Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.04.2006
Промышленная реструктуризация: опыт переходных экономик
Первые результаты исследовательского проекта INDEUNIS (“Промышленная реструктуризация в странах СНГ: опыт и уроки государств - новых членов ЕС”) только что опубликованы в Интернете (http://www.wiiw.ac.at. Помимо отдельных докладов на сайте представлено детальное описание проекта в целом, конкретных пакетов работ по проекту, а также контактные адреса исследовательских организаций, участвующих в проекте.). INDEUNIS – международный проект, координируемый Венским Институтом Международных Экономических Исследований (WIIW) и финансируемый Европейской Комиссией из фондов 6-ой Рамочной Программы, был начат в апреле 2005. В проекте участвует десять исследовательских институтов из Австрии, Польши, Венгрии, Эстонии, Финляндии, России, Беларуси, Казахстана и Украины. В рамках INDEUNIS исследуется опыт современной переходной экономики, промышленной реструктуризации и интеграции, государств - новых членов ЕС, и отдельных стран-членов СНГ: России, Украины, Беларуси, Казахстана и Молдовы.
В докладах первого этапа проекта представлен анализ моделей изменений структуры экономики, торговой (промышленной) специализации, а также роли, прямых иностранных инвестиций в экономическом развитии перечисленных государств. Анализ структурных изменений, экономической интеграции и опыта государств - новых членов ЕС был выполнен в WIIW (Австрия), Институте экономики Венгерской Академии Наук (IE HAS), Исследовательском институте внешней торговли (IKCHZ, Польша) и Институте Балтийских исследований (IBS, Эстония). Аналогичные исследования применительно к странам-членам СНГ были проведены в Институте международных экономических и политических исследований Российской Академии Наук (ИМЭПИ), недавно объединенным с Институтом экономики РАН, Центре развития (ЦР, Россия), Центре мировой экономики и международных экономических отношений при Институте экономики Национальной Академии наук Беларуси (НАНБ) и Международном центре перспективных исследований (ICPS, Украина), а также украинским и казахстанским экспертами О. Пиндюк и Г. Рахматуллиной. Воздействие прямых иностранных инвестиций на структуру промышленного производства и торговли, так же как и иностранных инвесторов и неинвестиционных организаций, рассматривались специалистами WIIW, IKCHZ и Институтом экономики и управления бизнесом г. Турку (TSEBA, Финляндия). Кроме того, IKCHZ, ИМЭПИ, ICPS и CIES были выполнены детальные исследования и подготовлены материалы по конкретным проблемам и опыту отдельных стран, имеющие важное значение для разработки базовых рекомендаций в сфере реструктуризации экономики и экономической интеграции. Эти исследования включают анализ сильных и слабых сторон особых экономических зон Польши, инновационной политики и передачи технологий (ноу-хау) в Беларуси, а так же развитие так называемых сетевых производств на Украине. Эти материалы были дополнены исследованием ЦР сдвигов в области ценовой и неценовой конкурентоспособности на российском рынке и оценки шансов российских обрабатывающих производств наверстать ранее упущенное.
С окончанием трансформационного спада большинство стран - новых членов ЕС вступили на путь стремительного экономического роста. Исследование WIIW показывает, как государства – новые члены ЕС, а с недавнего времени и страны СНГ, прошли путь сокращения разрыва в производительности труда в целом и в обрабатывающей промышленности, в частности. Изменения, произошедшие в течение минувшего десятилетия, особенно в первой группе государств ЕС, способствовали сближению их экономики и экономики ЕС с точки зрения структурных характеристик. Сокращение разрыва в производительности в обеих рассматриваемых группах государств происходит в основном благодаря росту производительности в частном секторе экономики, в то время как влияние сдвигов в занятости рабочей силы на совокупный рост производительности незначительно. Теневой стороной стремительного роста производительности является сложная ситуация на рынке труда. Оценки показывают, что экономический рост ниже 4%-5% в год недостаточен для того, чтобы создать дополнительные рабочие места. Требование дальнейшего сближения в уровнях производительности труда, может, таким образом вступить в конфликт с безотлагательной необходимостью обеспечить рост занятости.
В двух венгерских докладах (IE HAS) анализируется изменяющаяся структура торговли рассматриваемых двух групп государств с ЕС с использованием новых эмпирических методик. Показано, что степень торговой специализации имеет тенденцию к снижению, для индексов специализации характерна та же тенденция к сближению. Для определенных групп товаров эти индексы демонстрируют большее различие с наибольшей амплитудой показателей между ЕС (включая страны – новые члены) и СНГ. В одном из докладов исследована внутриотраслевая торговля. В нем доказывается, что в сравнении со странами – новыми членами ЕС доля государств СНГ во внутриотраслевой торговле, значительно ниже, а структура такой торговли зависит от уровня экономического развития и притока прямых иностранных инвестиций.
