Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Взгляд
14.12.2006 | Андрей Бунич
Российское правительство должно вернуться в российскую экономику
Одним из актуальнейших вопросов в общественных дискуссиях последних лет является вопрос о месте и роли государства в экономике. Какова должна быть степень государственного присутствия в этой сфере? Насколько способно государство служить локомотивом экономического развития? Может ли оно эффективно осуществлять стратегическое планирование, сообщать экономике новые инновационные импульсы и т.п.? Вопросы задаются – эксперты ожесточенно спорят. Представляется, однако, что на самом деле здесь вообще нет повода для диспута. Решение проблемы просто и доступно для понимания даже студенту второго курса экономического факультета высшего учебного заведения.
Нам нужно понять, что заведомая экономическая неэффективность государства – это миф, придуманный и поддерживаемый нашей «либеральной тусовкой» и идеологически родственными ей некоторыми идеологами в правительстве. По мнению этих господ, государства в экономике не должно быть вообще. Оно просто не имеет право на какую-либо активную деятельность. Согласитесь, очень похоже на второе издание марксистской теории об отмирании государства на пути продвижения к коммунизму. Только вместо коммунизма «светлое будущее» олицетворяет капитализм.
Как известно, все 90-е годы страна развивалась в рамках ультралиберальной парадигмы. Агентом экономической модернизации были объявлены частный бизнес и частное предпринимательство. Можно сказать, что низкое качество российского бизнеса периода первоначального накопления не позволило выполнить задачи модернизации. Однако гораздо более важным являлось совсем другое – абсурдность исходных либеральных посылок насчет роли государства в экономике. Мировой опыт показывает, что ни в одной из стран, которые реформировали экономику по рецептам «чикагской школы», успех так и не был достигнут.
Но это были так называемые «развивающиеся» страны. Давайте посмотрим на опыт стран развитых. Мы увидим, что госрегулирование экономики - их неизбежный атрибут. Это может осуществляться в разных формах. В скандинавских странах - через социальные программы; процесс регулирования носит здесь распределительный характер. Иногда, как в Италии или Франции, через владение государством крупными экономическими активами (чего уж там – даже в либеральнейшей Англии осуществлялась национализация некоторых отраслей). В США – через финансово-кредитную сферу; это наиболее мягкий вариант регулирования, подразумевающий установление государством неких правил, по которым действуют участники рынка. В любом случае госрегулирование в развитых странах применяется, причем зачастую очень активно.
Возьмем теперь азиатские страны, бурно развивавшиеся на протяжении последних десятилетий, - например, Китай и Японию. Мы заметим, что присутствие государства в экономике там достигает даже больших масштабов, чем на Западе. Кроме того, регулирование – американский опыт – осуществляется в этих странах и через финансово-кредитную систему.
Иными словами, в странах с успешными экономиками государство никогда полностью не выходило из экономических процессов. Что касается степени его участия, она зависит от страновых особенностей и текущего состояния народного хозяйства. Если наступает экономический кризис, государство вынуждено действовать более активно, чем в периоды стабильности и роста. Оно микширует последствия кризиса, обеспечивает занятость населения, национализирует убыточные предприятия и т.д. Собственно, делает все то, что входит в прямые обязанности государства. Устранение от этих обязанностей говорит скорее о его недееспособности, чем о наличии у правящей элиты некой мудрой экономической стратегии.
И еще раз. У государства есть функции в экономике, которые оно просто обязано выполнять. Перечислим эти функции, чтобы стало ясно видно, в какой их части недорабатывает российское правительство.
Первая функция - дирижистская. Здесь можно провести прямую аналогию с оркестром, где музыканты играют, а дирижёр задает темп и синхронизирует их действия. На первый взгляд, роль дирижера сводится к малопонятному размахиванию палочкой. Однако уберите его – и музыка тотчас превратится в какофонию.
Вторая функция связана со способностью государства служить локомотивом для инвестиций. Таковую способность обосновал самый выдающийся экономист XX века Дж.Кейнс. Похожие идеи легли в основу «Нового курса» американского президента Ф.Рузвельта. Вообще говоря, кейнсианство уже лет семьдесят - базовый тренд экономической теории. Однако в России были востребованы теории гораздо менее значительного Милтона Фридмана, отца-основателя монетаризма. На кейнсианство наши экономические власти просто не обращали внимания. Как теперь понятно, ни к чему хорошему это не привело.
А тем временем Кейнс со своей идеей мультипликатора может оказаться весьма полезным для российской экономики. Что такое мультипликатор? Опишем общую схему. Государство изыскивает некую большую сумму и вкладывает ее в экономику. На эти деньги строятся некие объекты, предприятия, нанимаются работники, которым платят зарплату. У работников появляются деньги, следовательно, увеличивается спрос на товары народного потребления. В результате получают импульс к развитию соответствующие отрасли. Но в этих отраслях тоже есть работники, которые в свою очередь получают зарплату и также увеличивают спрос. Таким образом закручивается огромная бизнес-цепочка, которая «разгоняет» экономику. Причем первичный импульс задается именно государством, являющимся в этом случае локомотивом инвестиций.
Подвид второй функции - государство как гарант инвестиций. У нас часто жалуются, что западные бизнесмены не стремятся инвестировать в Россию. Однако ничего удивительного в этом нет. На их месте так поступил бы каждый здравомыслящий человек. Действительно, размышляя над тем, вкладываться ли в Россию, инвестор сталкивается с двумя вопросами, на которые не находит позитивного ответа. Почему само государство не инвестирует в российскую экономику? Почему российские бизнесмены, у которых на самом деле денег куры не клюют, предпочитают переводить капиталы на Запад, вместо того, чтобы найти им применение в России?
