Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.12.2006 | Татьяна Становая
Правоохранительные органы и борьба с коррупцией
На прошедшей неделе Следственный комитет МВД инициировал проверки в Пенсионном фонде России и Фонде социального страхования. По данным «Коммерсанта», проверки прошли в интересах министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, который давно находится в непростых отношениях с главой ПФР России и не контролирует главу ФСС. Основание для обысков – подозрения в нарушениях при осуществлении госзакупок.
Стоит напомнить, что совсем недавно, 17 ноября, было арестовано почти все руководство Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), близкого к Михаилу Зурабова. Это стало одним из самых крупных коррупционных скандалов последнего времени. На прошедшей неделе последовали новые события: МВД провело обыски в ПФР и IT-компаниях Ланит», R-Style, Softlab и IBM, поставлявших фонду компьютерное оборудование. Обыски проведены в рамках предварительного расследования уголовного дела по факту хищения 1 млрд рублей бюджетных средств.
Обыски в Пенсионном фонде, а также в московских компаниях, поставляющих компьютерную технику и программное обеспечение, взаимосвязаны, заявил СМИ источник в правоохранительных органах. «По версии следствия, компьютеры закупались по одной цене, а поставлялись Пенсионному фонду по другой», – сказал он. По его данным, уголовное дело находится в производстве следственного комитета (СК) МВД.
События вокруг Зурабова, Пенсионного фонда, а также IT-компаний носят знаковый характер. Они позволяют обратить внимание на важнейшие факторы, которые во многом сегодня определяют характер функционирования российской бюрократии.
Во-первых, важно обратить внимание на тот факт, что расследование проводится по делу о хищениях в рамках госзакупок. Традиционно Госзакупки – одна из самых коррупционных сфер, которая затрагивает практически все ведомства. Как писал 8 декабря «Коммерсант», представители Федеральной антимонопольной службы и Счетной палаты РФ обнародовали рейтинг прозрачности госзакупок. По данным контролирующих органов, ни одно федеральное ведомство не может претендовать на высший рейтинг прозрачности. Закупочные цены госструктур оказались в среднем на 19 процентов выше среднерыночных, общий ущерб государственному бюджету превысил 300 млрд руб.
Это означает, что потенциально под следствие может попасть любой чиновник любого уровня, так как сама по себе система закупок везде идентична, а практика так называемых «откатов» стала одним из важнейших элементов «статусной ренты». Тот факт, что именно этот повод используется в конкурентной борьбе между чиновниками, говорит о том, что в «подвешенном» состоянии оказались абсолютно все, кто не имеет 100 процентного иммунитета от преследования. Все это может спровоцировать цепочку «разоблачений» среди фигур без политического иммунитета, а также общую нестабильность и взаимную подозрительность внутри бюрократии.
Во-вторых, в качестве инструментов конкурентной борьбы используют конкурирующие между собой силовые ведомства. Так, в середине ноября людей Михаила Зурабова проверяла прокуратура. На прошедшей неделе уже оппонентов Зурабова и нынешнего руководства Пенсионного фонда «разрабатывал» следственный комитет МВД. Достаточно вспомнить, например, что прокуратура является активным союзником политики природоохранных ведомств в борьбе против нарушений в нефтегазовом секторе. Генеральная прокуратура поддерживает инициативы Минприроды в области отзыва или приостановки действия лицензий. На прошедшей неделе Юрий Чайка заявил, что «нарушения экологического законодательства со стороны нефтегазодобывающих предприятий приобрели массовый характер». Однако прошедшие не так давно обыски в ведомстве самого Митволя проводили уже следователи МВД России. Интересно, что на прошедшей неделе Митволь не был допущен на заседание комиссии Роснедр, где должны были рассматривать вопросы об отзыве лицензий. Одновременно МПР пригрозило Росприроднадзору вынесением дисциплинарного взыскания за низкое качество проверок. Стоит напомнить, что глава Росприроднадзора Сергей Сай был назначен на свой пост в прошлом году по предложению Михаила Фрадкова: в МПР к этому отнеслись крайней негативно. Таким образом, в природоохранных ведомствах складывается ситуация острой конкуренции между структурными подразделениями, очень похожая на внутреннюю борьбу в социальных ведомствах. В обоих случаях к борьбе привлекаются правоохранительные органы.
