Выборы
Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
Бизнес
Панамский канал останется в руках Панамы и будет открыт для торговли из всех стран. Об этом заявил панамский администратор водного пути, Рикаурте Васкес который назвал опасными утверждения избранного президента Дональда Трампа о том, что США должны взять его под свой контроль.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста
Видео
Аналитика
06.08.2025 | Алексей Макаркин
КПРФ против «Мумии»
В конце июня на православном телеканале «Спас» вышел фильм «Мумия», авторы которого раскритиковали Владимира Ульянова-Ленина и его захоронение в мавзолее на Красной площади. Лента вызвала возмущение у коммунистов, став даже предметом обсуждения на съезде КПРФ.
О фильме «Мумия»
Фильм «Мумия» — это документальная лента телеканала «Спас», которую снял журналист Андрей Афанасьев.
Андрей Афанасьев - военный корреспондент, ведущий и политический обозреватель телеканала «Спас» и ГРК «Радио России», преподаватель МГИМО.
С 2014 года - автор, ведущий программы «Русский ответ» на телеканале «Царьград», принадлежащем бизнесмену Константину Малофееву. С 2023 года - ведущий и политический обозреватель телеканала «Спас». 12 марта 2024 года включен в состав комиссии по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни и комиссии по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации Межсоборного присутствия Русской православной церкви (РПЦ).
Также с 2014 года известен как военкор, был в Донецке, Луганске, Мариуполе, Авдеевке. Один из военных священников пишет, что это «человек, благодаря заботе которого, практически всё духовенство Русской Православной Церкви, отправляющееся в служебные командировки в зону СВО обеспечено амуницией, бронезащитой и денежным довольствием. Именно Андрей Сергеевич был инициатором названия вновь образованных полков в честь православных святых, именно он с коллегами организовывал Крестный ход с мощами святых покровителей воинов вдоль линии боевого сопротивления».
С 2020 года Афанасьев является одним из лидеров крайне правой организации «Русская община», действующей во многих крупных городах и тесно сотрудничающей с силовыми структурами в борьбе против миграции. Первоначально деятельность организации имела локальный характер: отдельные группы националистически настроенных активистов проводили стихийные акции против мигрантов. Однако в последние годы «Русская община» стала действовать масштабно и системно – от координации в соцсетях до организации «патрулей», которые совершают рейды на рынки, кафе и хостелы, снимают происходящее на видео и угрожают владельцам закрытием бизнеса. Главный телеграм-канал движения, «Русская Община ZOV», сейчас насчитывает более 660 тысяч подписчиков, а региональных каналов – около 150.
В 2024 году Афанасьев так писал о своем участии в крестном ходе в Екатеринбурге в память об убитых большевиками императоре Николае II и его семье: «У меня на Царских днях, в этом ночном молитвенном шествии, всегда такое же ощущение, как и на шествии Бессмертного полка. Личной причастности и ответственности. Там — моя Победа, добытая дедом и прадедом. Дед мне так и говорил: «мы победили для вас». Тут — моя Россия, распятая, но живая. Тоже наша и для нас».
Премьеру фильма провели в московском кинотеатре «Октябрь», был проведен показ в ряде регионов, а в интернет картину выложили 30 июня. Фильм был снят при поддержке Константина Малофеева. Выбор «Спаса» мог быть связан с тем, что собственником канала является Московская патриархия, что повышает общественную значимость проекта, а у самого Малофеева сейчас непростые отношения с РПЦ – так, никто из церковных иерархов не присутствовал на организованном Малофеевым в июне «Форуме будущего 2050», а сам бизнесмен еще в прошлом году ушел с руководящей должности во Всемирном русском народном соборе, который возглавляет патриарх Кирилл.
Фильм был официально снят по благословению патриарха, а его демонстрация в регионах проходила при активном участии церковных структур. Генеральный директор «Спаса» (и генеральный продюсер фильма) Борис Корчевников на премьере «Мумии» сообщил, что фильм благословил и покойный старец Илий (Ноздрин), который в качестве духовного завещания оставил после себя «триаду». В интерпретации Корчевникова эта триада звучит так: «Для победы нужны три вещи — чтобы запретили аборты, чтобы мат ушел из нашей жизни и чтобы мумию Ленина вынесли из мавзолея».
