Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.06.2006 | Татьяна Становая
Верхняя палата представителей «Единой России»
Вчера председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов высказался за избрание членов верхней палаты парламента. Это давняя идея спикера, которая, правда, в нынешнем виде кажется несколько экзотичной. Тем не менее, вопрос о реформировании СФ сейчас стоит достаточно остро. Не исключено, что в итоге в ближайшие годы реформа в том или ином виде состоится.
По Конституции, в СФ должны входить по два представителя от одного субъекта РФ: один от исполнительной и один от представительной власти. Конституционный ограничитель – один из самых существенных в возможной реформе: так или иначе, но без участия региональных властей при действующей Конституции сформировать СФ не удастся. На разных этапах реформы именно на снижение влияния региональных органов власти были направлены все изменения в системе реформирования верхней палаты парламента. С годами исполнительная и законодательная ветви власти становились все дальше от своих представителей в СФ. Напомним, что в 2000 году новый президент России Владимир Путин инициировал реформу, по которой губернаторы и члены региональных парламентов теряли право представлять свои субъекты в СФ. Вместо них в СФ входили их представители, утвержденные парламентами субъектов РФ.
Затем последовала вторая волна реформы, инициируемая уже спикером Сергеем Мироновым. Новые изменения были направлены на снижение зависимости сенаторов от делегировавших их органов власти и повышение роли председателя СФ. В итоге СФ начал постепенно корпоративизироваться, что сказывалось в том числе и на качественном составе верхней палаты парламента.
Так, без подтверждения полномочий СФ ни один представитель исполнительной или законодательной ветвей власти не может стать полноценным сенатором. Не раз представители регионов месяцами ждали утверждения в СФ, однако из-за конфликта с Мироновым им так и не удавалось получить статус сенатора. Частью корпоративизации СФ стало и резкое ограничение оснований, по которым регионы могут досрочно отозвать своих представителей. Теперь даже если ЗАКС или исполнительная власть захотят сменить своего представителя, им это сделать не удастся. В январе прошлого года, когда вступили в силу поправки в российское законодательство, регулирующее порядок формирования СФ и статус сенаторов, Сергей Миронов заявил, что досрочная смена сенаторов плохая идея. Он подчеркнул недопустимость сложившейся ситуации, когда регионы нередко проявляют инициативу об отзыве своего сенатора, что негативно влияет на эффективность работы СФ. Наконец, «венцом» расширения полномочий председателя СФ и сужения прав регионов стало предоставление Миронову возможности ставить вопрос о досрочном прекращении сенаторов.
Сегодня появились новые предпосылки для реформы Совета федерации. Недавние скандалы вокруг отставок сенаторов очень сильно ударили по репутации верхней палаты. Система ее формирования, при которой губернаторы и региональные парламентарии используют право делегировать своих представителей как компенсационный механизм для региональных бизнесменов и политиков, а также отсутствие реального политического веса сенаторов в частности и СФ в целом привели к тому, что часто статус сенатора имеет смысл лишь с точки зрения получения статусной ренты. Такая система направлена на то, чтобы «заполнить» сенаторские кресла фактически неважно кем: политические решения в любом случае принимаются Кремлем, а риск потери статуса позволяет легко управлять голосованием.
Политически такая ситуация выгодна. Однако репутационно – нет. Она дискредитирует сам статус сенатора, а также верхнюю палату парламента и персонально ее председателя. Сергей Миронов всегда отстаивал идеи избираемости СФ. По его словам, новая схема может выглядеть следующим образом: на всенародное голосование губернатором должны быть внесены не менее двух кандидатур. Столько же и тоже на всенародное голосование должна выставить представительная власть. При этом Миронов отметил, что поскольку Дума теперь на 100% будет формироваться по партийным спискам, верхней палате тоже следует перейти на выборную систему. По мнению Миронова, если такая схема заработает, то первые избранные члены Совета Федерации появятся в 2007 году, а последние назначенные – в 2012-м.
В данном случае важно понять, является ли данная инициатива идеей лично Сергея Миронова. Озвученная идея означает повышение роли партий, а точнее «партии власти». «Единая Россия» за последнее время существенно укрепила свои позиции в регионах. Абсолютное большинство губернаторов вошли в партии. Большинство региональных парламентов контролируется партией власти. В таких условиях «Единая Россия» получает возможность взять под контроль и верхнюю палату парламента. Это выгодно в большей степени Кремлю, чем Миронову, который в таких условиях в меньшей степени сможет влиять на сенаторов. Кремлю также выгодна ситуация, при которой влияние региональных властей будет уравновешиваться влиянием «партии власти» при формировании СФ.
Не исключено, что реформа действительно последует и будет создаваться уже не под Миронова, который при новом президенте может занять другой пост или даже уйти в госсектор экономики.
Ссылки по теме:
Госдума против Сергея Миронова
Законодательная вертикаль Сергея Миронова
Совет федерации не поддается реформированию
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.