Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.07.2006 | Виталий Портников
Летнее меню
Наступили теплые дни, и завсегдатаи фешенебельных ресторанов в центре Киева повылазили на летние веранды. Теперь всех их видно, смотри – не хочу! Вот депутаты от Партии Регионов, Блока Юлии Тимошенко и Социалистической партии обедают свежей дорадой в соусе из белого вина. А вот депутаты от «Нашей Украины», Блока Юлии Тимошенко и Партии Регионов угощаются воздушным десертом и капучино. Только вчера эти уважаемые люди били друг другу физиономии перед экранами телевизоров. Или это были не они?
В фешенебельных ресторанах переговоры идут совсем на другом языке, чем тот, которым депутаты оперируют в прямом телевизионном эфире. Дело даже не в том, что язык этот – русский, это, в общем, не важно. Разве важно, на каком языке в забое разговаривают между собой шахтеры. А эти рестораны, эти летние веранды, на которых обычный киевлянин может разве что посидеть, обычный днепропетровец – разве что постоять, а обычный львовянин – разве что посмотреть – это их депутатский забой. И слова соответствующие – «бабки», «перетереть», «плохо натырил», «отвязался». Хорошие такие слова. Наши.
Когда-то на НТВ расшифровали телевизионную запись совещания у Владимира Путина по поводу Дубровки – оказалось, что Михаил Касьянов сказал вовсе не то, что мы думали, и был большой скандал. Украинским журналистам и в голову не приходит расшифровать то, что говорит Виктор Ющенко Виктору Януковичу, когда политики встречаются один на один. Ведь понятно же, что лидеры говорят о государственных делах, согласовывают свои взгляды на будущее страны. О чем же еще им разговаривать?
То же самое украинский избиратель думает о депутатах, даже и не пытающихся от него скрываться в летних кафе. Потому что если избиратель и увидит их, весело беседующих, успешных и довольных, он и не подумает, что это они. Избиратель следит за телеспектаклем из парламента, как за «Рабыней Изаурой» – если вообще следит. И любая попытка рассказать ему о том, что происходит на самом деле, наталкивается на ожесточенное сопротивление. Избиратель не хочет об этом знать.
Если задуматься, этим украинский избиратель ничем не отличается от своего российского собрата по постсоветскому пространству. Российский избиратель убежден, что живет в стабильной счастливой стране (или, если он большой демократ, при диктатуре Путина), и ничего не хочет слышать о том, что происходит на самом деле, о борьбе кланов, согласовании интересов. Если к нему приезжает родственник из-за украинского кордона, он тут же начинает кормить его бутербродами и сокрушаться: как же вы там живете, при такой нестабильности! Вам бы Путина! (Или, если он большой демократ – начинает кормить бутербродами и восхищаться: нам бы вашу Юлю! А как вы стояли на Майдане! Ты стоял?).
В России создали такой чудесный муляж – муляж стабильности, к тому же обернувшийся муляжом диктатуры для меньшинства: все довольны. Но Украина – не Россия. Ее гражданам больше пришелся по сердцу муляж демократии. Российский ребенок-избиратель играется со своей стабильностью, с Путиным, Ивановым и Медведевым, Медведевым, Путиным и Ивановым и опять сначала, и жизнь кажется ему бесконечной, как трубы «Газпрома». Украинский избиратель-ребенок играется со своей демократией, с Ющенко, Тимошенко и Януковичем, Януковичем, Тимошенко и Ющенко и снова и снова – и жизнь кажется ему вишневым садочком у хаты – нужно только, чтобы в хате обязательно на почетном месте был его кумир, но это обязательно произойдет.
А в это время Путин, Иванов, Медведев, Ющенко, Тимошенко, Янукович и десятки других скромных тружеников большой политики занимаются большими делами, которые вряд ли должны быть понятны рядовому избирателю. Но его голову и не хотят замусоривать лишней информацией. Избирателю все равно никогда не сидеть в их ресторанах, не гулять в их резиденциях, не общаться с их пчелами и не бороться с ними в дзюдо. Поэтому оставим ему стабильность или демократию и пойдем ужинать. В киевских ресторанах, как, впрочем, и в московских – отличные летние меню.
Виталий Портников - публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.