Чтобы к нам пошел иностранный капитал, государство сначала должно вложиться само, дабы убедить остальных, что вложения в российскую экономику являются надежным предприятием. Потом свои капиталы решится вносить и российский бизнес. И только вслед за ним потянутся иностранцы.
Вторая функция также включает в себя создание базы для крупных проектов. Например, строительство делового центра «Москва-Сити» было бы неосуществимо лишь силами частного бизнеса. В режиме самоорганизации оно бы затянулось лет на сто. В таких случаях, как реализация мега-проектов, рассчитанных на много лет, требуются определённые усилия со стороны государства по созданию инвестиционной привлекательности. Но эти усилия чаще всего оказываются оправданы, ибо прибыль в конечном счете окупает затраты.
Третья функция – государство как катализатор экономических процессов. По мнению нынешнего главы Минэкономразвития Германа Грефа, его ведомство призвано лишь спокойно созерцать происходящее в экономике. Что-то в ней случается, эволюционирует, налицо некие тренды в данной отрасли, и в принципе ясно, что они приведут к таким-то результатам. И нужно просто сидеть и смотреть, верны ли окажутся прогнозы МЭРТ.
Но здесь возникает вопрос: если налицо объективный процесс, можно ли его ускорить? По мысли Грефа, в этом нет необходимости. Тогда как логика «умного» развития подсказывает, что в определенных случаях государство может – и обязано! – вмешаться, чтобы выиграть время. Если необратимо стагнирует какое-то предприятие, почему бы не завершить его деятельность досрочно, пустив освободившиеся денежные и человеческие ресурсы на другое, перспективное с экономической точки зрения дело? Если понятно, что этот промышленный район не имеет перспективы, надо продумать меры, чтобы расчистить там площадку, на которую придут инвесторы и построят жилой квартал.
Современная экономика – это в первую очередь экономика времени. Успех в глобальной конкуренции зависит от того, как быстро вы реагируете на изменившуюся ситуацию. Надо понимать, что частный бизнес никогда не возьмет на себя функцию экономии времени, потому что он в принципе мыслит в других категориях.
Четвертая функция государства - социальная. Никто кроме государства не в состоянии осуществлять социальные проекты, обеспечивать перераспределение средств в экономике страны в интересах социально незащищенных. Очевидно, что частный бизнес заниматься этим не будет никогда, какую бы социальную ответственность мы ему ни вменяли.
Пятая функция – антимонопольная. У нас она выражена очень слабо. А вот в той же Америке соответствующие ведомства обладают огромными возможностями. Они способны, если нужно, даже расчленить «Майкрософт». Ясно, что в нашей стране с ее монополистической структурой рынков антимонопольные ведомства должны обладать такими полномочиями, которые и ФСБ не снились. В реальности же строго наоборот - ФАС являет собой чахленькую службу, которая боится сказать что-то поперек «акулам бизнеса».
Шестая функция – планирование и прогнозирование. Опять же, никто, кроме государства, ее выполнить не может. У частного бизнеса, даже у огромной финансовой группы, совсем другие приоритеты. Только государство способно содержать соответствующие службы, заказывать научные исследования, принимать стратегические решения на 5-10 лет вперед.
Всегда останется за государством и реализация национальных проектов на основе программно-целевого метода управления, когда существует четкая задача, под которую вырабатывается соответствующая программа. У государства всегда будут возникать текущие и стратегические задачи. Они могут заключаться в решении проблемы занятости или, как у Рузвельта, в проведении общественных работ, в развитии конкретного региона или территории (программа развития долины реки Теннеси) - в любом случае их решение силами только частного бизнеса невозможно.
Седьмая функция – стимулирование научно-технического прогресса, создание инновационной системы, которая позволила бы нам быть конкурентоспособными в наукоемких, высокоприбыльных отраслях.
Наконец, восьмая функция заключается в создании устойчивой кредитно-финансовой системы. Сколько бы частный бизнес ни развивался, он не может обеспечить всех необходимых капиталовложений. Поддержание национальной валюты тоже не входит в его задачи. Понятно, что этим способно заниматься только государство…
На самом деле мировой опыт свидетельствует, что по мере развития капитализма присутствие государства в экономике не только не снижается, а, напротив, увеличивается, принимая все более изощренные формы. Мы сегодня имеем дело со сложными системами, управление которыми требует все больших усилий и компетентности со стороны правительств. При этом, судя по всему, прямое участие государства в виде непосредственного владения собственностью будет сокращаться.Однако не везде и не всегда. Там, где речь идет о бюджетообразующих предприятиях, государство не имеет право оставаться в стороне, поскольку от них зависят судьбы его граждан. Такие предприятия есть не только в Китае или в Арабских Эмиратах. Они существуют, например, в Норвегии - я имею в виду нефтяную компанию «Статойл». Разумеется, госвладение является не самым лучшим способом управления собственностью. Но оно необходимо в стратегически важных отраслях, каковых в России немало. Что же касается негосударственного сектора, правительство способно стимулировать его развитие посредством выполнения тех восьми функций, которые я перечислил выше.
Спрашивается, что из всего вышеперечисленного входит в инструментарий нынешних экономических властей России? Ответ прост: ничего или почти ничего. Наши либералы счастливо упустили все возможности по выводу страны из кризиса, которые у них были. И это звучит как приговор российской экономической политике.
Андрей Бунич - президент Союза предпринимателей и арендаторов России, автор и идеолог проекта www.bunich.ru
Комментарии
Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.