Таким образом, генеральная прокуратура и МВД оказываются разными, конкурирующими между собой «подъездами», которые используются в качестве инструментов конкурентной борьбы между различными группами влияния. Нельзя исключать, что острота отношений между ведомствами, так же как и борьба за их «место», будут усиливаться.
В-третьих, растет конкуренция между МВД и прокуратурой за роль идеолога антикоррупционной борьбы. Так, на прошедшей неделе и МВД, и генпрокуратура выступили с инициативами по повышению эффективности борьбы с коррупцией. Заместитель главы МВД Александр Чекалин высказался за разработку в РФ государственной программы по борьбе с коррупцией. По его словам, России в рамках антикоррупционной работы необходимо углублять сотрудничество с международными организациями. Кроме того, отметил он, это позволит упростить процедуру экстрадиции нарушителей, а также выполнение международных следственных поручений. Чекалин предложил также включить в функции министра госрегистрацию межведомственных законодательных актов, а также оценку на предмет возможной коррумпированности. Замглавы МВД также предложил ввести понятие «косвенное имущество чиновников», что позволит усилить контроль за конфликтами интересов на госслужбе. Ранее министр внутренних дел Рашид Нургалиев говорил, что МВД не в полной мере использует свой потенциал в борьбе с коррупцией, намекая на возможное расширение полномочий своего министерства.
Генеральный прокурор РФ также представил свое видение мер борьбы с коррупцией на заседании правительства 7 декабря. Он предложил создать специализированное агентство, которое будет управлять активами чиновников. Сейчас они передаются либо управляющим компаниям, либо «переписываются» на родственников, что никак не снимает проблему злоупотреблений. Борьбу с коррупцией Чайка делает одним из своих приоритетов, что следовало из его первой пресс-конференции (см. материал об этом ниже).
На фоне ужесточения конкуренции между МВД и прокуратурой особую актуальность приобретают слова спикера ГД России Бориса Грызлова на всероссийском совещании правоохранительных органов с участием Владимира Путина, состоявшегося в ноябре этого года. Грызлов предложил реформировать Генеральную прокуратуру: «Прокуратура сегодня сама возбуждает уголовные дела, сама их расследует. Прокурор сам за собой надзирает, поддерживает обвинение в суде». По мнению спикера, самостоятельность следственных органов прокуратуры следует усилить, но при этом обособить их организационно при сохранении надзорных полномочий прокуроров. Однако прокуроры не должны будут непосредственно вмешиваться в ход следствия, подчеркнул Грызлов. «В целях поднятия статуса» руководителя комитета, его должен возглавить первый заместитель генпрокурора, которого также должен утверждать СФ по представлению президента. Это будет означать резкое ослабление самого генпрокурора, который потеряет контроль над одним из ключевых направлений работы своего ведомства.
Последствием смены генерального прокурора становится усиление Следственного комитета МВД и ослабление прокуратуры: борьба за влияние на правоохранительные органы значительно усиливается за счет их «политической» слабости и растущих ставок во внутриэлитной конкуренции. Это подтверждает характер политики в сложившемся режиме: политическая борьба сужается до рамок административной. При этом результатом такой борьбы оказывается подвешенность практически всех чиновников, каждый из которых потенциально становится жертвой своих недругов. Такая ситуация, с одной стороны, выгодна президенту: бюрократия оказывается более уязвимой политически. Однако, с другой стороны, это может расшатать существующую систему принятия решений в структурах исполнительной власти.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.