Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.10.2021 | Марина Войтенко
Макропрогноз и средства финобеспечения
21 сентября правительство одобрило параметры бюджета на 2022-2024 годы и положенные в его основу среднесрочные оценки ожидаемой макродинамики. Околонулевой баланс госказны в текущем году и весьма вероятный рост ВВП-2021 на 4,2% в предстоящей трехлетке сменятся профицитом бюджета в 2022-2023 годах в 1,1% и 0,3% ВВП соответственно и незначительным дефицитом-2024 (315,4 млрд рублей или 0,2% ВВП), темпы же экономического роста в течение всего периода предполагаются около 3,0%. После среднегодовых темпов последнего десятилетия в 1,0% ускорение выглядит довольно убедительным свидетельством серьезности намерений по запуску новой модели развития. Тем более что восстановление российского хозяйства состоялось в принципе в его допандемийной структуре со всей «классикой» ограничений потенциальному выпуску. Между тем вопросов о содержании регулятивных мер, способных обеспечить выход за его пределы в 1,5-2,5% меньше не становится. Актуальности добавляют и новые официальные итоги августа, указывающие на явное похолодание общеэкономической конъюнктуры.
В последний месяц лета рост промпроизводства в РФ, по данным Росстата, замедлился до 4,7% г/г после 7,2% в июле, при этом аналогичный уровень-2019 был превышен лишь на 0,5%. При этом обрабатывающая промышленность, по оценке МЭР, к августу-2019 прибавила 3,9%, а в годовом выражении – 3,1%.
Внутригодовая же динамика промвыпуска в целом стала уверенно отрицательной. Если в июне (-0,3% м/м со снятой сезонностью) и июле (-0,1% м/м) ситуацию можно было характеризовать как стагнация, то августовский результат (-0,8% м/м) – уже явно падение. Этот тренд подтверждают и расчеты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) – по оценке экспертов, за последние три месяца промвыпуск снизился на 1,6%.
Годовые и помесячные сравнения по секторам наглядно свидетельствуют и о неоднородности восстановительных процессов, что обусловлено как разовыми факторами, так и продолжением действия существенных эпидемиологических ограничений и их последствий. Наглядный пример тому – масштабное падение в августе к июлю легковых (по данным Росстата, минус 19,8% м/м и минус 2,4% г/г) и грузовых (минус 24,3% м/м и минус 8,7% г/г) автомобилей, которое во многом было обусловлено дефицитом полупроводников в автопроме.
Не добавляют оптимизма растущие издержки промпредприятий. Помесячная ценовая динамика вроде бы начала притормаживать – в августе цены производителей, по данным Росстата, выросли на 1,5% м/м после 2,6% м/м в июле и 2,9% м/м в июне. Но в годовом выражении в последний месяц лета они подскочили на 28,6%. В обрабатывающих производствах рост цен замедлился до 0,6% м/м после 2,3% м/м месяцем ранее, с начала года повышение составило 21,4%. Однако, как свидетельствуют сентябрьские итоги исследований Банком России ценовых ожиданий компаний на ближайшие три месяца, в обработке они остаются рекордно высокими, предвещая дальнейшее повышательное давление на отпускные цены и понижательное на потребительский и инвестиционный спрос. Не случайно инфляционные ожидания населения продолжают пребывать на многолетних максимумах – в сентябре-2021 у респондентов «инФОМ», по результатам опросов для ЦБ РФ, на ближайшие 12 месяцев на уровне 15,6%. Для сравнения средние значения показателя за 2018 год – 9,8%, 2019-й – 9,9%, 2020-й – 9,6%, а в докризисном марте-2020 – 8,3%.
Устойчивый экономический рост – ключевое условие достижения наццелей-2030. При целевых ежегодных темпах в 3% объем ВВП-2024 должен достичь 151,5 трлн рублей, почти в полтора раза превысив показатель 2020 года. До половины этого прироста, полагают в правительстве, вклад потребительского спроса, обеспечиваемого увеличением доходов населения. Прогнозные ориентиры на этот счет выглядят следующим образом:
После восстановительного отскока-2021 на 6,9% оборот торговой розницы выйдет на стабильную, но умеренную траекторию: 2,8% в 2022 году, по 2,9% в 2023 и 2024 годах. Сходная картина у динамики платных услуг населению: 16,7% в текущем году, затем 3,8% в 2022-ом и по 3,1% в следующие два года.
При этом, как ожидается, реальная заработная плата будет расти: на 2,4% в 2022 году, по 2,5% в 2023-2024 годах (в 2021-ом прогнозируется увеличение на 3,1%). Такими же видят в кабмине и погодовые темпы реальных располагаемых доходов населения (в текущем году предполагается, что они прибавят 3,0%). Численность занятых в экономике, согласно среднесрочному макропрогнозу, повысится с 71,7 млн человек в 2021 году до 72,4 млн человек. Уровень безработицы в 4,6% останется стабильным на всем трехлетнем треке.
По оценке МЭР, напомним, число рабочих мест с зарплатами ниже МРОТ насчитывает около 9 млн или 17,5% от общей численности официальных рабочих мест. Неформальная занятость составляет около 18 млн человек. В связи с этим существенная задача прогнозного периода – переход от кратковременных мер поддержки занятости к долгосрочным с упором на борьбу с застойной безработицей. Среди намеченных мер: сокращение низкооплачиваемых и неэффективных рабочих мест; содействие переподготовкам, переквалификациям и дополнительному образованию; уравнивание МРОТ и прожиточного минимума с трендом их повышения до уровня медеанной заработной платы.
