Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.12.2006 | Татьяна Становая
Объединение, которого не будет
7 декабря представители подмосковных отделений СПС, ДПР, «Яблока» и «Свободной России» провели пресс-конференцию, на которой объявили о намерении сформировать единый список на выборах в Московскую областную думу. Однако пресс-конференция окончилась скандалом: действия «Яблока» и «Свободной России» оказалась несанкционированны федеральным руководством партии.По мнению участников конференции, единый список кандидатов «должен мобилизовать голоса демократически настроенных избирателей Подмосковья, число которых в Московской области реально составляет порядка миллиона человек».
Подобная ситуация для демократов парадоксальна. Помимо того, что договорились между собой извечно конкурирующие «Яблоко» и СПС, они еще сумели привлечь к себе представителей прокремлевских проектов. Однако при более внимательном рассмотрении становится очевидно, что ни о каком объединении этих партий на выборах речи идти не может.
Судя по всему, инициаторами создания единого списка здесь выступают отделения СПС и ДПР. Как заявила «Коммерсанту» глава подмосковного отделения ДПР Мария Аксенова, на недавней встрече с лидером ДПР Андреем Богдановым лидер СПС Никита Белых подтвердил прежние договоренности, согласно которым «ДПР не будет выдвигать свой список на пермских выборах, а СПС не будет выдвигать свой в Подмосковье и поддержит список ДПР». Действительно, на пермских выборах сначала свой список выдвинула Демпартия, которая возглавляется Богдановым – человеком, не позволившим Михаилу Касьянову получить собственную партию (позднее ДПР, в отличие от многих других небольших партий, без проблем прошла перерегистрацию). Однако потом партия отказалась от участия в выборах, которые были принципиальны для СПС (и либералы добились тут беспрецедентного успеха), приняв решение о поддержке списка СПС. Таким образом, именно там состоялся первый локальный союз прокремлевской ДПР и СПС.
Однако расчет ДПР на то, что СПС откажется от участия в подмосковных выборах в пользу ДПР, может не оправдаться. Лидер подмосковного СПС Борис Надеждин не исключил, что основой для списка станет СПС, а вообще отнес решение данного вопроса в компетенцию федерального руководства партий. Тем не менее, пока создается впечатление, что между двумя партиями идет торг, и сам факт прецедента в Пермском крае говорит о наличии неких перспектив сотрудничества.
Однако вопрос о перспективах для нынешнего руководства ДПР может оказаться весьма актуальным. Самостоятельно ДПР вряд ли имеет возможности пройти в Госдуму в 2007 году. В то же время из всех существующих партий наибольшие перспективы (хотя в абсолютном отношении очень малые) на этом фланге имеют СПС и «Яблоко». В то же время «Яблоко» всегда было более оппозиционным и более критичным в отношении власти. Поэтому не исключено, что для ДПР одной из наиболее интересных возможностей для политической деятельности является союз с СПС. Частично это выгодно и самой СПС: ведь в этом случае партия сможет показать, что находится в авангарде процесса объединения правых. Кроме того, это будет однозначный сигнал Кремлю, отрезающий путь сотрудничества СПС с Михаилом Касьяновым (которое, правда, и без того маловероятно после отказа СПС от участия в «Другой России»).
В то же время привлечение на подмосковных выборах в единый список представителей «Свободной России» и «Яблока» является скорее спекулятивным маневром со стороны СПС и ДПР. В данном случае последним было достаточно просто договориться с подмосковными отделениями этих партий. Тем более что Борис Надеждин учился в школе с лидером подмосковной «Свободной России» Тебиным. А их участие в едином списке может оказаться символическим. Все это вызывало негодование в федеральном руководстве обеих партий. В «Яблоке» сам факт сотрудничества со «Свободной Россией» был расценен крайне негативно: напомним, что «Свободная Россия» использовалась на выборах в Мосгордуму как спойлер «Яблока». «Свободная Россия» также дала понять, что может исключить из партии слишком самостоятельных лидеров своего подмосковного отделения.
Очевидно, что никакого объединения всех партий, позиционирующих себя на правом фланге, в нынешних условиях не может быть: возможное создание единого списка является лишь «местечковой» инициативой. СПС и «Яблоко» остаются двумя и единственными и очень конкурентными между собой игроками, вокруг которых может происходить консолидация. Еще две партии, фактически «сохраненные» Кремлем для решения задач политического управления, - ДПР и «Свободная Россия». Однако они оказались фактически «бесхозными», что позволяет создавать весьма причудливые союзы. ДПР сейчас оказалась явно невостребованной Кремлем, и все, что она имеет, – зарегистрированную партию, что, правда, в нынешних условиях не так плохо: это позволяет партии торговаться с другими игроками и выстраивать самые разные коалиции. «Свободная Россия» сохранена на случай роста популярности других либеральных сил, но при этом, скорее всего, будет «отдана» Михаилу Барщевскому под его личный проект. А пока в обеих партиях нет стабильности понимания своего места и перспектив. Ситуация вокруг «объединения» показала, что во-первых, выборы остаются сильнейшим стимулом для всех игроков на партийном поле искать варианты борьбы. Во-вторых, все еще сохраняется слабый контроль федерального руководства партий над своими региональными отделениями.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.