Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.05.2024 | Марина Войтенко
Налоговая пересборка – основания и принципы
На минувшей неделе замыслы фискальной модернизации, предложенной Президентом РФ Владимиром Путиным в послании-2024 Федеральному Собранию, прошли два раунда публичных обсуждений. Сначала на экспертном совете комитета нижней палаты по бюджету и налогам, затем в рамках парламентских слушаний в Госдуме РФ, где дискуссия длилась больше четырех часов. Хотя Минфин так и не назвал конкретных параметров предстоящих изменений, появилась принципиальная ясность, что основные резервы дополнительных бюджетных доходов предлагается искать преимущественно путем корректировки ставок прямых, а не косвенных налогов. Стало более четким и понимание неизбежной необходимости донастройки налоговой системы на сокращение социального и межрегионального неравенства и усиление стимулирования инвестиций и повышения производительности труда в целях формирования новой модели экономического роста. Сложились и основополагающие ориентиры для детальной проработки предлагаемых новаций в распределении фискальной нагрузки, которые предстоит зафиксировать до 2030 года.
Макроэкономическая востребованность этих планов подтверждается текущим состоянием деловой активности. Индикатор бизнес-климата (ИБК) Банка России, по данным опросов 15 тысяч предприятий, в мае вырос до 11,1 пункта после 10,7 пункта в апреле и обновил максимум за последние 12 лет. Позитивная динамика ИБК определялась улучшением текущих оценок (прежде всего, выпуска и спроса) при некотором снижении ожиданий (особенно по спросу).
Расширение деловой активности, однако, сопровождается ускорением роста отпускных цен на продукцию и услуги (фиксирующий этот процесс баланс ответов в мае поднялся до 16,1 пункта после 13,5 пункта месяцем ранее – прим. авт.), наиболее заметно – в агросекторе, добывающих отраслях, строительстве и торговой рознице. Ценовые ожидания предприятий в последний месяц весны стабилизировались на уровне апреля (19,6 пункта), несколько превысившем среднее значение-2023 (19,5 пункта). Одна из главных причин – продолжающийся рост давления издержек как в целом по экономике, так и в большинстве отраслей вследствие увеличения заработной платы в условиях дефицита кадров, повышения стоимости комплектующих и запчастей, а также строительных материалов и транспортных расходов.
Напомним, что в мае двинулись вверх и инфляционные ожидания населения. В ЦБ РФ и Минэкономразвития отметили, что экономика продолжает оставаться в состоянии перегрева с заметным отставанием предложения от спроса. Это потребует сохранения жестких денежно-кредитных условий более продолжительное время, чем предполагалось ранее (не исключается и дополнительное повышение ключевой ставки на 1 п.п. – прим. авт.). Банк России 24 мая заметно ужесточил для банков на третий квартал требования по займам и ссудам с лимитом кредитования (преимущественно по кредитным картам). Минфин на слушаниях в Госдуме, в свою очередь, согласился с предложением депутатов и бизнеса не повышать ставку НДС (ее базовое значение насчитывает 20%), что могло бы усилить инфляционное давление.
По итогам слушаний в Госдуме предложено также сохранить нулевую ставку НДС для малого и среднего бизнеса, использующего упрощенную систему налогообложения (УСН) при сумме годового дохода до 60 млн рублей (такую выручку имеют в настоящее время 96,8% предпринимателей на УСН). Напомним, что предельный объем выручки, позволяющий использовать УСН, составляет 250 млн рублей в год. Минфин планирует поднять эту планку при одновременном сближении УСН с обычными условиями. Комментаторы не исключают введение нескольких уровней ставки на «упрощенке» в зависимости от оборота с учетом динамики стоимости основных средств и применения инвестиционного вычета. Есть предложение разрешить всем пользователям УСН по желанию раз в год получать статус плательщика НДС. Без этого МСП, работающие в режиме В2В, могут терять вычеты на суммы, предъявляемые им поставщиками.
Возможность «нулевого» НДС, как известно, привела к возникновению схем «дробления» бизнеса. Для тех, кто добровольно откажется от них, кабмин готов пойти на налоговую амнистию. Предложение получило поддержку депутатов, равно как и инициатива рассмотреть механизм поддержки МСП в обрабатывающей промышленности через налоговые льготы.
Весенние опросы предприятий фиксируют заметный разрыв в темпах текущей инвестактивности и планах капвложений. Первые лишь чуть выше прошлогодних, вторые же (по изменениям баланса ответов в мониторинге Б РФ) в первом квартале-2024 возросли к уровню четвертого квартала прошлого года более чем в 7 раз на основе ожиданий новых стимулов по налогу на прибыль. Предложения Минфина и депутатов их в принципе оправдывают.
