Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

28.11.2005 | Татьяна Становая

ГАЗОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА ФОНЕ ГОДОВЩИН "РЕВОЛЮЦИЙ"

22 ноября в Украине отмечали годовщину "оранжевой революции" В этот день в Киев должен был приехать председатель правительства России Михаил Фрадков, однако его визит был отменен из-за неурегулированности "газового вопроса". 23 ноября Грузия праздновала двухлетие "революции роз": в этот день для переговоров с "Газпромом" приехал в Москву глава грузинского правительства Зураб Ногаидели.

До "революций" в Грузии и Украине решение двусторонних экономических вопросов было значительно облегчено за счет договороспособности руководства этих стран в политических вопросах. Пока сохранялась надежда на пророссийский вектор Украины и Грузии (а вернее - закрытость дороги на Запад), Россия шла на серьезные уступки в экономической сфере. Речь идет не столько о зависимости Украины или Грузии от России, сколько об обратной зависимости: ведь эти государства являются не только потребителями, но и территориями транзита энергоресурсов странам Западной Европы. Фактически можно было говорить о том, что Россия пыталась выстроить стратегию обмена льготных энергоресурсов на отказ от прозападного вектора развития.

Однако эта стратегия была неэффективна. Украина, например, еще при Леониде Кучме выдвинула стратегию вступления в НАТО (хотя реалистичность этой стратегии была равна нулю), и отказалась от нее только на фоне проблематичности проведения "преемника" Кучмы - Виктора Януковича - на пост президента страны. Здесь нужна была поддержка российского лидера, и в обмен на нее Кучма в итоге отказался от декларирования североатлантического вектора.

Грузия, которая также потребляет дешевые энергоресурсы, при Эдуарде Шеварднадзе поднимала вопрос о выходе из СНГ, когда российские военные обстреляли Панкисское ущелье. Газовый рычаг скорее создавал возможность давления, но практически не использовался для решения геополитических задач России. Зато в отношении Белоруссии такой пример известен: Россия перекрывала поставки газа пророссийскому лидеру Александру Лукашенко на фоне невозможности договориться по теме введения единого рубля или покупки белорусских экономических активов. Однако именно случай с Белоруссией и показал ограниченность этого ресурса: перекрытие газа Белоруссии сразу же вызвало вполне обоснованное недовольство западных потребителей.

Пророссийским прежнее руководство Грузии и Украины назвать было нельзя: и Шеварднадзе, и Кучма выстраивали двойственную политику, играя и с Россией, и с Западом. Однако Россия не спешила поднимать тему рыночных цен на газ, так как это всегда оставляло возможность договариваться.

Ситуация поменялась после "революций": к власти в Украине и Грузии пришли откровенно прозападные политики, которые сразу же показали, что делают ставку на североатлантический вектор своего развития. Газ стал одним из последних аргументов России, позволяющим выстраивать двусторонние отношения. Грузия и Украина, находясь в жесткой зависимости от России в вопросах энергоносителей, выбирают разную тактику поиска выхода из ситуации.

Украина делает ставку на восстановление нормальных отношений с Россией с целью добиться сохранения приемлемой для нее цены на газ. Фактически Виктор Ющенко сейчас пытается идти дорогой Леонида Кучмы: виртуальная "дружба" в обмен на снисходительное отношение России. Сейчас "Газпром" говорит о том, что газ будет стоить $160 за тыс. кубометров. Руководство "Нафтогаза" Украины настаивают на сохранении существующих тарифов в размере $50. Источник в российских властных структурах отметил недавно, что, возможно, "Газпром" согласится отодвинуть повышение цены на март-апрель следующего года.

Переговоры о цене на газ должны были состояться в Киеве 22 ноября - в день годовщины "оранжевой революции". Россия фактически выдвинула ультиматум и рассчитывала на то, что Украина будет вынуждена принять его. Однако, судя по всему, украинское руководство скорее пойдет на наращивание своего госдолга (именно так будет происходить, если стороны не договорятся, а Украине будет засчитываться полученнный фактически газ по новой цене). Для России принять отказ Украины от газового "предложения" в день "оранжевой революции" было неприемлемо: визит Фрадкова был отменен и перенесен на декабрь.

Тактика Грузии кардинально отличается от тактики Украины. Российско-грузинские отношения находятся в кризисном положении, а внутриполитические антироссийские настроения в Грузии не позволяют Михаилу Саакашвили выбирать тактику поиска компромисса. Грузия приняла решение идти на конфронтацию, явившуюся ответом на намерения "Газпрома" повысить цену на газ.

