Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.06.2005 | Татьяна Становая
БИЗНЕС, ВЛАСТЬ И ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
3 июня правительство России внесло на рассмотрение Госдумы РФ проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс РФ". Изначально поправки рассматривались как способ ослабить налоговый гнет налоговых органов и создать защиту от "налогового терроризма". Однако в действительности поправки, напротив, направлены на повышение собираемости налогов.
Крупный бизнес давно пытался убедить правительство в необходимости совершенствования налогового администрирования. Именно налоговый рычаг стал главным в кампании против ЮКОСа: его задолженность перед государством стала причиной потери своего основного актива - "Юганскнефтегаза". Исходя из этого, бизнес предлагал ряд поправок, заметно усложняющих проведение повторных проверок, а также регламентирующих выездные проверки и требования налоговиков по проверяемому списку документов (бизнес настаивал на том, чтобы такой список был закрытым).
В начале этого года появился шанс получить поддержку Минфина и МЭРТа. Это стало следствием конфликта между министром финансов России Алексеем Кудриным и председателем правительства Михаилом Фрадковым. Кудрин выступил резко против снижения НДС до 13%: видимо, опасаясь, что идея может получить поддержку бизнеса, министр финансов предложил альтернативу - поправки, касающиеся совершенствования налогового администрирования. Крупный бизнес, который в большей степени опасается "налогового терроризма", чем высоких налогов, Минфин поддержал.
После этого началась многомесячная подготовка поправки, в результате которой они претерпели кардинальные изменения, вызвав резкую критику со стороны РСПП. Первым сигналом к коррекции поправок стало заявление президента России на встрече с представителями бизнеса. 24 марта Владимир Путин, признав опасения бизнеса, заявил, что "в руках государства налоговое администрирование, налоговая служба должны быть эффективным инструментом решения государственных проблем, мы не можем обесточить налоговую службу, сделать ее никчемной организацией". Такой подход существенно отличался от видения бизнеса, который уже фактически договорился о сути поправок с Минфином. 24 апреля поправки, серьезно переписанные с учетом мнения президента, были вынесены на заседание правительства: тогда Михаил Фрадков предложил доработать законопроект так, чтобы "не лишить налоговиков достаточных рычагов" для выполнения своей работы.
Фактически президент запретил отменять повторные проверки, что было самым принципиальным вопросом для бизнеса (именно по итогам повторных проверок у ЮКОСа "обнаружилась" столь крупная задолженность). Взамен он в своем послании Федеральному собранию предложил ввести систему рассрочек по оплате долга, а также обратился к Минфину с просьбой отменить планы по сбору налогов.
В итоге законопроект во многом облегчает работу налоговым органам. Они получают право в течение двух месяцев списывать недостающую сумму со счетов компании, которая не погасила долг добровольно. Затем в течение полугода можно взыскать деньги через суд. Усложняется и процедура возврата переплаченных средств: законопроект вообще не устанавливает срок возврата, хотя сокращается срок ответа Минфина по соответствующему запросу (фактически это означает перспективу бессрочной переписки с налоговыми органами). Узаконивается и расширенный перечень документов, которые налоговые органы вправе требовать при камеральной проверке (он будет утверждаться не законом, а приказами Минфина ежегодно). Более того, перечень требуемых документов де-факто не становится закрытым, на чем особенно настаивали предприниматели. Как заявил руководитель налогового департамента Минфина Михаил Моторин, "закрывать" перечень документов вообще нельзя, поскольку это будет мешать работе налоговых органов. Единственное существенное послабление для бизнеса - это ограничение сроков и количества проведения выездных проверок.
РСПП в середине мая принял специальное заявление, в котором говорится, что "представленный законопроект не обеспечивает выполнение поручения президента РФ, не направлен на улучшение качества налогового администрирования и, напротив, создает дополнительные барьеры в финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков". Первоначально бизнес требовал повторные налоговые проверки или отменить вовсе, или разрешить их проведение только по решению суда. Однако в последней редакции законопроекта фактически сохранен действующий порядок, предусматривающий проведение повторных налоговых проверок вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля за нижестоящими. "Данный вид проверки по-прежнему преимущественно рассматривается в качестве инструмента экономического и правового давления на налогоплательщика", - говорится в заявлении.
Самое важное, чего сумели добиться бизнесмены после апрельского заседания правительства - это обязательное разрешение Минфина на проведение повторной выездной проверки в отношении крупных налогоплательщиков (ранее повторная проверка могла проводиться с санкции главы Федеральной налоговой службы). Скорее, впрочем, эта мера усиливает аппаратные позиции самого министерства. Кроме того, Минфин согласился отложить вопрос о возложении на налогоплательщиков ответственности за банки, через которые перечисляются в бюджет их налоги, а также вопрос о введении внесудебного порядка взыскания штрафов.
По итогам обсуждения поправок в налоговое законодательство бизнес не получил ни снижения налогов, ни смягчения давления со стороны налоговых органов. Налоговые рычаг остается главным в воздействии государства на бизнес, что стало следствием позиции президента, заступившегося за налоговиков и заявившего о недопустимости ослабления их позиций. Таким образом, все попытки бизнеса пролоббировать выгодный для себя вариант налоговых поправок оказались тщетными.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.