Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.12.2005 | Татьяна Становая
НОВАЯ ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ НА АВТОВАЗЕ: ДЕНЬГИ НАРОДНЫЕ, ПРИБЫЛЬ ЧАСТНАЯ
Сегодня состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО "АвтоВАЗ", на котором был избран новый состав совета директоров. Его председателем стал заместитель генерального директора ФГУП Рособоронэкспорт Владимир Артяков - "правая рука" Сергея Чемезова. Собрание проходило в условиях беспрецедентных мер безопасности: ранее новое руководство сменило и значительно усилило всю охрану на предприятии. Теперь, когда "Рособоронэкспорт" официально вступил в права, следует ожидать чистки в высшем эшелоне управленцев и государственных вливаний в предприятие. Правда, сразу после собрания акционеров информация о покупке акций предприятия "Рособоронэкспортом" была опровергнута. Оказывается, на предприятие пришел не новый собственник, а новый менеджмент.
Напомним, что 27 октября о своей отставке объявил председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников. Тогда в СМИ доминировала точка зрения, что около 60% акций купила группа СОК - давний партнер "АвтоВАЗа". Однако вскоре стал известен список претендентов в совет директоров, из которого следовало, что контрольный пакет акций перешел в управление государству в лице "Рособоронэкспорта". 23 ноября это подтвердил губернатор Самарской области Константин Титов. В отношении же группы СОК на предприятии началась "зачистки". Так, по данным СМИ, "АвтоВАЗ" прекратил поставки машинокомплектов для сборки "девятки" входящему в группу СОК заводу "Рослада", а также для сборки "шестерки" для другого автозавода группы СОК - "ИжАвто". Судя по всему, от СОКа ожидались какие-либо недружественные жесты, так как именно СОК долго и упорно добивался контроля над заводом.
Тем не менее, внеочередное собрание акционеров прошло спокойно. Членами совета директоров были избраны все те кандидатуры, о которых раньше писали СМИ. Так, свои места сохранили три нынешних его члена: председатель производственного совета "АвтоВАЗа" Анатолий Мельников, председатель профкома Николай Карагин (оба делегированы компанией ЦО АФК) и представитель миноритарных акционеров, глава AG Capital Альберт Гавриков. Также в совет директоров вошел вице-президент "АвтоВАЗа" по маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию Владимир Кучай и заместитель гендиректора AVVA Дмитрий Разоренов. По сути, это "остатки" прежнего руководства, видимо, совместимого с новым руководством.
Однако остальные семь претендентов фактически проведены по квоте "Рособоронэкспорта", а именно Сергея Чемезова: это глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, заместитель генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Владимир Артяков, глава департамента "Рособоронэкспорта" Игорь Есиповский. Кроме того, в совете директоров будет Максим Нагайцев, возглавляющий ООО "Кате". Эта компания в конце лета объявила о проекте по строительству в Калининграде завода по производству автоматических коробок передач. Проект как раз курируют Алешин и Чемезов. Нагайцева газета "Ведомости" назвала "правой рукой" главы "Рособоронэкспорта" Сергея Чемезова. Он также является сотрудником кафедры многоцелевых гусеничных машин МГТУ имени Баумана, а компания "Кате" организована как раз выпускниками Баумановского университета.
Еще трое кандидатов являются представителями Внешторгбанка, владеющего 7% акций: старший вице-президент банка Василий Титов, вице-президенты ВТБ Валерий Лукьяненко и Андрей Пучков. По данным "Коммерсанта", ВТБ финансировал сделку, выделив кредит в размере 700 млн. долларов (называлась также и цифра 1 млрд.). Представители госбанка войдут в совет директоров как кредиторы (возможно, ВТБ получил пакет акций в залог для обеспечения кредита).