Анализ воздействия указанных инвестиций на развитие экономики представлен во втором докладе WIIW. Значительный прирост прямых иностранных инвестиций в страны новые – члены ЕС был результатом совпадения благоприятных условий для инвесторов и местных особенностей. Большинство этих стран следовало классической модели, которая предусматривает стремительное открытие экономики для международных потоков капитала, обеспечивающих приток необходимого нового капитала и технологий, в обмен на которые указанные страны предоставляли потенциальных инвесторов доступа к местному рынку, недорогим активам и рабочей силе. В последнее время экспортный спрос превратился в основную движущую силу прямых иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность, в то время как доступ к национальному рынку привлек инвестиции в сферу обслуживания. Промышленные прямые иностранные инвестиции все более сосредотачиваются в отраслях промышленности, наиболее втянутых в международное разделение труда, таких как автомобильная промышленность и электротехника.
Проникновение иностранного капитала способствовало модернизации производственных структур и повышению конкурентоспособности. В докладе польских коллег (IKCHZ) детально рассмотрена роль иностранных инвестиционных предприятий и особых экономических зон в реструктуризации польской промышленности. Ими показано, что доходы от указанных предприятий генерируются, в основном, на внутреннем рынке, а сами эти предприятия по-прежнему ответственны за основную часть внешнеторгового дефицита Польши.
В то же время, экспортная интенсивность иностранных инвестиционных предприятий постепенно увеличивается и остается существенно выше, чем отечественных предприятий. Иностранные инвестиционные предприятия также сыграли решающую роль в обеспечении сдвига к повышению доли технологически более прогрессивной продукции в экспорте, особенно, такой как машины, оборудование, электрооборудование, а также автомобили и их детали и узлы. Создание особых экономических зон оказало положительное влияние на промышленную реструктуризацию и развитие экспорта. Тем не менее, реализация намеченных целей в сфере обеспечения занятости пока не привела к удовлетворительным результатам.
Обратные инвестиционные потоки – внешние прямые иностранные инвестиции – были предметом исследования Школы экономики и делового администрирования в г. Турку (Финляндия) (TSEBA), которые проявились на примере Российской Федерации. К концу 2004 года масштабы указанных инвестиций России превысили 100 миллиардов долл. США. Основная часть российских прямых инвестиций осуществляется крупными промышленными конгломератами. Среди их мотиваций: расширение рынка сбыта за рубежом, усиление контроля единой производственно-сбытовой цепочки в международном масштабе и приобретение стратегических активов с целью улучшения глобальной конкурентоспособности. Большинство российских внешних инвестиций направляется в страны СНГ и Юго-Восточной Европы. Наиболее активны нефтяные, газовые и металлургические компании, за ними следуют обрабатывающие и телекоммуникационные предприятия. Иностранные инвестиции и приобретения оказали существенную поддержку российским предприятиям с точки зрения укрепления их глобальных рыночных позиций и обеспечения доступа к новым рынкам и ресурсам.
В докладе эстонского Института балтийских исследований (IBS) рассматривается экономическое развитие всего Балтийского региона. Три прибалтийских государства (Эстония, Латвия и Литва) были первыми, кому удалось стабилизировать свою экономику после развала СССР. Однако, это было достигнуто за счет потери ранее главных для этих государств рынков на Востоке, а также утраты значительной части промышленных активов. По сравнению со скандинавскими государствами, такими как Финляндия и Швеция, политика балтийских государств в отношении кризиса и урегулирования его последствий были более разнообразной. В то время как скандинавские страны заняли в существенной мере упреждающую (проактивную) позицию по модернизации имеющихся конкурентоспособных активов, балтийские государства, также как Польша и Россия, сосредоточились преимущественно на стабилизации макроэкономической базы, обращая относительно меньше внимания на существовавшие тогда возможности собственной промышленности с тем, чтобы справиться с быстрыми переменами. В результате, в скандинавских государствах произошло укрепление промышленности, а в балтийских - разрушение значительной части унаследованных, хотя и почти совершенно неконкурентных, производств.
Критическая оценка трансформационной стратегии России и ее влияния на структуру промышленности и экспорта дана в докладе Института экономики РАН. В нем утверждается, что структурные перемены в российской промышленности не имеют ничего общего с переходом к постиндустриальной экономике, но скорее отражают радикальную деиндустриализацию страны. Неблагоприятные структурные сдвиги сопровождались экономической деградацией, в общем, и утратой промышленностью возможности производить широкий ряд технологически прогрессивной продукции, в частности. Недавние изменения в экономической политике показывают тенденцию к возможному возрождению промышленной политики и, как надеются авторы, могут привнести позитивные структурные перемены как для экономики в целом, так и промышленности.
