Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

26.10.2006 | Виталий Портников

Чужие тревоги

Во время прямой линии президента России с телезрителями вновь – и уже совершенно неожиданным образом – всплыла ближневосточная тема, в связи с высказываниями Владимира Путина относительно любвеобильности его израильского коллеги Моше Кацава. Президент не говорил о Ближнем Востоке, он успокаивал позвонившую ему женщину и обижался на журналистов. Однако сама оценка происходящего на израильской политической сцене – то есть взаимосвязь обвинений в адрес главы государства и главы правительства с неудовлетворенностью действиями руководства страны в ливанском конфликте – демонстрирует, как поверхностно понимают ближневосточные эксперты власти ситуацию на Ближнем Востоке. А ведь это регион, в котором Россия хотела бы стать активным и влиятельным игроком.

И считать, что «у них» все, как «у нас» - то есть компромат достается только тогда, когда нужно от кого-то избавиться, а обычные нормы функционирования демократического общества не действуют, потому что их и вовсе нет – вряд ли доказательство реализма.

Собственно, не были доказательством реализма и недавние переговоры Владимира Путина и Эхуда Ольмерта. Приурочены они были, как известно, к 15-летнему юбилею восстановления дипломатических отношений между Советским Союзом и Израилем. Это восстановление оказалось одним из последних внешнеполитических актов Михаила Горбачева, всю перестройку только подбиравшегося к нормализации оборванных после войны 1967 года отношений. Горбачев и здесь опоздал. Советско-израильских отношений не получилось. Новым игроком на Ближнем Востоке оказалась Россия.

Впрочем, отнюдь не каждый представитель российской политической элиты понимает, что это – другой игрок. И многие ветераны – достаточно почитать ближневосточные мемуары Евгения Примакова, чтобы в этом убедиться – и многие неофиты все еще бредят советской внешнеполитической ролью. Но Советский Союз практически никогда не был на Ближнем Союзе игроком. По всем правилам холодной войны он был – дубиной, сокрушающей препятствия, сторонником полусоциалистических диктатур в арабской мире, страной, чье руководство так и не добилось своей главной политической цели – ослабления (если не уничтожения) Израиля. Исторически бесперспективной оказалась именно советская внешняя политика – политика безвозвратно исчезнувшей страны. Казалось бы, урок советских внешнеполитических ошибок в регионе должен быть усвоен, а опыт общения со сторонами конфликта переосмыслен.

Россия могла бы стать на Ближнем Востоке именно игроком. Новым игроком, опирающимся на новые реалии. Причем не только политические, но и общественные. Оказалось, что многие израильтяне, несмотря на планомерную работу Москвы по уничтожению Израиля, не питают к ней антипатии, скорее наоборот. Оказалось, что вновь приехавшие израильские граждане, не имевшие опыта противостояния с арабским миром при советском участии, считают развитие отношений с Москвой важной частью израильской внешней политики. И при этом Россия не утратила своих позиций в арабском мире. Так что, казалось бы, возможности были. Но удалось ли их использовать?

Все эти годы вопросы, обсуждаемые израильскими премьерами и российскими президентами, вращаются вокруг одной и той же темы – продажи оружия арабским странам, не готовым участвовать в мирном процессе, и ядерной программы Ирана. При этом уже ясно, что взаимопонимания тут найдено не будет. И эта повестка дня сохранится еще на долгие годы и будет обсуждаться на следующих юбилеях восстановления дипломатических отношений. В России убеждены, что сохранить традиционных союзников можно, только не отказывая им в поставках. А Иран – так это просто бизнес. Ничего личного. И сколько бы гость из Израиля не убеждал бы российских собеседников, что Бушер – реальная угроза, а оружие, поставляемое Дамаску, попадает «Хизболле» и приводит к тому, что мысли о мире приходят в головы сирийских лидеров все реже, он может добиться разве что вежливых обещаний разобраться.

И не потому, что Россия настроена антиизраильски, совсем нет. А потому, что российская дипломатия по-прежнему живет идеей геополитической альтернативы, особых отношений с Соединенными Штатами и специфического влияния на мировую политику. Державы, для которой нет кризисных регионов, а есть перманентный кризис на планете, из которого можно – и нужно – извлекать выгоду, усиливая собственное влияние. Проще говоря – идеей возрождающейся сверхдержавы, Советского Союза ХХI века. И с этой точки зрения российскому руководству не до израильских тревог.

Виталий Портников - публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net