия, несмотря на мощное давление со стороны Москвы, пока не сдается. И это вопреки тому, что на протяжении последних месяцев Россия предпринимает массу усилий для того, чтобы уговорить Лукашенко выполнить его же обязательства. В какой-то момент казалось, что Лукашенко вот-вот огласится на условия Москвы. Так, по итогам прошедшего в Минске саммита СНГ президент России Владимир Путин сообщил, что Москва и Минск договорились о создании СП на паритетной основе. По мнению Путина, скорее всего, оно будет создано до конца 2006 года. На тот момент это заявление казалось сенсационным, но при ближайшем рассмотрении становилось понятно, что российский лидер поспешил. Все, что пообещал тогда Лукашенко - это взять за основу оценку «Белтрансгаза» независимым оценщиком ABN Amro. Однако, как видно, «обещанного» от Лукашенко можно и не три года ждать, а больше.
В назначенный срок в прошедшую пятницу, когда планировались итоговые переговоры, вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко не приехал на встречу с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Как стало известно «Коммерсанту», чиновник дистанционно отказался от договоренностей, заявив, что Белоруссия будет покупать у России газ не дешевле, чем он стоит для Смоленской области. Вслед за этим 24 декабря министр энергетики Белоруссии Николай Озерец заявил, что совместное предприятие на основе «Белтрансгаза» и «Газпрома» будет создано только в следующем году. Он также дал понять, что оценка «Белтрансгаза» еще не завершена. По словам Озерца, оценка Белтрансгаза может быть определена уже до конца этого года. «Оценщики работают, практически они вышли на финишную прямую. Проводятся работы по подготовке документов, касающихся создания совместного предприятия», - сказал министр. Напомним, что оценка ABN Amro уже известна – она составила 3,5 млрд. долларов. Не исключено, что Белоруссия просто попыталась выиграть время для обоснования более высокой стоимости «Белтрансгаза».
Это стало последней каплей. Вчера официальный представитель ОАО «Газпром» Сергей Куприянов заявил, что с нового года Белоруссия может оказаться без газа. «Нежелание Белоруссии покупать российский газ по рыночной цене безответственно и ставит под угрозу энергоснабжение страны», - заявил он. «Сегодня белорусская сторона снова заявила, что намерена покупать российский газ по цене, не выше установленной для Смоленской области», – сказал он, напомнив, что действующий контракт на поставку газа в Белоруссию истекает через шесть дней. Куприянов напомнил, что Белоруссия была последним государством, сохранившим низкие цены закупки российского газа в 2006 году. Стоимость газа для других республик бывшего СССР в рамках реализации стратегии Газпрома по обеспечению равного уровня доходности поставок газа на рынки стран ближнего и дальнего зарубежья была приведена к рыночной (в некоторых случаях повышена в 2-3 раза).
Куприянов также впервые озвучил и конкретную схему оплаты газа, которая предлагается Белоруссии. «В ходе переговоров о поставках газа в 2007 году Газпром был готов рассматривать беспрецедентные варианты обеспечения платежей. В частности, Белоруссия имела возможность частично расплатиться акциями Белтрансгаза», - сказал Куприянов. Тем самым, Россия и получила бы «Белтрансгаза», и сохранила бы лицо, перейдя со всеми на рыночные отношения, и Белоруссия не разорилась бы.
Россия на этот раз серьезно настроена. Даже несмотря на то, что отключения весьма нежелательны для Кремля – они способны нанести новый удар по репутации России как надежного поставщика энергоресурсов, - ставки в борьбе за «Белтрансгаз» более чем высоки. Кремль сейчас понимает, что режиму Лукашенко остается несколько лет, и повышенные политические риски в отношении транзитной территории могут быть снижены контролем над газотранспортными сетями. Это геополитическая задача, которая определяет положение страны как энергетической державы после падения режима Лукашенко. В то же время Лукашенко крайне не хочет уступать России. Ведь он прекрасно понимает, что сейчас Россия потребует от него «Белтрансгаз» (для того, чтобы оплатить контрольный пакет акций льготными ценами на газ, понадобится менее года), а потом в счет рыночной стоимости могут последовать и политические требования, например, по принятию Конституционного акта Союза России и Белоруссии, введению единого рубля и т.д. Согласие на предлагаемую «Газпромом» схему приведет к увеличению зависимости Белоруссии от России, чего очень не хочет Лукашенко.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.