В первом докладе российского Центра развития (ЦР) рассматриваются сценарии валютной политики и ее вклад в экономический рост и производственную структуру под влиянием различных уровней цен на нефть. Показано, что производственная структура топливно-экспортирующих отраслей промышленности, в основном, зависит от мировых цен на нефть, а главным бенефициаром укрепления рубля должно быть машиностроение. Политика подавления инфляции является предпочтительной с макроэкономической точки зрения: при этом условии рост ВВП, инвестиций и реального располагаемого личного дохода максимальны. Тем не менее, даже при высоких ценах на нефть, сценарий укрепления рубля имеет свои ограничения, в связи с чем предпочтительна более сбалансированная валютная политика. Во втором докладе ЦР анализируется рост российской экономики, последовавший после финансового кризиса 1998 года. Одним из факторов роста послужило резкое снижение расходов на оплату труда и улучшение ценовой конкурентоспособности, особенно в отраслях, ориентированных на местные рынки. Эти сектора экономики смогли улучшить производительность труда и являются наиболее динамичными. К сожалению, их вклад в производство валовой добавленной стоимости, относительно невелик. Две негативных тенденции стали очевидны в последнее время: удельные затраты на оплату труда в обрабатывающей промышленности достигли предкризисного уровня, в то время как ценовая конкурентоспособность ухудшилась. Дальнейшее развитие российской экономики зависит от возможности промышленности обеспечить контроль над затратами и производительностью труда, причем ни то, ни другое невозможны без дальнейшей реструктуризации экономики.
Анализ реструктуризации внешней торговли Украины представлен в докладе О. Пиндюк. Располагая относительно обширными ресурсами рабочей силы Украина экспортирует в основном трудоемкие товары. В течение 1996-2004, доля стран СНГ в украинском экспорте сократилась почти наполовину, а 15 стран-членов ЕС и государств - новых членов Евросоюза, напротив, возросла. Очевидно, эти изменения сопровождались определенными структурными изменениями в промышленности. Несмотря на это, Украина еще не достигла конечной цели реструктуризации внешней торговли, так как в ее экспорте все еще доминируют товары с низкой степенью обработки, число статей экспорта невелико и страна пока еще неспособна снизить чрезмерное потребление энергии. Человеческий капитал пока так и не играет важной роли в определении направлений внешних экономических связей; низкая экономическая отдача от образования при относительно высокой доле лиц с высшим образованием выявляет неэффективное использование человеческого капитала в Украине.
Весьма своеобразный пример реструктуризации представляет Беларусь. Как показано в первом докладе Института экономики НАНБ, экономика страны зависит от состояния около сотни крупнейших предприятий, большинство из которых были созданы еще в советский период. Приток прямых иностранных инвестиций чрезвычайно мал. Специализация внешней торговли демонстрирует очевидную двойственность ее структуры: ориентацию как на рынок России (СНГ) так и ЕС. Очевидно, что такая модель развития неустойчива. Как показано во втором докладе Института экономики НАНБ эта проблема осложняется низким уровнем НИОКР и инновационной активности, отсталой структурой экспорта и отсутствием международной экономической интеграции.
Структурные изменения в экономике Казахстана были предметом самостоятельного анализа двух докладов. В работе, выполненной в Институте экономики РАН, подробно исследованы основные направления структурных изменений в Казахстане, их сходство и отличия от России (например, относительно сырьевой ориентации и стратегий прямых иностранных инвестиций) и факторы, которые влияют на направления реструктуризации. Автор приходит к заключению, что экономика Казахстана движется в сторону укрепления отраслей, базирующихся на природных ресурсах. Кроме того, существующая экономическая система препятствует развитию несырьевых производств, даже при очень благоприятной ситуации на мировых рынках благодаря высоким ценам на нефть. В другом докладе, подготовленном казахским экспертом Г. Рахматуллиной, сделан сходный вывод относительно структурной деформации и связанных с этим рисков для экономического развития. В то же время, этот доклад более оптимистичен в оценке результатов текущих государственных программ и инициатив, нацеленных на диверсификацию экономики, ее структурную перестройку и обеспечению качественного прорыва по всем направлениям развития. Казахстан нацелен на успешную интеграцию в мировое сообщество и намерен стать региональным лидером в области политического и социально-экономического развития.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.