Предполагается продлить действие инструмента инвестиционного налогового вычета с распространением его на федеральную часть налога на прибыль. Будет повышен (в соответствии с поручением Президента РФ) коэффициент отнесения расходов на НИОКР в необлагаемую часть прибыли с 1,5 до 2, рассматривается расширение механизма амортизационных отчислений на высокотехнологичное оборудование. Все режимы (СЗПК, СПИК, ОЭЗ, ТОР), где приняты стабилизационные оговорки по налоговым условиям для реализации долгосрочных инвестиционных проектов, продолжат свое действие и не меняются. Минфин готов обсуждать отказ от курсовых экспортных пошлин «в увязке со справедливым увеличением ставки налога на прибыль». Полученные от этого средства будут перераспределены через бюджет в интересах бизнеса в технологические инфраструктурные проекты для стимулирования деловой активности.
Напомним, что ранее в деловых СМИ предполагалось, что новая повышенная ставка налога на прибыль составит 25%. В ходе слушаний назывались и 30%. Но 25% все же реалистичнее. Тем более что министр финансов, посетовав на 20%, как одну из самых низких ставок среди развитых и развивающихся экономик, упомянул 25% как стандарт налогообложения в Аргентине, Китае и Иране. При этом в РСПП продолжают настаивать на выработке критерия для «активно инвестирующей компании» со ставкой, близкой к 20%.
Идея стимулирования инвестиций мерами налоговой поддержки получила отражение в рекомендациях правительству по итогам парламентских слушаний. Речь идет о вложениях в развитие, расширение производств, новые технологии, регионы присутствия, социальные проекты.
Одним из главных итогов слушаний в Государственной Думе стало признание целесообразности многоступенчатой шкалы НДФЛ, предусматривающей «разумную прогрессию». Конкретный ее облик, впрочем, не обсуждался. Ранее в СМИ в качестве возможного варианта рассматривался следующий: 13% с дохода до 1 млн рублей в год, 15% – свыше 1 млн рублей, 20% – на доходы от 5 млн рублей в год. Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что изменения налоговых ставок не должны коснуться большинства граждан. Спикер Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что «средний класс обижать не надо, потому что он только-только встает на ноги». Критерий отнесения к нему по уровню доходов, однако, не обсуждался. В СМИ на этот счет есть публикации о планке годового дохода около 5 млн рублей в год (в настоящее время все, что свыше, облагается ставкой в 15% – прим. авт.)
Определение размерности шкалы впереди. Пока же ясно, что кабмин будет предлагать увеличение стандартных вычетов из НДФЛ и введение новых для семей с двумя и более детьми, имеющих невысокие доходы. При этом часть уплаченных налогов можно будет вернуть по итогам календарного года. Такой «кэшбек», считают в Минфине, будет стимулировать зарабатывать «в белую».
Правительству рекомендовано не распространять повышение НДФЛ на участников СВО, сохранить налоговые условия для самозанятых (их уже 10,2 млн человек – прим. авт.) до 2028 года, в целях стимулирования сбережений не менять уровень изъятия по доходам в виде процентов по депозитам, а также рассмотреть введение налоговых вычетов для людей, которые регулярно проходят диспансеризацию и успешно сдают нормы ГТО.
Изменения в ставках НДФЛ и налога на прибыль напрямую будут влиять на бюджеты регионов. В связи с ожидаемым выпадением доходов вследствие новых фискальных льгот правительство считает необходимым (и это поддержано парламентариями) дать субъектам РФ и муниципалитетам больше полномочий по налогообложению дорогостоящих объектов, земельных участков, операций с имуществом. Возможно также преобразование курортного сбора в туристический налог.
В рекомендациях Госдумы также подчеркивается: «Необходимо разработать механизм перераспределения дополнительных доходов через федеральный бюджет, поскольку линейное увеличение ставок НДФЛ и налога на прибыль организаций не позволит сократить неравенство бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований».
Помимо дополнительных поступлений доходов в бюджетную систему целями фискальной модернизации должны стать сокращение неравенства в обществе и социально-экономическом развитии регионов, обеспечение более справедливого распределения налоговой нагрузки и расширение стимулов к повышению деловой и особенно инвестиционной активности. Конкретное воплощение этих принципов, конечно, будет вызывать много вопросов к объявленному развороту в фискальной политике. Естественно, остается вероятность и неоптимальных решений. Однако очевидно, что «замысел предназначения» предстоящих новаций стал значимо определеннее. И это само по себе очень немаловажно. Как ожидается, законодатели до завершения весенней сессии должны принять поправки к Налоговому и Бюджетному кодексам, а также к федеральному бюджету на 2024-2026 годы. Эти же решения станут основой для новой финансовой трехлетки 2025-2027 годов и шестилетнего финплана до 2030 года.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.