Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.04.2006
Бренд «Сибнефти» и эпоха Абрамовича
«Газпром», купивший осенью у Романа Абрамовича «Сибнефть», сделал все, чтобы впредь нефтяная компания не ассоциировалась с чукотским губернатором. Как заявил глава газового концерна Алексей Миллер, название и бренд «Сибнефть», существующий с августа 1995 года, скоро будут преданы забвению. Уже через месяц компания будет переименована в «Газпромнефть», зарегистрирована в Санкт-Петербурге и там же, в Северной столице, на Английской набережной, будет ее главный офис. После чего «Газпромнефть» станет главным налогоплательщиком Питера, и, как обещает губернатор Матвиенко, в течение десяти лет ежегодно по 6 млрд. рублей налоговых поступлений «Газпромнефти» в городскую казну будет отчисляться на строительство нового офисного комплекса «Газпром-сити» с 300-метровым небоскребом, куда переедут не только структуры газового концерна», но и местные органы власти. Происходящее вокруг «Сибнефти» комментирует заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
- Целесообразно ли менять узнаваемый во всем мире бренд?
- Если бы это было принципиально новое название, тогда бы могли возникнуть вопросы о целесообразности. А так это элементарный ребрендинг - один раскрученный бренд «Сибнефть» меняется на название, в котором содержится другой раскрученный бренд - «Газпром».
У нас был только один случай замены раскрученного имени крупной кампании на неизвестное – когда «Сибирский алюминий» стал холдингом «Базовый элемент». Но тогда это было связано с тем, что изменилась специализация кампании, в которой после «отдачи» части акций, в общем-то, не осталось алюминия, а только другие активы. Поэтому нужно было другое название, без алюминиевого характера.
Все остальные случаи связаны с раскрученными брендами.
Газпром хочет этим подчеркнуть, что это его дочерняя компания, по аналогии с Газпром-медиа.
- За этим переименованием, кроме стремления к упорядочиванию, чувствуется желание перестать ассоциироваться с Абрамовичем. Почему это так важно?
Да, конечно, это важно для Газпрома. У «Сибнефти» олигархическая репутация. И имя «Сибнефть» связано с образом компании, созданной при Ельцине, оно вызывает цепочку ассоциативных имен (Березовский, Абрамович), от которых «Газпром» хочет уйти. И так как в Сибнефти, очевидно, изменятся не только хозяин и название, но и внутренняя политика, и менеджмент, и корпоративная культура примет черты газпромовской, то ясно, почему руководство хочет подчеркнуть это и включить в свою корпоративную систему бывшую «Сибнефть».
Но опять же, так как в названии есть газпромовская составляющая, ущерба для кампании не будет.
- Вслед за «Внешторгбанком» и некоторыми другими компаниями «Сибнефть»-«Газпромнефть» тоже собирается переезжать в Питер. Чем это вызвано?
- Пока компания только получила прописку в Питере, но, вообще говоря, ей все равно, где регистрироваться – для ее бюджета это небольшие затраты. Даже переезд, который планируется, на финансах не скажется.
Подтекст же в этом неглубокий. Он состоит в том, что Петербург имеет статус второй столицы, но для того, чтобы полностью соответствовать этому статусу, нужна иная экономическая основа. Государство заинтересовано в том, чтобы усилить роль Питера, поэтому властями сейчас создаются условия для прихода в этот город финансовых потоков. Ведь переезжают пока кампании, крупная доля в которых принадлежит государству.
Куда направить те немалые деньги, которые петербургская казна получит в виде налогов крупнейшей кампании России, это уже зависит от приоритетов петербуржских властей. Информация о том, что эти деньги пойдут на строительство огромного офисного центра, думаю, имеет под собой основания - налогов одной «Газпромнефти» для того, чтобы улучшить благосостояние города, недостаточно, нужен серьезный приток зарубежных инвестиций, а он невозможен в отсутствии серьезной инфраструктуры. Но я думаю, что часть этих новых средств пойдет и на ежедневные городские нужды.
- Говорят, что бренд «Сибнефть» имеет цену, и его можно продать?
- Сейчас он вряд ли кому-то нужен. Сейчас, наоборот, нефтяные кампании хотят уйти от отождествления с олигархами. Поэтому вряд ли кто-то захочет примерить такое «новое» имя. Может, оно и будет храниться у «Газпрома» в каком-то запаснике, но в ближайшее время вряд ли его будут оттуда извлекать.
- Каков символический смысл этих новшеств? Кажется, что они содержат в себе и демонстрационный смысл: что и кому они должны продемонстрировать?
- Да, это знаковое событие. Это знак для элиты – «Газпром» подчеркивает ребрендингом не только то, что «Сибнефть» теперь принадлежит ему отныне и навсегда, но и то, что эпоха, связанная в том числе и с «Сибнефтью», уходит в прошлое.
Точно так же возможно в ближайшем будущем исчезновение бренда ЮКОС. Если компания будет окончательно обанкрочена и перейдет в ведение Роснефти, то и здесь произойдет ребрендинг - это будет не только символическая точка (фактическая уже поставлена) в «деле ЮКОСа», но и точка, после которой в учебниках новейшей истории, будут, наверное, переходить к описанию следующей политической эпохи.
Уход этих столпов – знак окончания эпохи. И это видно не только по уходу из большой экономики фигур и названий, но и по появлению феномена бизнес-эмиграции, по уходу таких узнаваемых и прославленных политических брендов, как СПС и «Яблоко». В новой эпохе возможен и ребрендинг среди либеральных политических сил. Есть разговоры о том, чтобы на старой базе СПС и «Яблока» создать новую партию с другим названием.
И хотя политики уходят по другим причинам, чем бизнесмены (в экономике идет серьезный передел собственности), и то и другое связано с приходом новой эпохи и окончанием старой.
Подготовила Любовь Шарий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.