23 ноября грузинский парламент единогласно принял решение начать рассмотрение вопрос о выходе из СНГ. Наиболее жесткую позицию занимают оппоненты президента, требующие немедленного прекращения членства Грузии в СНГ. Пропрезидентская фракция, напротив, призывает все взвесить и не принимать поспешных решений. Как заявил один из руководителей оппозиционной фракции "Демократический фронт" Давид Бердзенишвили, "когда Грузия вступала в СНГ, многие грузинские политики и общественные деятели выступили против вступления в СНГ. Минувшие годы показали, что нахождение в СНГ ничего не дало и не дает Грузии. Более того, пребывание в СНГ противоречит нашей главной цели - вступлению в НАТО и ЕС".

Позиция спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе - более сдержанная. В ответ на выступление Бердзенишвили, она заявила, что "по данному вопросу необходимо провести консультации как с парламентским большинством, так и с президентом, а затем, в случае необходимости, включить в повестку дня заседания парламента вопрос о начале процедуры". Она также отметила, что "сегодня Россия оказывает давление на Грузию, а завтра то же самое сделает и по отношению к другим государствам, входящим в СНГ". По ее словам, "выход Грузии из СНГ связан с определенными рисками, такими как повышение цен на газ, а также с серьезными политическими провокациями". "Но если мы все возьмем на себя ответственность и в дальнейшем вместе будем готовы к преодолению трудностей, которые могут последовать за выходом страны из СНГ, думаю, проблем не будет", - заявила Бурджанадзе. Лидер парламентского большинства Майя Надирадзе обратила внимание на то, что "нахождение во власти требует и большой ответственности". Она отметила, что, по утверждению представителей правительства, выход из СНГ вызовет "рост экономических риск-факторов и нанесет ущерб Грузии".

Маловероятно, что политическое руководство Грузии действительно намерено выйти из СНГ. Здесь важны два момента.

Первый связан с проблемами СНГ в целом: Грузия и Украина начали создавать свою альтернативную организацию, а их членство в этой структуре может вскоре стать символическим. Это объективные факторы, связанные также и с тем, что Россия начала делать ставку на развитие региональных организаций (ШОС, ОДКБ), а СНГ существует уже скорее инерционно. Поэтому, скорее всего, рано или поздно Грузия покинет СНГ, однако это произойдет в тот момент, когда организация фактически прекратит свое существование.

Это связано со вторым моментом: СНГ является важным геополитическим атрибутом России, и "развал" СНГ возможен лишь при молчаливом согласии Кремля, когда уже будет выстроена сеть дееспособных региональных организаций. Однако сейчас СНГ самоценно для России как таковое, и Грузия рассматривает свое членство как "торговую позицию". Идя на конфронтацию с Россией, Грузия хочет фактически обменять свой отказ от выхода из СНГ на дешевый газ. Иными словами, просит Россию "оплатить" членство Грузии в СНГ.

Все это происходит на фоне двух фактов. Первый - показательный - призван доказать России, что Грузии морально трудно находиться в рамках СНГ. Достаточно вспомнить недавний скандал с отказом одному из депутатов грузинского парламента в визе: он планировал принять участие в одном из мероприятий СНГ. МИД России опроверг эту информацию, однако вся грузинская делегация, включая спикера Нино Бурджанадзе, отказалась ехать в Россию в знак протеста против "черных списков" "неугодных" России грузинских политиков.

Второй факт - это переговоры премьер-министра Грузии Зураба Ногаидели с председателем правления ОАО "Газпром" Алексеем Миллером. "Газпром" намерен повысить цену на российский газ до $110, в то время как Грузия согласна только на $70: как заявил Ногаидели, это и есть рыночная цена. "Мы получаем газ по рыночной цене, которая существует в нашем регионе", - сказал премьер. По его словам, рыночную цену газа на Южном Кавказе нельзя сравнивать с ценой, например, в Германии. Получается казус: Россия считает цену в $70 политической (в рамках льготного подхода к "дружественной стране"), а $110 - рыночной. Грузия же напротив, существующую цену называет рыночной, а повышенную - политической. Судя по всему, и здесь переговоры могут оказаться провальными.

На фоне празднования "революций" газовая тема приобретает более острое звучание: Россия показывает, что не хочет "оплачивать" европейский выбор "цветных режимов". Грузия и Украина также на фоне своих праздничных мероприятий, не могут себе позволить принимать "газовые ультиматумы". В итоге визит Фрадкова в Украину был отменен, а Грузия пригрозила выходом из СНГ.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net