Устойчивость будущего экономического роста напрямую связана с запуском нового инвестиционного цикла. Ожидаемое ускорение, полагают в правительстве, определяется этим фактором не менее чем на треть. Отсюда и ожидания динамики вложений в основной капитал: 2021 год – 4,5%; 2022-й – 4,8%, 2023-й – 5,1%, 2024 год – 5,3%. В основе – стимулы, заложенные в законодательство о соглашениях по защите и поощрению капиталовложений с частным бизнесом, и внедряемая практика региональных инвестстандартов. Вместе с тем, роль государства тоже весома. Это – бюджетные инвестиции, средства Фонда национального благосостояния, деятельность институтов развития и новые возможности для регионов (бюджетные инфраструктурные кредиты – 500 млрд рублей до 2023 года, а также 628 млрд рублей для 43 субъектов РФ, которые они могут направить на свое развитие, не возвращая в Центр средства, высвобождаемые после реструктуризаций ранее полученных кредитов Минфина).
Оставшиеся 20% вклада в превышение ростом ВВП потенциального выпуска – доля экспорта (прежде всего, несырьевого неэнергетического) и регулятивных мер, снижающих непроизводительные издержки бизнеса и добавляющих эффективности госприсутствию в экономике (регуляторная гильотина, реформа контрольно-надзорной деятельности, социальное казначейство и т.п.).
Сбываемость макропрогноза основывается в первую очередь на устойчивости бюджетной конструкции на ближайшую трехлетку.
Доходы бюджета в 2022 году прогнозируются на уровне 25 трлн 021 млрд 900 млн рублей, расходы – 23 трлн 610 млрд 200 млн рублей, в 2023 году – 25 трлн 540 млрд 200 млн рублей и 25 трлн 105 млрд 500 млн рублей, в 2024 году – 25 трлн 831 млрд рублей и 26 трлн 147 млрд 100 млн рублей соответственно.
Ненефтегазовые доходы планируются в объеме 15,479 трлн рублей, 16,346 трлн рублей и 17,267 трлн рублей соответственно. Нефтегазовые составят 9,542 трлн рублей, 9,194 трлн рублей и 8,564 трлн рублей. Базовые нефтегазовые доходы, рассчитанные на основании базовой цены на нефть ($44,2 за баррель, $45 за баррель и $45,9 за баррель), составят 6,145 трлн рублей, 6,484 трлн рублей и 6,468 трлн рублей.
Размещение ОФЗ в 2022 году планируется в объеме 3,176 трлн рублей, в 2023 году – 3,3 трлн рублей, в 2024 году – 3,99 трлн рублей, погашение составит 1,06 трлн рублей, 771,9 млрд рублей и 1,45 трлн рублей соответственно. Внутренний долг по итогам 2021 года составит 17,285 трлн рублей, в 2022 года – 20,73 трлн рублей, в 2023 году – 23,3 трлн рублей, в 2024 году- 25,9 трлн рублей.
Объем внешних заимствований, размещений евробондов запланирован до $3 млрд ежегодно. В итогеобщий госдолг увеличится с 17,8% ВВП в 2021 году до 20,8% ВВП в 2024-ом.
Согласно пояснительной записке к проекту бюджета на трехлетку, объем ФНБ на конец 2021 года составит 13,9 трлн рублей, на конец 2022-го – 16,48 трлн рублей, 2023-го – 20,1 трлн рублей, 2024 года - 23,27 трлн рублей (без учета инвестиций в проекты).
Расходы бюджета на трехлетку на решение задач, определенных в нацпроектах и посланиях президента, увеличиваются на 67% и составят 11,5 трлн рублей. При этом сохраняется их выраженная социальная направленность: например, на материнский капитал за три года будут направлены 1,6 трлн рублей; среднегодовой размер пенсии для неработающих пенсионеров поднимется с 18 521 рубля в 2022 году до 20409 рублей в 2024-ом.
В Минфине не исключают, что до внесения проекта бюджета в Госдуму РФ (до 1 октября) потребуется его некоторая донастройка: в доходной части – по повышению НДПИ (возвращение к действующему уровню при резком падении цен на металлы и минудобрения), в расходной – по некоторому увеличению финансовой поддержки регионов.
По мнению экспертов, предложенные правительством параметры среднесрочного прогноза и трехлетнего бюджета в принципе могут рассматриваться как «дорожные указатели» движения к новой модели развития. Важность задач, однако, требует и повышенного внимания к рискам. Так, уже в 2022 году просматривается проблема трудной совместимости одновременного достижения 3%-го роста ВВП и 4%-й инфляционной цели. Решение тоже понятно – компенсация денежно-кредитной жесткости Центробанка немонетарными стимулами деловой активности. С этой точки зрения проектируемая финансовая трехлетка – вполне добротный «протокол о намерениях». Но и он потребует существенных дополнений мерами структурной политики. Без них путь к повышению потенциального выпуска на 1 п.п. будет оставаться не четко проложенным маршрутом, а по-прежнему штрихпунктирной линией, причем рекомендательного характера.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.