Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.05.2006 | Татьяна Становая
Речь Чейни: кто адресат?
4 мая в Вильнюсе прошла Международная конференция по региональному сотрудничеству стран Балтийского и Черного морей «Единое видение общего соседства». На ней в резкой речью в адрес России выступил вице-президент США Дик Чейни. Эта речь воспринята в нашей стране как самая резкая критика официальных лиц США в адрес Москвы за всю историю современной России. «Коммерсант» даже сравнил ее со знаменитой Фултонской речью премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, впервые назвавшего отношения Запада и СССР «холодной войной». Это словосочетание трижды прозвучало в речи Дика Чейни. Главный вопрос, который возникает в данной ситуации: является ли критика в адрес Москвы изменением политики США в отношении России или ее определял преимущественно «текущий момент»?Как заявил Дик Чейни, сейчас открываются новые фронты «холодной войны», но проходящие уже по другим границам. «Распространение демократии необратимо. Оно на пользу всем и не является угрозой никому. Система, которая дала надежду на берегах Балтийского моря, может принести надежду и на берега Черного моря и даже дальше. То, что применимо для Вильнюса, так же применимо и для Тбилиси, и для Киева. И это же применимо и в Минске, и в Москве». Впервые так четко Москва была поставлена в один ряд с Минском. При этом Чейни повторил уже известное выражение, что Александр Лукашенко «последний диктатор Европы».
Чейни раскритиковал Россию как за внутриполитические изменения, так и за внешнюю политику. Впервые официальный представитель США увидел в этой политике угрозу. «Невозможно оправдать действия, которые наносят ущерб территориальной целостности соседних государств или препятствуют демократическим процессам в этих странах. Нельзя оправдать защитой законных интересов то, что нефть и газ становятся средством запугивания и шантажа, имеет место манипулирование поставками этих энергоресурсов или попытки их монополизировать». Вице-президент США заявил, что противники реформ в России пытаются повернуть время вспять, и призвал руководство страны перестать использовать энергетические поставки в целях шантажа. Он предупредил, что «некоторые действия России могут повлиять на ее отношения с другими странами». «Возвращение к демократии будет гарантировать больше успеха и больше уважения со стороны соседних государств», – сказал Чейни. Он также отметил, что «никто из нас не верит, что Россия обречена стать врагом».
Иными словами, Чейни показал, что, во-первых, внешняя политика России представляет угрозу соседним государствам. Во-вторых, Россия поставлена перед выбором: либо возврат к демократии, либо изоляция. Официальные лица США впервые на столь высоком уровне ставят вопрос таким образом.
Выступление Чейни в полной мере отражает недовольство Запада российской внешней политикой. Однако это недовольство существенно выросло не сегодня, а еще в 2004 году: поворотным моментом тут стала «цветная революция» в Украине. Именно тогда интересы Запада и России серьезно столкнулись, и именно с того момента активно началась идеологическая дискуссия о демократии, о суверенитете, о национальных интересах. После украинских событий Россия в значительной мере оказалась разочарована в США, американцы же по внутриполитическим соображениям выдвигают в качестве главного приоритета своей внешней политики демократизацию во всем мире, что нашло отражение в Доктрине национальной безопасности США. Сейчас, судя по всему, Запад считает, что Россия становится все менее предсказуемой страной, что во многом демонстрирует и конфликт России с ЕС по поводу поставок энергоносителей.
В основе непонимания между Западом и Москвой лежит множество причин, начиная с геополитической конкуренции и заканчивая противостоянием энергетической экспансии России. Тот факт, что выступление Дика Чейни прозвучало именно сейчас, имеет под собой, прежде всего, конъюнктурные основания. Условно их можно разделить на две большие составляющие: подготовка к саммиту G8 (здесь очень важна внутриполитическая мотивация, которая сказалась на выступлении Чейни) и политика США на постсоветском пространстве.
