Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

30.05.2024 | Марина Войтенко

Налоговая пересборка – основания и принципы

Марина ВойтенкоНа минувшей неделе замыслы фискальной модернизации, предложенной Президентом РФ Владимиром Путиным в послании-2024 Федеральному Собранию, прошли два раунда публичных обсуждений. Сначала на экспертном совете комитета нижней палаты по бюджету и налогам, затем в рамках парламентских слушаний в Госдуме РФ, где дискуссия длилась больше четырех часов. Хотя Минфин так и не назвал конкретных параметров предстоящих изменений, появилась принципиальная ясность, что основные резервы дополнительных бюджетных доходов предлагается искать преимущественно путем корректировки ставок прямых, а не косвенных налогов. Стало более четким и понимание неизбежной необходимости донастройки налоговой системы на сокращение социального и межрегионального неравенства и усиление стимулирования инвестиций и повышения производительности труда в целях формирования новой модели экономического роста. Сложились и основополагающие ориентиры для детальной проработки предлагаемых новаций в распределении фискальной нагрузки, которые предстоит зафиксировать до 2030 года.

Макроэкономическая востребованность этих планов подтверждается текущим состоянием деловой активности. Индикатор бизнес-климата (ИБК) Банка России, по данным опросов 15 тысяч предприятий, в мае вырос до 11,1 пункта после 10,7 пункта в апреле и обновил максимум за последние 12 лет. Позитивная динамика ИБК определялась улучшением текущих оценок (прежде всего, выпуска и спроса) при некотором снижении ожиданий (особенно по спросу).

Расширение деловой активности, однако, сопровождается ускорением роста отпускных цен на продукцию и услуги (фиксирующий этот процесс баланс ответов в мае поднялся до 16,1 пункта после 13,5 пункта месяцем ранее – прим. авт.), наиболее заметно – в агросекторе, добывающих отраслях, строительстве и торговой рознице. Ценовые ожидания предприятий в последний месяц весны стабилизировались на уровне апреля (19,6 пункта), несколько превысившем среднее значение-2023 (19,5 пункта). Одна из главных причин – продолжающийся рост давления издержек как в целом по экономике, так и в большинстве отраслей вследствие увеличения заработной платы в условиях дефицита кадров, повышения стоимости комплектующих и запчастей, а также строительных материалов и транспортных расходов.

Напомним, что в мае двинулись вверх и инфляционные ожидания населения. В ЦБ РФ и Минэкономразвития отметили, что экономика продолжает оставаться в состоянии перегрева с заметным отставанием предложения от спроса. Это потребует сохранения жестких денежно-кредитных условий более продолжительное время, чем предполагалось ранее (не исключается и дополнительное повышение ключевой ставки на 1 п.п. – прим. авт.). Банк России 24 мая заметно ужесточил для банков на третий квартал требования по займам и ссудам с лимитом кредитования (преимущественно по кредитным картам). Минфин на слушаниях в Госдуме, в свою очередь, согласился с предложением депутатов и бизнеса не повышать ставку НДС (ее базовое значение насчитывает 20%), что могло бы усилить инфляционное давление.

По итогам слушаний в Госдуме предложено также сохранить нулевую ставку НДС для малого и среднего бизнеса, использующего упрощенную систему налогообложения (УСН) при сумме годового дохода до 60 млн рублей (такую выручку имеют в настоящее время 96,8% предпринимателей на УСН). Напомним, что предельный объем выручки, позволяющий использовать УСН, составляет 250 млн рублей в год. Минфин планирует поднять эту планку при одновременном сближении УСН с обычными условиями. Комментаторы не исключают введение нескольких уровней ставки на «упрощенке» в зависимости от оборота с учетом динамики стоимости основных средств и применения инвестиционного вычета. Есть предложение разрешить всем пользователям УСН по желанию раз в год получать статус плательщика НДС. Без этого МСП, работающие в режиме В2В, могут терять вычеты на суммы, предъявляемые им поставщиками.

Возможность «нулевого» НДС, как известно, привела к возникновению схем «дробления» бизнеса. Для тех, кто добровольно откажется от них, кабмин готов пойти на налоговую амнистию. Предложение получило поддержку депутатов, равно как и инициатива рассмотреть механизм поддержки МСП в обрабатывающей промышленности через налоговые льготы.

Весенние опросы предприятий фиксируют заметный разрыв в темпах текущей инвестактивности и планах капвложений. Первые лишь чуть выше прошлогодних, вторые же (по изменениям баланса ответов в мониторинге Б РФ) в первом квартале-2024 возросли к уровню четвертого квартала прошлого года более чем в 7 раз на основе ожиданий новых стимулов по налогу на прибыль. Предложения Минфина и депутатов их в принципе оправдывают.