Смена совета директоров дает все основания говорить о смене собственников. Однако структура "АвтоВАЗа" настолько непрозрачна, что проследить, кто и сколько акций купил, невозможно. Тем не менее, вполне логично было полагать, что раз многие в совете директоров связаны с главой "Рособоронэкспорта" Сергеем Чемезовым, то именно эта структура и купила акции. Напомним, что Чемезов работал заместителем Владимира Путина в Управделами президента при Ельцине. С 1983 по 1988 год он возглавлял представительство компании "Луч" в ГДР - именно тогда, когда Владимир Путин служил там разведчиком. С 1989 года - заместитель гендиректора внешнеторгового объединения "Совинтерспорт". В 1996 году возглавил управление внешнеэкономических связей управделами президента РФ.
По данным СМИ, акции "АвтоВАЗа" были приобретены одним из учреждений, находящихся на балансе "Рособоронэкспорта". Однако сегодня неожиданно последовало опровержение этого. Глава Роспрома Борис Алешин опроверг слухи о покупке "Рособоронэкспортом" или другими государственными учреждениями акций автозавода. На пресс-конференции по итогам первого заседания нового совета директоров "АвтоВАЗа" Алешин отметил, что государство предоставило "АвтоВАЗу" менеджмент, добавив, что у "Рособоронэкспорта" он успешный. Отвечая на вопросы журналистов о том, планирует ли все-таки государство приобретать акции "АвтоВАЗа", его новый председатель совета директоров, замгендиректора ФГУП "Рособоронэкспорт" Владимир Артяков заявил: "Рособоронэкспорт и государство в целом не выступали в роли покупателя, но делегировали менеджмент для развития АвтоВАза". Он подчеркнул, что вопрос о национализации "АвтоВАЗа" и сопутствующих производств не стоит. Между тем Алешин, говоря о структуре собственности "АвтоВАЗа", сказал, что, по его мнению, перекрестная система владения не очень удачная.
Получается интересная картина. Если следовать логике Алешина, то выходит, что некие частные собственники "АвтоВАЗа" "наняли" госчиновников для того, чтобы те пробивали огромные государственные инвестиции, и вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, начали помогать частным акционерам получать прибыль. А амбиции здесь немалые. Программа поддержки "АвтоВАЗа" разрабатывается в настоящее время российским агентством по промышленности. Предполагается, что для на обновление модельного ряда и модернизацию производства двигателей "АвтоВАЗу" потребуется порядка 2,5-3 млрд. долларов. Плюс 1,5-1,8 млрд. уйдет на разработку нового семейства двигателей. Инвестиционные возможности самого "АвтоВАЗа" ограничиваются суммой в 700 млн. долларов. Поэтому около 4 млрд. будет внесено государством. А точнее, концерном "Рособоронэкспорт", который и выступит стратегическим инвестором. Сумеют ли госсобственники пролоббировать в правительстве такие суммы, вопрос. Ведь размер инвестиционного фонда сегодня планируется всего в объеме 70 млрд. рублей, то есть не более 3 млрд. долларов.
Однако, скорее всего, смена собственника все же произошла. Слова Алешина подтверждают прежние догадки "Политком.Ру", которые заключались в том, что акции "АвтоВАЗа" все же были проданы, но не для того, чтобы вернуть их государству, а чтобы над ними получили контроль "хорошие друзья" президента (например, Чемезов). То есть не как госчиновники, а как физические и юридические лица, с ними связанные. Проследить это не представляется возможным, но зато соединить финансовые возможности государства с личными интересами новых собственников - легко.
Получение госконтроля над "АвтоВАЗом" дает возможность новым собственникам претендовать на большие государственные инвестиции. Здесь возникает две концептуальные проблемы. Первая, традиционная для России - это целевое использование финансовых средств. Но даже если исходить из презумпции невиновности, то появляется и другая проблема - эффективность вложения средств. И здесь мнение рынка продолжает оставаться крайне скептическим. А это дает основания говорить о том, что новые собственники мало чем будут отличаться от прежнего - Владимира Каданникова. Разве что своими более высокими лоббистскими способностями.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.