Главным образом резкое выступление американского вице-президента приурочено к саммиту G8. Но адресовано оно не только Москве, но и американскому политическому классу. Во-первых, США не хотят позволить России в полной мере воспользоваться предстоящим саммитом и своим председательством в «восьмерке» для продвижения себя как участника клуба самых развитых стран. России в жесткой форме напомнили, что проблемы с демократией не уходят на второй план, а, напротив, становятся еще более актуальными, и успех российских инициатив, в том числе по энергетической безопасности, напрямую зависит от продвижения России к демократии. Эту критику США высказали максимально жестко, но при этом в «косвенной» форме: устами второго лица в государстве, на территории бывшего СССР, на форуме прозападных государств, образовавшихся на месте бывших советских республик – но не устами президента и не на самом саммите. Показательно, что в The Washington Post появилась информация о том, что в США рассматривается вариант, при котором американский президент до прибытия в Санкт-Петербург посетит с официальным визитом Украину, «продемонстрировав таким образом солидарность бывшей советской республике, которая испытывает российское давление».
Во-вторых, в США очень сильна критика администрации Джорджа Буша за «пособничество» «диктатуре» Владимира Путина. Буша призывают игнорировать саммит. В этой ситуации администрации США хочет показать, что участие в саммите не идентично поддержке режима, и Чейни четко дистанцируется от России. Таким образом, Чейни адресует свою речь в том числе и политической элите США, которая считает политику администрации Буша в отношении России слишком мягкой.
В-третьих, США пытаются солидаризироваться с ЕС в вопросе энергетических поставок и проблемы энергетической зависимости. По данным The Wall Street Journal, Департамент юстиции США начал расследование деятельности «Росукрэнерго». Представители компании и австрийского банка Райффайзен, который является номинальным держателем 50% акций, принадлежащих владельцам, чьи имена не разглашаются, встретились в марте с американскими следователями по борьбе с организованной преступностью. Таким образом, образуется единый «фронт» (к чему, собственно, и призывал недавно США глава Еврокомиссии) против попыток «Газпрома» «шантажировать» Европу.
Вторая составляющая – политика США на постсоветском пространстве. Чейни выбрал очень подходящую площадку для выступления – саммит прозападно ориентированных стран бывшего СССР. Формально это мероприятие является «преемником» саммита лидеров Балтийско-Черноморского региона, прошедшего впервые в 1997 году. Однако до последнего времени эта региональная конференция не имела ярко выраженного политического контекста. Только в этом году, когда произошло фактически совмещение саммита лидеров Балтийско-Черноморского региона и саммита Сообщества демократического выбора, созданного в августе прошлого года, мероприятие получило собственную идентичность. И эта идентичность основана на альтернативности внешнеполитического влияния Москвы.
Во-первых, Чейни произнес свою речь в кругу единомышленников, которые готовы разделить критику в адрес Москвы. Это именно та самая площадка, где можно максимизировать эффект от выступления, создав синергетический эффект: речь вице-президента накладывается на критику России со стороны других участников саммита. Так, Грузия и Молдавия обвинили Москву в проведении безосновательной экономической войны против них. Литва и Польша призвали Германию отказаться от участия в проекте по строительству Северо-европейского газопровода. Украина пригрозила рассмотреть вопрос о целесообразности выхода из СНГ. Чуть ранее это сделала Грузия. Все эти страны объединяет единое идеологическое видение политики Москвы как имперской и авторитарной, а также прозападный вектор развития и поддержка американского понимания демократии, которое концептуально расходится с пониманием демократии Кремлем.
Во-вторых, своим выступлением Дик Чейни оказал моральную поддержку тем странам, которые после «цветных революций» (Грузия и Украина) или после очередного выборного цикла (Молдавия), вышли из-под «опеки» Москвы и выбирали западный вектор внешней политики. Учитывая, что США имеют свои интересы на постсоветском пространстве (о «законных интересах» как раз недавно заявила госсекретарь США Кондолиза Райс), выступление Чейни направлено на поддержание и продвижение этих интересов. Даже сам факт посещения вице-президентом США саммита стран Балтийско-Черноморского региона является свидетельством покровительства со стороны США участников этого саммита. Показательно также, что Чейни фактически пообещал заступиться за прозападные страны СНГ, у которых испорчены отношения с Москвой: он сказал, что на саммите G8 американский президент объяснит российскому лидеру, что «соседство с демократиями не представляет угрозы» России.