Среди экспертов фильма были, в частности, отставной генерал СВР Леонид Решетников, журналист-конспиролог Юрий Воробьевский и президент Фонда изучения исторической перспективы Наталия Нарочницкая.
Из церковных деятелей в «Мумии» участвовал викарий патриарха архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов). Сын эмигранта «третьей волны», получивший высшее математическое образование в университете Париж-Юг, владыка Савва является активным критиком миграции и публично поддерживает СВО. В мае он стал председателем Синодального миссионерского отдела – это означает, что между проповедью мигрантам (за которую выступало предыдущее руководство отдела) и противодействию им церковь на сегодняшний момент выбрала второй вариант. Потенциальной целевой аудиторией являются националисты, среди которых распространено неоязычество – так что одной из задач отдела становится продвижении тезиса о том, что русский националист должен быть православным, а не конструировать «религию предков».
На сайте канала «Спас» сказано, что «Мумия» - это «история Ленина, его оккультных корней, духовных смыслов, которые вложены в этот объект его создателями и о мавзолеях в мировой истории». В фильме показываются древние пирамиды Египта, зиккураты Месопотамии в современном Ираке, с которыми авторы сравнивают сам мавзолей. Также в нём рассказывают, как бальзамируют тело Ленина.
«В документах, засекреченных до поры именах и неизвестных прежде фактах, в уникальных артефактах и в широкой географии съемок — фильм ищет ответ на вопрос: зачем понадобилось обожествлять того, кто сам был богоборцем, и что нам дальше с этим наследием и с мавзолеем делать?», - пояснил канал.
Понятно, что в фильме авторы критикуют и самого Ленина, и его помещение в Мавзолей в центре Москвы, также эксперты в ленте выступают за захоронение основателя СССР и КПСС. Так, по мнению архиепископа Саввы:
· «Он [Ленин] был демоном… С точки зрения отношения к нашему народу, к народу России, к русскому народу — он был демоном, он хотел его разрушить… Это личность абсолютно демоническая».
· «Это человек, который заложил мину под существование нашей страны».
· «Русский народ — русский, потому что он православный. И чтобы убить русский народ Ленин стремился убить Церковь».
· «Мавзолей должен быть разрушен… Полагаю, что значимость тех, кто религиозно относится к мавзолею — их численная значимость и их присутствие в нашем обществе завышены».
· «Ядром России является русский православный народ. Поэтому, если мы хотим дальше созидать Россию, мы должны её созидать в первую очередь на Православии. И, понимая это, мы сможем созидать Россию. А иначе России не будет».
Поддержали фильм российские общественные деятели правых взглядов. Публицист и писатель Егор Холмогоров в своем телеграм-канале назвал ленту «главным светским событием сезона» и отметил, что его «поразило количество оскорблённых и пускающих пену». При этом Холмогоров добавил, что «какие-то вещи в фильме освещены в духе православной конспирологии». Журналист Роман Антоновский в комментарии «Спасу» подчеркнул, что фильм «отчистил Ленина от мифологической шелухи, показал его реальным человеком со всеми своими злодеяниями».
Реакция КПРФ
КПРФ предсказуемо отреагировала негативно – вопрос был в масштабе негатива. Ранее партия в таких случаях ограничивалась краткими высказываниями официальных представителей, но сейчас развернула активную контркампанию.
Главы комитета Госдумы по защите семьи, депутат от КПРФ Нина Останина в своём телеграм-канале «Новости с Останиной» написала, что рекламная компания фильма «вызывает множество вопросов, особенно учитывая содержание анонса и, мягко говоря, далекую от истины трактовку исторических фактов, а также прямые фальсификации, которыми изобилует «Мумия»».
