Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.03.2006 | Татьяна Становая
Непризнанным республикам помогает Москва неофициальная
В последнее время Россия особенно активно заступается за непризнанные республики. Так, 22 марта помощник председателя правительства России Михаила Фрадкова Геннадий Букаев на совместном заседании северо- и югоосетинского правительств заявил, что руководство России приняло принципиальное решение о присоединении Южной Осетии. Тем временем Россия продолжает оказывать гуманитарную помощь Приднестровью, а Молдавия отозвала для консультаций своего посла в Москве из-за неоднозначных заявлений российского посла в Кишиневе.
Последнее время создается впечатление, что Россия начала активно защищать непризнанные республики, и ситуация вокруг них быстро накаляется. Однако в действительности все оказывается несколько иначе - «источники» развития конфликтов лежат в несколько иной плоскости. Дело в том, что в ближайшем будущем будет решаться вопрос о статусе Косово. Как известно, Россия заняла позицию, которая предусматривает, что в подобных ситуациях должны применяться универсалистские принципы. Об этом президент России Владимир Путин заявил на пресс-конференции для российских и иностранных журналистов 31 января. Такое заявление призвано показать Западу, что если будет нарушен универсальный принцип территориальной целостности, то на аналогичное нарушение вправе идти и Россия касательно непризнанных республик. В то же время президент США Джордж Буш высказал альтернативную идею, отметив, что в подобных случаях универсализм неуместен.
Фактически можно говорить, что есть позиция Запада, который вынужден идти по пути признания Косово и не желающего одновременно создавать прецедента, и есть позиция России, которая такой прецедент хочет использовать как аргумент - не столько для защиты интересов близких к ней непризнанных республик, сколько для давления на Грузию и Молдавию. Подвешенность ситуации и затягивание разрешения ситуации вокруг Косово и как следствие рычага давления на Грузию и Молдавию – вот реальный интерес Москвы.
В этой ситуации Молдавия, а также Грузия пытаются принять превентивные меры, которые могли бы затруднить Москве использование «принципа универсализма», тем самым, привлекая к себе сепаратистские регионы.
Споры вокруг Косово порождают сразу несколько следствий. Во-первых, ужесточение политики Молдавии и Грузии в отношении Приднестровья и Абхазии и Южной Осетии соответственно.
Во-вторых, началась более активная и жесткая апелляция непризнанных республик к Москве. Так, глава Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил 22 марта, что власти республики намерены обратиться в КС России с просьбой признать Южную Осетию частью РФ. «Есть документ о вхождении единой Осетии в состав Российской империи в 1774 году и нет документа по выходу южной части Осетии ни из Российской империи, ни из Российской Федерации», – заявил Эдуард Кокойты. Ранее Приднестровье обратилось к Москве с просьбой ежеквартально осуществлять финансовую помощь в размере 50 млн. долларов, чтобы возместить потери от введенного Украиной нового таможенного режима.
В-третьих, как следствие первой тенденции ухудшаются отношения России с Молдавией, Грузией, а также Украиной, которая приняла решение изменить таможенный режим с Приднестровьем. Так, министр экономического развития Грузии Ираклий Чоговадзе заявил, что Грузия будет препятствовать вступлению России в ВТО, если Москва не узаконит два контрольно-пропускных пункта на российско-грузинской границе - на цхинвальском и абхазском участках. «Это чисто торгово-экономический вопрос. КПП должны функционировать только в разрешенных обоими государствами местах», - говорится в заявлении Ираклия Чоговадзе. Фактически речь идет о восстановлении грузинского контроля над границей непризнанных республик, что не позволит России реально оказывать поддержку режимам в этих автономиях.
Портятся отношения и с Молдавией. Кишинев отозвал своего посла в Москве для консультаций из-за неоднозначных заявлений посла России в Молдавии Николая Рябова. Вице-премьер, министр иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Андрей Стратан назвал «неприемлемыми» высказывания Рябова. 20 марта российский посол назвал введение нового режима на границе «продуманной политической акцией», которая, в частности, преследует цель «доведения ситуации в регионе до социального взрыва». По мнению посла, здесь «просматривается задача смены нынешней администрации региона на «сговорчивую». Конфликт вокруг Приднестровья сказывается и на российско-украинских отношениях. Москва, осуществляя доставку гуманитарных грузов в формате пропагандистской кампании (колонна грузовиков ехала через всю территорию Украины под флагами «Единой России»), вызвала негативную реакцию в Киеве. Украина в ответ запретила в дневное время провозить гуманитарную помощь в регион, чем вызвала «недоумение» у российских официальных лиц.
В-четвертых, во внутриполитической элите России на фоне ее более активных попыток заступиться за права непризнанных республик растет число инициатив на региональном, а также федеральном уровнях (но не на уровне официальных властей), призванных оказать поддержку непризнанным республикам. Региональные власти активно участвуют в оказании помощи Приднестровью. Скандалом обернулось заявление помощника премьер-министра России Геннадия Букаева о том, что руководство России приняло решение о присоединении Южной Осетии – хотя в данном случае речь шла, скорее, о зондаже, который предпринят с помощью во многом утратившей свое влияние политической фигуры (бывшем министре по налогам и сборам). В крайнем случае, его высказывание можно дезавуировать.
В таких условиях Россия вынуждена диверсифицировать свою политику. В данном случае Москва публично несколько дистанцируется от режимов непризнанных республик. Так, она никак не отреагировала на просьбу Приднестровья насчет оказания ежеквартальной помощи. Кроме того, официальный представитель МИД России Михаил Камынин заявил СМИ, что слова Букаева неверно интерпретировали СМИ, и вопрос о статусе Южной Осетии должны быть предметом переговоров в рамках СКК на их третьем этапе. Это означает, что официальная позиция России по Приднестровью, Абхазии и Южной Осетии не меняется. Однако неофициально Москва вынуждена все активнее принимать меры по поддержке непризнанных республик, а также оказанию давления на Молдавию и Грузию. Помощь оказывается на более низком уровне, а давление - публично напрямую не связывается с региональными конфликтами. Так, с 21 марта Россия запретила ввоз продуктов из Грузии, идущих транзитом через ее территорию из других стран, так как эти продукты «опасны для жизни и здоровья человека». Ранее Москва пригрозила запретить импорт в Россию молдавских и грузинских вин по аналогичной причине.
В России растут ассимиляторские настроения, что влияет и на коррекцию российской официальной позиции: Москва уже признает, что при определенных условиях может пересмотреть свою позицию в отношении непризнанных республик. В то же время России намного важнее не разрешение ситуации вокруг непризнанных республик, а сохранение вокруг них подвешенной ситуации. Это дает Кремлю серьезный козырь в давлении на руководство Грузии и Молдавии, отношения с которыми не складываются. Гораздо важнее здесь – сохранение военного присутствия России в этих регионах. При этом очевидно, что Москва склонна дистанцироваться от самих режимов, не идя на их официальную политическую и финансовую поддержку.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.