Таким образом, безусловно, резкая критика США в адрес Москвы была обусловлена «текущим моментом». Однако означает ли это, что не произошло изменения в официальной политике США в отношении России?Почти два месяца назад прошел очень благоприятный визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в США. Тогда критика в адрес Москвы практически отсутствовала. Даже напротив, США подчеркнули, что посодействуют вступлению в ВТО, нашли общие точки соприкосновения по Ирану, а также благоприятно отнеслись к российской повестке дня саммита G8. Тогда переговоры показали, что определился новый формат российско-американских отношений. Этот формат предусматривает диверсификацию отношения к России по нескольким критериям. Первый критерий – содержание отношений. Так, по вопросам сотрудничества в сфере стратегической безопасности близость обеих стран удерживается на высоком уровне: ради этого США готовы минимизировать критику. В спорных вопросах США предпочитают сохранять «прохладный» тон или выбирают прагматический подход. А это означает, что такие спорные вопросы не снимаются с повестки дня и могут актуализироваться.
Второй критерий – это адресат, который получает то или иное сообщение об отношении США к России, или площадка, на которой звучат заявления в адрес Москвы. Фактически речь идет о наличии «посредника» в диалоге между Москвой и Вашингтоном. Так, внутри США или на саммите стран Балтийско-Черноморского региона в качестве посредника (и одновременно адресата) выступали в первом случае политический класс США, во втором – лидеры прозападно настроенных стран. В первом случае работают механизмы внутриполитической игры США, во втором – геополитической игры США.
Однако как только официальные лица Вашингтона встречаются «лицом к лицу» с официальными лицами Москвы, вступает в действие прагматичный подход, и критика минимизируется. Это подтвердил саммит Россия-США в Братиславе в прошлом году (критика звучала до саммита, но не на саммите) и визит Сергея Лаврова в США два месяца назад. Когда Вашингтон говорит напрямую, то делаются совершенно другие акценты.
Однако оба формата общения в любом случае для США не означают противоречия в официальной позиции США. Меняются лишь акценты: при личных встречах – на партнерстве, при ориентации на другие аудитории – на внутриполитических и внешнеполитических «ошибках» России. Фактически симбиозом обоих подходов стал комментарий официального представителя Белого Дома Скотта Макклеллана. На следующий день после выступления Чейни, он заявил, что речь вице-президента не является сигналом начала некоей «новой политики» в отношении России. Он подчеркнул, что Москва остается стратегическим партнером Вашингтона, и у «президента США хорошие отношения с президентом Путиным, при которых они могут открыто и откровенно говорить». Однако он не дезавуировал слова Чейни и дал понять, что его «комментарии согласуются с тем, что мы делали ранее», - отметив, что Чейни выразил существующую позицию США.
Обратим внимание и на то, что и президент Джордж Буш несколько позднее, хотя и в более мягкой форме, но поддержал эту же позицию. В интервью немецкой газете Bild он хотя и заявил о своих «теплых отношениях» с Владимиром Путиным и подчеркнул, что Россия не является врагом США, но тут же отметил, что Россия «подает двойственные сигналы» по поводу своей приверженности демократии: «Эти сигналы ставят под вопрос намерение России стать по-настоящему демократической страной, где есть свобода прессы, свобода вероисповедания и другие свободы, которые являются наследием демократии».
Москва же старается снизить эффект от заявления Чейни. Как заявил председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, нападки в адрес России, которые прозвучали в Вильнюсе в четверг от вице-президента США Ричарда Чейни, являются неадекватными и не отражают точки зрения администрации и лично президента Буша. Действительно, Чейни известен своей более жесткой позицией в отношении Москвы, но также очевидно, что это выступление произошло с ведома Белого Дома и не является его частной инициативой. Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Дика Чейни «подвели помощники или советники», которые не предоставили Чейни объективной информации о внешней и внутренней политике России. Впрочем, высказывание Буша делает эту точку зрения весьма уязвимой.Официальная позиция США на самом деле становится многослойной и зависимой от нескольких «игр»: внутриполитических, геополитических и игр с Россией, в рамках которых Москва должна оставаться партнером, но в отношении которого допускаются давление и критика. Однако важно здесь и то, что раньше, до «цветной революции» в Украине, противоречий между всеми этими «играми» было меньше. Также важно, что такая «многослойность» будет враждебно восприниматься в Москве, и конфронтационные нотки будут усиливаться.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.