«Это намеренное манипулирование, призванное создать необходимый эмоциональный фон для дальнейшего продвижения определённой идеологической позиции и дестабилизации российского общества. Вместо диалога и поиска исторической правды фильм «Мумия» предлагает зрителям предвзятую и тенденциозную интерпретацию событий, замаскированную под «духовное прозрение». Вместо изучения фактов мы получаем эмоционально заряженную, пропагандистскую подделку. Идет выгодная многим внешним силам прямая попытка разрушить единство патриотов России», — сказал Останина.
По мнению Останиной, создание и распространение ленты «требует внимательного рассмотрения и критической оценки со стороны общества». К своему посту Останина прикрепила плакат, где буква «С» в названии телеканала «Спас» заменена рунами с логотипа нацистского СС. Сама Останина рассказала RTVI, что опубликованное изображение — плакат художника Игоря Петрыгина, который он опубликовал на своей странице во ВКонтакте.
Борис Корчевников в своём телеграм-канале ответил на обвинения Останиной и сказал, что «за такое человек выгоняется не то что из думских комитетов и с трибун народных избранников, а становится просто нерукопожатным, пока не принесет извинения». Он отметил, что Останина «спокойно публично использует запрещенные знаки ублюдков-фашистов» и «вставляет их в святое вообще-то название «Спас»». Также он подчеркнул, что сейчас сотрудники канала активно освещают конфликт на Украине и собирают деньги на помощь русским солдатам.
Первый заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Юрий Афонин поддержал Останину и написал, что фильм – это «зоологический антикоммунизм». Он с удовольствием отметил, что показ «Мумии» прошел при почти полностью пустых залах:
«А ведь как пыжились, как старались. Запустили массированную рекламу. На «Спасе» устроили многочасовой телемарафон в поддержку фильма. По всей России пытались зазвать в залы кинотеатров верующих и нагнать актив некоторых общественных организаций. Ничего не помогло.
Сколько-нибудь значительное число зрителей в зале наблюдалось только в московском кинотеатре «Октябрь», где устроили показ «для своих». Собрались здесь в основном профессиональные антисоветские пропагандисты, чтобы заселфиться и отчитаться в соцсетях перед начальством о посещении идеологически правильного мероприятия.
А что по всей остальной стране? Подписчица прислала фото с показа «Мумии» в Сергиевом Посаде – в Большом актовом зале Московской духовной академии… Собрать здесь смогли только представителей телеканала «Спас» и крохотную кучку сотрудников и студентов академии. Из посторонней публики была, похоже, только подписчица со своим другом».
Бывший мэр Новосибирска и действующий первый секретарь Новосибирского обкома КПРФ Анатолий Локоть раскритиковал фильм «Мумия» на XIX съезде КПРФ. По словам Локтя,
«Политическая провокация с показом киномерзости «Мумия» показала, что нам надо сначала разобраться в своем доме. В России навести порядок с исторической памятью. «Мумия» — это удар не по партии, «Мумия» — это удар в спину России, удар по будущему России», — сказал Локоть.
Локоть напомнил о вопросе, который поднял председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов: «На чьи деньги создана эта киноподелка?» Он заверил, что «окунулся в эту проблему» и выяснил, что создание фильма не финансировалось за счет бюджетных средств. «Более того, государственные органы, в том числе администрация президента, не имеют отношения к этой поделке. Это частная позиция канала и руководителей канала «Спас», — добавил он. Вместе с тем Локоть не исключил, что фильм «Мумия» мог быть снят на деньги, которые поступили из-за рубежа. «Я предлагаю поручить Центральному комитету разобраться в этом вопросе. И если подтвердится, что в финансировании этого фильма есть иностранные деньги, добиться признания канала «Спас» иноагентом. Настало время и подходящий момент признать антисоветизм экстремистской идеологией со всеми вытекающими отсюда выводами», — заключил он.
Тему общественного раскола подняли и некоторые церковные деятели, связанные с «православно-сталинистским» сайтом «Русская народная линия».
Его главный редактор Анатолий Степанов заявил: «Оскорбительным является заголовок фильма для тех граждан России, кто почитает Ленина. И это уже видно по развернувшейся кампании против фильма в телеграме и сетях. А ведь противники фильма – это не враги России, среди них, кстати, немало тех, кто сегодня проливает кровь за Россию на СВО. Зачем нужно было именно сейчас в условиях войны снимать фильм, который очевидно разделяет общество?».
