Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

23.05.2006 | Сергей Михеев

Недоступное жильё – отвечать будет преемник Путина

В регионах России продолжается активная реализация (а где-то имитация) «приоритетных национальных проектов». Наибольшую головную боль ответственных чиновников всех мастей вызывает национальный проект «Доступное и комфортное жильё – гражданам России». Этот проект заявлен самым «долгоиграющим» - его завершение планируется к 2010 году, когда нынешняя власть уже перейдёт рубикон судьбоносных выборов 2007-2008 гг.

Согласно распределению обязанностей, утвержденных советом по реализации национальных проектов, ключевые задачи в сфере обеспечения граждан жильём стоят именно перед федеральным центром. Среди них: управление реализацией национального проекта, координация работы всех его участников, доработка необходимой законодательной базы и самое главное – финансирование мероприятий нацпроекта за счет средств федерального бюджета. Региональным властям остаётся уже меньше: разработка собственных жилищных программ, административная координация и, конечно, софинансирование. На первый взгляд, достаточно мало ответственности оставили муниципалитетам. От них требуется лишь активнее привлекать частных инвесторов в жилищно-коммунальную сферу и обеспечивать (по возможности) жильём очередников. Однако это только на первый взгляд. Ключевой пункт, записанный за органами местного самоуправления – «создание условий для увеличения объемов жилищного строительства». Это предполагает: предоставление земельных участков под застройку, обеспечение их необходимой инфраструктурой и целый ряд различных согласований.

Именно за последний пункт и уцепились федеральные организаторы проекта. По мнению вице-премьера Медведева, именно погрязшие в коррупции муниципальные власти усиленно тормозят реализацию национального проекта по жилью. Распределяют земельные участки без конкурса, тянут с обеспечением инфраструктурой, выпускают запутанные и противоречивые нормативно-правовые акты. В своей критике федералы зашли столь далеко, что даже обычно осторожный полпред в Центральной федеральном округе Георгий Полтавченко недавно предложил законодательно отобрать у муниципалитетов ряд важнейших полномочий и передать их на региональный уровень. Кстати, нужно сказать, что похожий законопроект уже родился в Государственной Думе. Он касается передачи значительной части полномочий от областных центров к органам федеральной власти, но пока отложен на осень.

Однако представляется, что эта критика муниципалов не совсем обоснована. Коррупция, увы, неизбежный спутник любой власти, в том числе и местной. Всё дело в её размерах. А ситуация показывает, что сейчас у губернаторов вполне достаточно рычагов, чтобы окоротить непослушных мэров. Особенно у региональных лидеров, которые вовремя поняли выгоды от муниципальной реформы и выстроили наиболее удобную модель местного самоуправления у себя в регионе.

В конце концов, федеральный центр достаточно строго контролирует ход реализации национальных проектов в регионах. На каждый регион из Москвы спущена достаточно чёткая разнарядка. Министр регионального развития России Владимир Яковлев уже подписал с каждым губернатором соглашение о взаимодействии по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Данное соглашение оговаривает: годовой объем ввода жилья в субъекте РФ; объем выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам в 2006-2007 годах; минимальное количество семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия в 2006 году, и минимальное же количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета. Кроме того, Минрегион утверждает план-график реализации нацпроекта на территории субъекта Федерации – тоже достаточно жёсткий и конкретный документ.

Как видно, субъекту некуда деваться – взятые обязательства нужно выполнять. А цифры в соглашении стоят серьёзные. В каждом регионе намечен существенный рост всех жилищных показателей. Учитывая нынешнюю зависимость региональных властей от федерального центра, можно быть уверенным, что губернаторы будут очень сильно стараться «оправдать доверие» и прижмут муниципалитеты, если те вдруг начнут манкировать своими обязанностями в сфере обеспечения «государственных интересов». Трудности национального проекта видятся несколько в другом – в системных проблемах не только отечественной строительной отрасли, но и всей российской экономики в целом. Сейчас объём вводимого жилья в России составляет примерно 40 млн. кв.м. Национальный проект в качестве цели предполагает удвоение вводимых квадратных метров к 2010 году. Значит, через четыре года в России должно вводится ежегодно 80 млн.кв.м. жилья. При этом в конце 80-х годов в РСФСР в среднем строилось 76 млн.кв.м. жилья в год. Это значит, что через четыре года мы должны выйти на отметку двадцатилетней давности. Если же брать советские строительные программы, то запланированное в РСФСР на 2000 год имеет шанс воплотиться у нас не ранее 2025 года.