Предполагается продлить действие инструмента инвестиционного налогового вычета с распространением его на федеральную часть налога на прибыль. Будет повышен (в соответствии с поручением Президента РФ) коэффициент отнесения расходов на НИОКР в необлагаемую часть прибыли с 1,5 до 2, рассматривается расширение механизма амортизационных отчислений на высокотехнологичное оборудование. Все режимы (СЗПК, СПИК, ОЭЗ, ТОР), где приняты стабилизационные оговорки по налоговым условиям для реализации долгосрочных инвестиционных проектов, продолжат свое действие и не меняются. Минфин готов обсуждать отказ от курсовых экспортных пошлин «в увязке со справедливым увеличением ставки налога на прибыль». Полученные от этого средства будут перераспределены через бюджет в интересах бизнеса в технологические инфраструктурные проекты для стимулирования деловой активности.

Напомним, что ранее в деловых СМИ предполагалось, что новая повышенная ставка налога на прибыль составит 25%. В ходе слушаний назывались и 30%. Но 25% все же реалистичнее. Тем более что министр финансов, посетовав на 20%, как одну из самых низких ставок среди развитых и развивающихся экономик, упомянул 25% как стандарт налогообложения в Аргентине, Китае и Иране. При этом в РСПП продолжают настаивать на выработке критерия для «активно инвестирующей компании» со ставкой, близкой к 20%.

Идея стимулирования инвестиций мерами налоговой поддержки получила отражение в рекомендациях правительству по итогам парламентских слушаний. Речь идет о вложениях в развитие, расширение производств, новые технологии, регионы присутствия, социальные проекты.

Одним из главных итогов слушаний в Государственной Думе стало признание целесообразности многоступенчатой шкалы НДФЛ, предусматривающей «разумную прогрессию». Конкретный ее облик, впрочем, не обсуждался. Ранее в СМИ в качестве возможного варианта рассматривался следующий: 13% с дохода до 1 млн рублей в год, 15% – свыше 1 млн рублей, 20% – на доходы от 5 млн рублей в год. Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что изменения налоговых ставок не должны коснуться большинства граждан. Спикер Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что «средний класс обижать не надо, потому что он только-только встает на ноги». Критерий отнесения к нему по уровню доходов, однако, не обсуждался. В СМИ на этот счет есть публикации о планке годового дохода около 5 млн рублей в год (в настоящее время все, что свыше, облагается ставкой в 15% – прим. авт.)

Определение размерности шкалы впереди. Пока же ясно, что кабмин будет предлагать увеличение стандартных вычетов из НДФЛ и введение новых для семей с двумя и более детьми, имеющих невысокие доходы. При этом часть уплаченных налогов можно будет вернуть по итогам календарного года. Такой «кэшбек», считают в Минфине, будет стимулировать зарабатывать «в белую».

Правительству рекомендовано не распространять повышение НДФЛ на участников СВО, сохранить налоговые условия для самозанятых (их уже 10,2 млн человек – прим. авт.) до 2028 года, в целях стимулирования сбережений не менять уровень изъятия по доходам в виде процентов по депозитам, а также рассмотреть введение налоговых вычетов для людей, которые регулярно проходят диспансеризацию и успешно сдают нормы ГТО.

Изменения в ставках НДФЛ и налога на прибыль напрямую будут влиять на бюджеты регионов. В связи с ожидаемым выпадением доходов вследствие новых фискальных льгот правительство считает необходимым (и это поддержано парламентариями) дать субъектам РФ и муниципалитетам больше полномочий по налогообложению дорогостоящих объектов, земельных участков, операций с имуществом. Возможно также преобразование курортного сбора в туристический налог.

В рекомендациях Госдумы также подчеркивается: «Необходимо разработать механизм перераспределения дополнительных доходов через федеральный бюджет, поскольку линейное увеличение ставок НДФЛ и налога на прибыль организаций не позволит сократить неравенство бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований».

Помимо дополнительных поступлений доходов в бюджетную систему целями фискальной модернизации должны стать сокращение неравенства в обществе и социально-экономическом развитии регионов, обеспечение более справедливого распределения налоговой нагрузки и расширение стимулов к повышению деловой и особенно инвестиционной активности. Конкретное воплощение этих принципов, конечно, будет вызывать много вопросов к объявленному развороту в фискальной политике. Естественно, остается вероятность и неоптимальных решений. Однако очевидно, что «замысел предназначения» предстоящих новаций стал значимо определеннее. И это само по себе очень немаловажно. Как ожидается, законодатели до завершения весенней сессии должны принять поправки к Налоговому и Бюджетному кодексам, а также к федеральному бюджету на 2024-2026 годы. Эти же решения станут основой для новой финансовой трехлетки 2025-2027 годов и шестилетнего финплана до 2030 года.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net