Член Синодальной богослужебной комиссии, протодиакон Владимир Василик настроен еще более драматично: «У меня создаётся впечатление, что нас специально хотят занять ленинской темой в преддверии грядущих страшных событий, может быть связанных с крушением Российского государства, а может быть с созданием глобального общества и всеобщей цифровизации».
«Нишевая» борьба
Конфликт вокруг «Мумии» демонстрирует, что ультраправые и «советские левые» не могут сблизить свои идеологические позиции даже в условиях СВО. Они решались на совместные политические действия в начале 1990-х годов, когда антиельцинские демонстрации шли под красными и имперскими флагами – но это было в совсем другой исторической ситуации, когда казалось, что с помощью такого объединения можно быстро прийти к власти. После октября 1993 года интересы сторон разошлись.
Попытки компромисса в виде «православного сталинизма» ведут только к тому, что его сторонники из чисто прагматических соображений, чтобы не вносить внутреннего раскола, начинают делить лидеров революции на тех, кого можно и нельзя критиковать в настоящий момент. В число тех, кого, по их мнению, критиковать сейчас не стоит, попадают Ленин, Дзержинский, Киров, тогда как желательно подвергать критике большевиков из числа евреев (Свердлов), оппозиционеров (Бухарин) и евреев-оппозиционеров (Троцкий, Зиновьев и др.). Для РПЦ как института такая дифференциация на основе сугубого прагматизма выглядит неприемлемой.
Полемика объективно демонстрирует, что как ультраправые, так и «советские» левые действуют в рамках своих идеологических ниш, для которых тема «красно-белого» противостояния остается значимой и эмоционально воспринимаемой. Многолетние наблюдения показывают, что тема захоронения Ленина, как и отношение к Сталину, продолжает привлекать внимание и вызывать эмоции. И это притом, что для общества в целом эта повестка не носит актуального характера.
По данным ВЦИОМ (опрос проведен в январе 2024 года), лишь треть (33%) россиян считают, что тело Ленина нужно оставить в Мавзолее. Тогда как 30% полагают, что надо перезахоронить на кладбище, а еще 27% опрошенных считают, что захоронить его тело нужно, «когда уйдет поколение тех, кому он по-прежнему дорог». ВЦИОМ отмечает, что 55% опрошенных склоняются к мнению, что торопиться с принятием решения о дальнейшем пребывании тела Ленина в Мавзолее не следует. В 2020 году такое мнение выражал 61% опрошенных. За «принятие решения в самое ближайшее время» высказались 32% респондентов (в 2020 году — 27%).
Но есть немаловажный нюанс. Пока не видно, чтобы православные националисты баллотировались по спискам на выборах в Думу. С этой аудиторией, как и раньше, работает ЛДПР – и будет делать это дальше в условиях инерционного (и наиболее вероятного на сегодняшний момент) сценария выборов. Тогда как КПРФ в любом случае будет участвовать в избирательной кампании, в которой претендует на второе место. Полемика вокруг фигуры Ленина объективно невыгодна для электоральных перспектив партии не только потому, что обмен резкими высказываниями со «Спасом» отпугивает от партии тех православных избирателей, которые могли бы поддержать ее на основе традиционных нравственных ценностей – такая тенденция проявлялась еще на выборах 1996 года, когда группа православных священников именно с таким обоснованием агитировала за Геннадия Зюганова. Важнее то, что она загоняет КПРФ в сугубо идеологическую, численно уменьшающуюся «нишу», препятствуя экспансии в направлении более молодых избирателей, для которых приоритетна актуальная тематика.
Впрочем, исторические дискуссии имеют для КПРФ и свои плюсы. Во-первых, они мобилизуют часть актива, а во-вторых, носят безопасный характер. Современная тематика чревата для партии многочисленными политическими рисками в отношениях с властью, явно перевешивающими гипотетические электоральные плюсы, чего никак нельзя сказать о спорах вокруг фигуры Ленина.
Комментарии
Экспертиза
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.