Принципиальный момент в том, что данные цифры не учитывают факт выбытия старого жилищного фонда. А это как раз и есть ключевая проблема. Нацпроект на проблему старого жилья просто закрыл глаза. Рассказывают, что когда разработчикам указывали на это, они говорили: «Все решится само собой. Старое жильё будет выводиться из строя за счет строительства нового». Но самый простой подсчёт показывает, что новое строительство никак не сможет покрыть то убытие, которое нас ожидает. Уже сейчас только по официальной статистике общий объем ветхого жилищного фонда в России составляет 93,1 млн. кв. метров (3,2% общей площади жилья, в котором проживают 5 млн. человек). По экспертным оценкам, он в 1,5-2 раза больше. Причём из-за хронического недофинансирования жилищный фонд продолжает катастрофически стареть. Можно сказать, что с какими темпами в 60-70-е годы жилые дома в России строились, с такими же темпами они и будут выходить из строя. Получается как в задаче про бассейн: из одной трубы вода поступает, но из другой, немного большей, она выливается. Не будет преувеличением мнение экспертов о том, что без принятия экстренных мер нас ожидает лавинообразный неконтролируемый процесс выхода из строя старого жилища. Впрочем, государство эти проблемы не должны заботить, так как по новому Жилищному кодексу капитальный ремонт является головной болью собственников жилья – то есть многих среднестатистических россиян, владеющих приватизированной квартирой в стандартном панельном доме.

Внимательный анализ национального проекта «Доступное жильё» показывает, что он направлен на удовлетворение потребностей лишь состоятельных россиян, имеющих доходы намного выше среднего. Так, например, для участия в ипотечной программе нужен первоначальный взнос. Для среднего провинциального российского города это минимум 100 тысяч рублей. Собрать такую сумму весьма проблематично для большинства наших граждан. А тот, кто все-таки такие деньги нашел, «награждается» еще большей суммой от государства или банка в виде кредита. То есть состоятельный человек, наоборот, всячески поощряется и премируется самыми выгодными кредитами. А бедный человек еще сильней закрепощается в тех 70% населения, что не смогут в рамках нацпроекта купить себе жилье. Кроме того, цены на жильё демонстрируют очень резвый рост. Угнаться за ними становится всё тяжелее и тяжелее. Поэтому реальным результатом нацпроекта может стать увеличение расслоения российского общества.

Все эти соображения приводят к мысли о необходимости серьёзной корректировки национального жилищного проекта. Во-первых, одним из его направлений должен стать капитальный ремонт имеющегося жилья, его реконструкция и расселение людей, живущих в аварийных домах. Во-вторых, радикально повысить доступность жилья может лишь активное вмешательство государства. Среди очевидных мер – организация крупной строительной корпорации со 100-процентным государственным участием, которая радикальным увеличением ввода квадратных метров и ценами немного выше себестоимости может обрушить явно «перегретый» и локально монополизированный рынок жилья.

Но пока правительственные чиновники не видят в этом необходимости. Не исключено, что виной тому в том числе тотальный принцип «рыночности», который доминирует в головах большинства нынешних чиновников-менеджеров. Если уж и пришлось помогать народу, то пусть всё равно это приносит кому-то сверхприбыли. А иначе – смысл помогать? Впрочем, вполне возможно, что тональность высказываний высших должностных лиц изменится после федеральных выборов 2007-2008 года. Кампанейщина сойдёт на нет, и разбираться с застарелыми проблемами будет уже новая федеральная власть.

С учётом того, что популярность и рейтинг доверия у нового президента априори будут ниже, чем у действующего (по крайней мере, в первое время), это может стать серьёзным испытанием для новой власти. Говорят, что наиболее вероятным преемником Путина как раз и является Медведев. В таком случае с него и будет основной спрос, как с человека, ныне возглавляющего весь процесс реализации «нацпроектов». Переложить ответственность будет не на кого. Подумать об этом стоит уже сейчас, дабы не закладывать в очередной раз мину замедленного действия в традиционно нервный российский политический процесс.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net