Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

14.01.2022 | Политком.RU

Российская политика в 2021 году

КремльВ минувшем году российская власть проводила курс на ужесточение внутриполитического курса. Но при этом у нее есть ограничитель – она может жестко действовать в отношении «чужих», но ей куда сложнее действовать в отношении «своих», если у них усиливаются протестные настроения.

Главное политическое событие прошлого года - выборы в Государственную Думу, состоявшиеся 17-19 сентября. Впервые за долгое время по партийным спискам в нижнюю палату парламенту прошли пять партий: «Единая Россия» (49,82% голосов), КПРФ (18,9%), ЛДПР (7,55%), «Справедливая Россия - За правду» (7, 46%) и «Новые люди» (5,32%). Несмотря на то, что в целом выборы прошли удачно для власти и «Единая Россия» смогла сохранить конституционное большинство, возникла проблема легитимности их результатов.

Глобально проблема легитимности выборов состоит из двух элементов: возможность технической проверки результата и психологическая способность части избирателей принять/не принять эти результаты в качестве легитимных. В России основная проблема доверия к результатам прошедших выборов связана с дистанционным электронным голосованием (ДЭГ). В прошлом году проголосовать дистанционно смогли жители Москвы, Севастополя, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской областей. Самым проблемным стало московское электронное голосование, оглашение результатов которого было задержано. В результате сложилась ситуация, при которой кандидаты от оппозиции, поддержанные «Умным голосованием» (УГ) (сайт проекта заблокирован Роскомнадзором РФ) сторонников Алексея Навального, в ряде округов получили большинство в очном голосовании, но проиграли из-за электронного. Протестный электорат воспринимает подобные результаты как доказательство фальсификации ДЭГ. Впрочем, многие эксперты заявляют о естественных различиях в политических предпочтениях людей, доверяющих и не доверяющих онлайн-голосованию.

Второй элемент проблемы легитимности выборов - психологическая способность принять/не принять их результаты в России фактически сводится к проблеме доверия российской власти. Несмотря на то, что нет четких доказательств того, что в ходе ДЭГ были допущены «вбросы», протестным электоратом выборы изначально воспринимаются как нечестные. Похожая проблема доверия существует и у трампистов к американскому государству после выборов 2020 года.

На фоне результатов выборов и поддержки «Умным голосованием» большого числа коммунистов, возник ситуативный альянс коммунистов и демократов, однако он быстро прекратился, а его инициатор, глава московской организации КПРФ Валерий Рашкин, вскоре был лишен депутатской неприкосновенности по обвинению в незаконной охоте. Геннадий Зюганов вел себя куда более осторожно. Таким образом КПРФ в очередной раз подтверждает свою репутацию «политического кентавра». Как у мифологического существа были две идентичности, то и у партии тоже – одна лояльная, вторая оппозиционная.

Именно «кентавр» позволяет КПРФ держаться на плаву уже почти три десятилетия, не только сохраняя свой ядерный идеологический электорат, но и привлекая немалую часть протестных избирателей. И в то же время не испортив отношений с властью, которая, несмотря на наличие «точек напряжения» в отношениях с партией (от «казуса Грудинина» до уголовного дела в отношении Валерия Рашкина), воспринимает ее как часть существующей политической системы, в целом придерживающейся неформального консенсуса по четырем пунктам – оборона, безопасность, внешняя политика и борьба с экстремизмом, под которым понимается противодействие так называемой «внесистемной» оппозиции. В то же время у Кремля растут претензии в отношении КПРФ, что нашло свое отражение на итоговой пресс-конференции Владимира Путина 23 декабря.

После думских выборов началось проведение в жизнь законопроектов, усиливающих административную вертикаль. Государственная Дума РФ приняла законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». В первом чтении законопроект о публичной власти был принят в ноябре. Тогда он вызвал широкий резонанс в экспертном сообществе, но был поддержан большинством депутатов Госдумы. Среди основных предложений обнуление сроков глав регионов. Это позволяет им оставаться на своих постах до того момента, пока этого хочет президент – в противном случае для Сергея Собянина и Рамзана Кадырова нынешний срок полномочий был бы последним, что ограничило бы свободу маневра для президента. Также предусмотрено расширение оснований для досрочного прекращения полномочий губернатора из-за утраты доверия президента и единое название для руководителей регионов (что означает ликвидацию института президентства в Татарстане и переименование должности в «главу республики»).

