Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
28.06.2006 | Татьяна Становая
Владимир Путин подготовился к бою
Вчера Владимир Путин провел встречу с российскими послами, на которой сформулировал положения, реализация которых способна качественно изменить российскую внешнюю политику. Главной особенностью выступления президента стала четко выраженная мысль о миссионерстве: по словам Путина, другие страны все больше нуждаются в России, а сама она готова брать на себя ответственность «за более безопасный и демократический миропорядок». Выступление носило антиамериканский характер: ощущались новые конфронтационные нотки, которые, правда, не возводились на уровень новой политической линии.
Выступление президента вполне укладывается в обозначенную еще на пресс-конференции с российскими и иностранными журналистами в январе этого года концепцию России как субъекта мировой политики. Заявления Путина на пресс-конференции фактически стали презентацией нового формата позиционирования нашей страны. Этот формат конструируется уже несколько лет, однако, пожалуй, впервые его можно отчетливо представить себе - исходя из комплекса заявлений президента, сделанных в течение одной пресс-конференции.
Новая концепция предусматривает позиционирование России как субъекта мировой политики. Характеризуя субъектность России, можно выделить четыре основных ее элемента: суверенитет и недопустимость внешнего влияния; наличие собственных инициатив глобального масштаба; конкурентоспособность российской экономики и эффективная власть; общепризнанность России как субъекта мировой политики.
Однако вчера все это получило ощутимую конфронтационную «подкладку». Путин говорил о новых «рычагах» влияния (не только внешнеполитических, но и финансово-экономических – явно имелась в виду новая газовая политика России) говорил о «завоевании новых позиций». «Надо в полной мере отдавать себе отчет, что конфликтный потенциал в мире, несмотря на все предпринимаемые усилия, продолжает возрастать. После разрушения биполярного порядка сохраняется большой элемент непредсказуемости в глобальном развитии. Возможно, именно отсюда не утихают разговоры о неизбежном конфликте цивилизаций с перспективой длительной конфронтации по примеру «холодной войны… если позволить развиваться инерции прежних подходов, то мир вновь будет обречен на бесплодное противостояние», - заявил Владимир Путин. Красной нитью через все выступление шла мысль о постоянной борьбе за «более безопасный и демократический миропорядок, за равный доступ стран и народов к преимуществам глобализации».
В то же время Путин говорит, что «России конфронтация не нужна ни в каком виде. И мы ни в каких «священных союзах» участвовать не будем». Такое заявление СМИ было воспринято как лукавое. В действительности Россия пока просто не может себе строить «священные союзы»: даже те страны, которые находятся в непростых отношениях с США, опасаются антиамериканской риторики. Достаточно вспомнить недавний саммит ШОС, где от декларируемого антиамериканизма в преддверии саммита ничего не осталось: большинство членов ШОС не заинтересованы в этом. Фактически антизападный «священный союз» может объединить только страны-изгои (Иран, Белоруссия, Узбекистан), с коими Россия тоже не очень хочет вставать в один ряд.
Речь идет о поддержке стран, которые стали объектами внешнеполитической линии США, например, об Иране и его праве иметь ядерную энергетику. Более того, президент фактически обвинил США в стремлении ряда стран к обладанию оружия массового поражения. «Должен также прямо сказать, что среди источников, подпитывающих тягу ряда стран к обладанию оружием массового уничтожения, к реализации других военных программ, не только национальные амбиции, но и навязываемое всем нам гипертрофированное значение силы в международных отношениях», - заявил Владимир Путин. Здесь президент не мог не озвучить и давнее предложение России создать международную сеть центров по обогащению урана.
Не обошел президент и тему урегулирования региональных конфликтов. Он подтвердил свой прежний тезис о том, что «принципы урегулирования должны быть универсальными и опираться на международное право, на уважение интересов всех затронутых в конфликте народов». Речь идет о Косово, Закавказье, Приднестровье и Кипре.
Данное заявление подтверждает, что Россия будет и впредь активно участвовать в разрешении конфликтов вокруг Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Слова президента говорят о том, что Россия не поддержит никакие акции по «восстановлению территориальной целостности» и рассматривает референдум как единственный и универсальный механизм самоопределения народов. Он также заявил, что «на пространстве СНГ наша страна непосредственно участвует в урегулировании ряда конфликтов. И хотел бы подчеркнуть, что мы и впредь будем выполнять свою миротворческую миссию – несмотря на откровенные провокации, с которыми мы подчас сталкиваемся».
