Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.04.2021 | Марина Войтенко
Макропрогнозы — руководство к действию
По оценке МЭР, по итогам первого квартала-2021 снижение ВВП замедлилось до 1,3%. При этом в марте макродинамика впервые с начала весны прошлого года вернулась в положительную область: валовый внутренний продукт увеличился на 0,5%. Экономика продолжает активно восстанавливаться и достигнет допандемического уровня во втором полугодии. К такому выводу пришли одновременно в МЭР и Центробанке в ходе корректировок среднесрочных макропрогнозов. Правительственные экономисты полагают, что темпы роста в 2021-2023 годах составят 2,9%, 3,2% и 3,0% соответственно. Денежные власти предпочитают интервальные прогнозы: 3,0-4,0%, 2,5-3,5%, 2,0-3,0%. Темпы предполагаются устойчивыми, но относительно скромными. При этом вероятность коррекции вверх (в сценарных условиях, обновленных к началу бюджетного процесса-2022) остается высокой. Основание тому — жесткий график проработки мер поддержки МСП, населения (особенно семей с детьми), инфраструктурных проектов в регионах и в целом усиления инвестактивности, определенные в послании Президента РФ Федеральному Собранию.
Первые отклики на корректировки макропрогнозов при широком разбросе мнений по отдельным показателям едины в главном — в целом реалистично, но чересчур сдержанно и даже консервативно. Прогнозы нефтецен ощутимо повышены, в 2021 году, например, сразу на $15 за баррель до $60,3 за баррель. Ожидания по темпам ВВП, напротив снижены в текущем году на 0,4 п.п., в 2022-ом — на 0,2 п.п. Оценка-2023 осталась без изменений.
Прогноз по промвыпуску-2021 скорректирован вниз — с 2,6% до 2,0% в основном из-за более плавного выхода из сделки ОПЕК+. Темпы роста-2022 ощутимо ускорятся — до 3,4%, а затем будут понижаться до 2,9% и 2,8% с 2023-2024 годах.
Основным же драйвером экономической динамики-2021 должно стать восстановление потребительского спроса — оборот розничной торговли должен увеличиться на 5,1%. Дальнейшие темпы показателя будут много ниже — 2,9% в 2022-ом, 2,8% в 2023 и 2024 годах.
В то же время, прирост инвестиций в основной капитал будет ускоряться с 3,3% в 2021-ом (сентябрьская версия исходила из 3,9%) до 5,1-5,3% в последующие годы.
Прогноз роста реальных заработных плат на 2021 год в 2% оказывается ниже, чем в пандемическом 2020-ом (2,5%), в последующие годы темпы ускорятся до 2,3-2,5%. Размерность увеличения реальных располагаемых доходов населения на 2021-й определена в 3,3%, а на 2022-2024 годы — в 2,4-2,5%.
Прогнозы МЭР по курсу рубля, по мнению экспертов, по традиции носят условный характер и по сути указывают лишь потенциально возможную повышательную траекторию его динамики, по росту цен же (4,3%) и вовсе неактуальны после решения ЦБ РФ (23 апреля) повысить ключевую ставку на 0,5 п.п. до 5,0% годовых и разъяснений по поводу динамики потребительских цен и инфляционных ожиданий.
Как подчеркнуто в заявлении Банка России, по оценке на 19 апреля годовая инфляции замедлилась до 5,5% (после 5,8% в марте). Однако это связано с эффектом высокой базы апреля-2020. Показатели, отражающие наиболее устойчивые процессы в движении цен, напротив, в марте повысились и находятся значимо выше 4%-го таргета. Восстановление спроса приобретает все большую устойчивость и в ряде секторов опережает возможности наращивания выпуска, что лишь увеличивает инфляционное давление. Для центральных банкиров это обстоятельство как раз и обусловило необходимость более раннего возвращения к нейтральной монетарной политике. Мягкая ДКП выполнила свою контрциклическую роль, поддержав экономику в острый момент кризиса. Тем не менее, ключевая ставка пока еще находится лишь на нижней границе нейтрального диапазона. Последующие ее значения будут зависеть от изменений в картине инфляционных процессов.
ЦБ РФ повысил прогноз годового роста цен сразу на 1 п.п. до 4,7-5,2%. Как ожидается, до середины года ценовой темп сохранится на плато вблизи значений первого квартала. Устойчивое замедление начнется во втором полугодии, создавая стимулы усилению инвестактивности. При этом возвращение к монетарной нейтральности не будет сдерживать общеэкономический рост.
