Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.12.2021 | Политком.RU
Законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ»
9 декабря Государственная Дума РФ во втором чтении приняла законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Официальные авторы инициативы - глава комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников и глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас.
В первом чтении законопроект о публичной власти был принят еще месяц назад. Тогда он вызвал широкий резонанс в экспертном сообществе, но был поддержан большинством депутатов Госдумы. Среди основных предложений обнуление сроков, расширение оснований для досрочного прекращения полномочий губернатора из-за утраты доверия президента и единое название для руководителей регионов.
Ко второму чтению в законопроекте появилась правка об отмене обязательных партсписков на выборах региональных парламентов. Сейчас действует норма, что не менее 25% мандатов в законодательных органах субъектов РФ должно распределяться по партийным спискам.
Партийные квоты начали продвигать в 2000-е годы. Их введение объяснялось необходимость развития партийной системы. В реальности это было выгодно федеральной власти и использовалось для снижения амбиций региональной элиты. В 2013 году минимальная квота для «списочников» сократилась с 50% до 25% (в Москве и Петербурге – а затем и в Севастополе – эта норма была вообще отменена). Впрочем, использовать эту возможность регионы начали только в 2019 году, чаще всего представители «Единой России», ссылаясь на желание «усилить связи между депутатами и избирателями». Это помогало им сохранить контроль над парламентами в трудных регионах - на одномандатных выборах у кандидата от власти больше шансов. Отпала потребность в партийных квотах и с точки зрения контроля губернаторских клиентелл. Сейчас главы регионов - государевы люди, полностью лояльные президенту.
Среди других нововведений - изменение положения о сроках рассылки законопроектов совместного введения в регионы. В первоначальной версии предлагалось сократить срок подготовки отзывов регионам с 30 до 15 дней, теперь предусмотрен общий срок 30 дней. Также регионам оставляют право называть местные правительства по собственному усмотрению «с учетом исторических, наднациональных и иных традиций». Норма об отзыве главы субъектов избирателями из законопроекта исчезла.
Сокращение партийных квот и, тем более, их отмена, невыгодно для партий, у которых отсутствуют сильные региональные политики – в первую очередь, ЛДПР. Фактически это способ ослабить оппозиционные парламентские партии, лишив их гарантированного представительства в регионах. В условиях роста протестных настроений власти более выгодны одномандатные однотуровые выборы, когда участвует один кандидат от власти и множество оппозиционеров. В таких условиях у провластного кандидата куда больше шансов победить. При этом больше шансов появляется у КПРФ - в теории выборы по мажоритарным округам подталкивают политическую систему к двухпартийности, но на практике коммунисты в большинстве регионов не имеют достаточного числа сильных кандидатов. После принятия поправки об отмене обязательных партсписков на федеральном уровне это положение будут продвигать прежде всего в сложных для власти регионах.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.