Касаясь внешней политики на постсоветском пространстве, Владимир Путин поддержал новую энергетическую политику, выраженную в переходе на рыночные отношения в газовых отношениях. Практически тут не было сказано ничего нового, кроме одного: он обвинил критиков перехода на рыночные цены в политизированности и двойных стандартах. «Вывод напрашивается один: весь поток критики по сугубо экономическому вопросу носил исключительно политизированный характер… Принцип «то, что позволено Юпитеру, не позволено быку» для современной России абсолютно неприемлем», - заявил президент.
Не называя Украину и Грузию, Владимир Путин коснулся и их. Он опроверг мнение, что Россия стремится диктовать странам СНГ, какую внешнюю и внутреннюю политику им проводить. Но дал понять, что Россия имеет «право выбирать друзей». Иными словами, если Украина и Грузия выбирают внешнеполитический вектор, противоречащий интересами России, то Россия вправе перестать «дружить» с ними. Одновременно он предупредил, что «попытки игнорировать веками складывающиеся связи между народами оборачиваются угрозой появления несамостоятельных, слабых, зависимых государственных образований». Очевидно, что под связями имеется в виду пророссийская внешняя политика.
В отношениях с ЕС Путин говорил о том, что Россия зарекомендовала себя надежным партнером. Именно от того, насколько Европа поверит в это, будет зависеть успешность российских предложений в области энергетики. Россия хочет получить доступ к газораспределительным компаниям европейских стран в обмен на доступ европейских компаний к добыче российского газа. Европа видит в этом угрозу своей безопасности. В ответ на это Путин вчера заявил: «Странно, когда в отношениях сегодняшнего дня кто-то пытается выстраивать новые «занавесы» и барьеры. Хотя на словах все говорят, что Европа должна быть без границ. Ну давайте вместе решать эти проблемы тогда».Наконец, президент выделил важнейшие направления во внешней политике: взаимодействие с Китаем, Индией, развитие ШОС.
И лишь в самом конце выступления президента разговор пошел о США. Надо признать, что все, что Владимир Путин думает о США, было сказано в самом начале. В конце американцам достались в основном формальные и «беззубые» слова о необходимости сотрудничества в области борьбы с терроризмом. «Особое значение для стратегической стабильности имеют отношения России с Соединенными Штатами Америки. Совместный отпор терроризму и наши усилия в урегулировании ряда ключевых региональных проблем – это тот позитив, который следует распространять и на решение других прагматических задач», - заявил Путин. «Конечно, нам еще надо многое менять в отношениях друг с другом. И чтобы перемены носили положительный характер, политикам обеих стран необходимо как аксиому усвоить: партнерство между такими державами, как Россия и США, может строиться исключительно на условиях равноправия, взаимного уважения», - отметил президент.
В данном случае показательно, что непосредственно российско-американским отношениям было отведено одно из самых последних мест, впереди оказались отношения с СНГ, ЕС, Китаем и Индией.Показательно, что президент ничего не сказал про саммит G8. Возможно, это связано с некоторым разочарованием: уже сейчас очевидно, что такие значимые и принципиальные для России идеи в энергетической сфере, в вопросе создания международной сети центров обогащения урана – скорее всего, не будет поддержаны странами G8. Поэтому о «большой восьмерке» лучше промолчать, особенно на фоне более явных конфронтационных ноток в отношении США в выступлении президента. Ничего не было сказано и про СНГ как организацию. Президент положительно упоминал ШОС, ОДКБ – видимо, они постепенно придут на смену СНГ, которое отомрет само собой.
Конечно, с одной стороны, можно только приветствовать активную внешнеполитическую линию и стремление отстаивать национальные интересы России в мире. Однако, с другой стороны, можно видеть, что Россия в действительности теряет свое влияние последние пятнадцать лет, что особенно заметно на постсоветском пространстве – в традиционной сфере влияния нашей страны. Кремлю становится все труднее бороться за сохранение своих позиций, в то время как риторика все более ужесточается. Россия не хочет «дружить» с теми странами, которые не принимают требования Москвы, фактически выдвигая ультиматум: либо учитываете наши интересы, либо станете нашими противниками. Поэтому Россия и не хочет проводить разделительные линии. «Мы также не делим страны мира на те, с кем будем сотрудничать, и те, кому будем противостоять. Наши конкуренты (например, на экономических рынках) – это одновременно и наши ключевые партнеры в решении важнейших международных проблем», - заявил президент. Тем самым, сохраняется двойственность, которая в большей степени направлена не на сотрудничество, а на продвижение российских национальных интересов. Это неплохо, но насколько это эффективно, покажет время.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.