23 апреля ЦБ РФ впервые опубликовал прогнозную траекторию ключевой ставки: 2021 год — 4,8-5,4%, 2022-й — 5,3-6,3%, 2023-й — 5,0-6,0% годовых. По замыслу регулятора, указанные диапазоны (они могут корректироваться на каждом опорном заседании Совета директоров Банка России — прим. авт.) направлены на решение задачи поддержания ценовой стабильности — «инфляции вблизи 4% постоянно». При этом повышение ставки (на денежно-кредитных условиях оно, по опыту, сказывается с лагом в три-шесть кварталов) не приведет по меньшей мере в текущем году к сокращению кредитования экономики (в настоящее время оно продолжает расти темпами, близкими к максимумам последних лет, объем ссуд и займов МСП, к примеру, уже превысил допандемический уровень). С учетом этого ЦБ РФ увеличил границу прогнозных интервалов по всем видам кредитов на 1 п.п. (например, по приросту-2021 корпоративного портфеля — с 9-13% до 10-14%). Не изменилась лишь оценка темпов роста ипотеки. При этом выражена озабоченность первыми признаками начинающегося перегрева этого сегмента рынка.
Не менее примечательны и другие корректировки макропрогноза регулятора. Так, ожидания-2021 по росту потребления домохозяйств повышены с 5,0-6,0% до 9,2-10,2%; инвестиций в основной капитал, напротив, понижен с 3,5-5,2% до 2,0-4,0%. В 2022-2023 годах ожидается сокращение темпов потребления втрое, капвложений останутся примерно на том же уровне (в сравнении с февральской версией оценки снижены на 0,5 п.п.).
Более быстрое восстановление глобальной экономики будет означать увеличение спроса на товары российского экспорта. С учетом прогноза нефтецен в 2021-2023 годах соответственно в $60, $55 и $50 за баррель ощутимо повышены оценки на трехлетнем треке профицитов торгового баланса и счета текущих операций. В первом случае вместо $116-119 млрд по февральскому варианту теперь ожидается $126-131 млрд. Во втором — $56 млрд (в феврале прогнозировалось $39 млрд), $43 млрд ($29 млрд) и $29 млрд ($25 млрд).
Итог апрельской корректировки макропрогнозов выглядит как вызов — относительно скромные темпы ВВП на среднесрочном треке выходят на плато с риском замедления. Тем не менее это — точка отсчета при проектировании новых регулятивных мер, на что настраивает (и недвусмысленно!) содержание президентского послания.
В течение месяца правительству поручено представить дополнительные предложения по поддержке МСП, включая меры налогового стимулирования, доступные кредиты, расширение сбыта продукции, в том числе закупок со стороны крупных госкомпаний.
До 1 июня должны быть определены меры по обеспечению долгосрочной устойчивости региональных и муниципальных финансов.
К 1 июля кабмину поручено подготовить целостную систему поддержки семей с детьми. К этому же сроку при активном участии бизнес-объединений Президент РФ ждет исполнения поручений по мерам, стимулирующим инвестиционную активность (включая определение перечня проектов с финансированием за счет средств ФНБ в объеме 1 трлн рублей в 2021-2023 годах).
В течение ближайших месяцев предстоит запустить программу льготных кредитов (3-5% на 15 лет) на создание туристической инфраструктуры, разработать детальные планы газификации субъектов РФ и т.п.
Решения, принятые в рамках графика, установленного посланием, должны заработать уже осенью. В июле-августе станут понятными объем необходимых госрасходов и их источники. Прямые траты на поддержку населения в 2021-2022 годах, по оценке Минфина, могут составить не менее 400 млрд рублей (270 млрд рублей в текущем году, в том числе 170 млрд на выплаты школьникам по 10 тыс рублей к началу учебного года).
По расчетам экспертов, более 800 млрд рублей потребует поддержка регионов: 500 млрд рублей — инфраструктурные бюджетные кредиты (под 3,0% на 15 лет); более 220 млрд рублей — пролонгация до 2029 года бюджетных кредитов, срок возврата которых истекает 1 июля 2021 года; около 100 млрд рублей — замещение бюджетными кредитами до 2029 года коммерческих долгов регионов, превышающих на 25% их собственные доходы.
Текущее обновление макропрогнозов на сей раз совпало с посланием Президента РФ Федеральному Собранию. Одновременность событий оказалась знаковой. Четкий курс главы государства на существенное повышение социальной отдачи от экономического роста со всей очевидностью требует тщательного проектирования регулятивных мер, обеспечивающих его более высокие и устойчивые темпы. Решающим условием этого остается преодоление структурных ограничений, позволяющее увеличить потенциальный выпуск. При этом едва ли не главным из них по-прежнему остается низкая комфортность условий ведения бизнеса, напрямую отражающаяся в недостаточной инвестактивности. Объявленная в послании донастройка налоговой системы на стимулы для вложений в основной капитал вместе с безусловным исполнением других президентских инициатив, сформулированных в нынешнем апреле, способны добавить сбываемости ускорению социально-экономического развития страны, равно как и более смелым прогнозам на этот счет.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.