Ко второму чтению в законопроекте появилась правка об отмене обязательных партсписков на выборах региональных парламентов. Сейчас действует норма, что не менее 25% мандатов в законодательных органах субъектов РФ должно распределяться по партийным спискам. Сокращение партийных квот и, тем более, их отмена - это способ ослабить оппозиционные парламентские партии, лишив их гарантированного представительства в регионах. В условиях роста протестных настроений власти более выгодны одномандатные однотуровые выборы, когда участвует один кандидат от власти и множество оппозиционеров. В таких условиях у провластного кандидата куда больше шансов победить.

Также председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас внесли на рассмотрение Государственной Думы законопроект о местном самоуправлении. Среди основных предложений ликвидация двухуровневой системы и предоставление губернаторам возможности отбирать кандидатов в мэры и отправлять их в отставку в случае «ненадлежащего исполнения обязанностей». Предлагаемый законопроект упраздняет муниципальные образования нижнего уровня, то есть поселения лишатся собственных глав и депутатов, а сами территории войдут в состав городских или муниципальных округов.

Новый законопроект о местном самоуправлении делает максимальным контроль за ним со стороны губернаторов, которых, в свою очередь, в любой момент может уволить президент. Понятно, что приоритет – это областной центр, мэр которого теперь даже теоретически не сможет вступать в конкуренцию с губернатором. Однако и остальные муниципалитеты будут находиться под губернаторским контролем.

Еще до выборов в Думу был принят закон, согласно которому права выдвигать свои кандидатуры лишались лица, причастные к деятельности экстремистских организаций (при этом понятие «причастности» крайне размыто и может включать в себя любое публичное выражение симпатии сторонникам Навального). Увеличивается число СМИ, организаций и физических лиц, объявленных иноагентами. Таким образом, когда речь идет о «западнической» оппозиции, власть относится к ней жестко, считая ее «агентурой» Запада. События в Казахстане, происшедшие в январе 2022 года, могут еще более усилить в России охранительный тренд.

В то же время когда речь идет о настроениях сторонников власти, то она действует существенно осторожнее. Так, продолжают развиваться события вокруг законопроектов об использовании QR-кодов в общественных местах и на некоторых видах транспорта. Первый закон был принят Государственной Думой в первом чтении. Второй сняли с повестки за несколько дней до рассмотрения. Спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что парламентарии исходили из позиции регионов, россиян и президента Владимира Путина, заявившего о недопустимости «опрометчивых решений», от которых пострадают граждане.

Закон о QR-кодах на транспорте не работал ни политически, ни технологически, так как общественным транспортом пользуется подавляющее большинство работающих россиян, которые не имеют реальных альтернатив. Во-первых, он вызвал недовольство не только протестной, но и немалой части лоялистской аудитории. Во-вторых, татарстанский опыт, где такую практику попытались внедрить, показал, что попытки всерьез реализовать этот проект приводят к мощному моральному давлению на кондукторов и к конфликтам, которые не удается быстро разрешить. Закон «отправили в комиссию», что де-факто означает затягивание и отказ от его принятия.

Второй закон, о QR-кодах в общественных местах, концептуально приняли в первом чтении, а в следующем году планируют принять окончательно, но с поправками и льготами, также направленными на успокоение лоялистов. Вероятно, де-факто через механизм тестирования на антитела произойдет признание зарубежных вакцин при сохраняющемся де-юре их непризнании вплоть до сертификации ВОЗ «Спутника V». Тем временем ответственность за ограничительные меры будет возлагаться на местные власти, которые вводят их региональными актами.

Таким образом власть без большого сопротивления принимает ужесточительные законы в отношении оппозиции, и все более усиливает вертикаль, доводя ее до местного самоуправления, которое в нынешних условиях лишь формально сохранит независимость. Но ограничитель для нее – это настроения собственных сторонников; здесь власть маневрирует, чтобы не создавать для них сильных раздражителей, которые могли бы ослабить ее политические позиции.

Фото: Depositphotos.com

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net