Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

21.01.2021 | Марина Войтенко

На пути к качественному росту

Марина Войтенко16 января 2020 года Михаил Мишустин был утвержден в должности главы правительства РФ. 21 января кабинет министров был сфрмирован в полном составе и приступил к работе. О том, что весь последующий год она проходила в исключительно сложных и по сути беспрецедентных условиях много говорить не приходится. У любого комментатора на сей счет есть и свой собственный непростой опыт. Важен результат. А он таков, что без принятия мер антикризисной поддержки населения и бизнеса (только за счет одного лишь бюджета она составила 4,5% ВВП) падение экономики было бы глубже минимум на 2 п.п. При этом наблюдатели констатируют: скорость принятия решений существенно возросла; в их взаимоувязке заметно прибавилось системности; более интенсивными стали коммуникации в теми, кого непосредственно касаются регулятивные новации; новой реальностью стала и их внятная социальная отдача. Вместе с тем, ответы на многие вызовы-2021 потребуют еще большей концентрации усилий, направленных на восстановление и ускорение макродинамики: постковидный экономический рост нуждается одновременно и в устойчивой повышательной траектории, и в качественно новом наполнении.

По многолетней традиции старт дискуссии по вопросам содержания разносрочной экономической политики дают заседания Гайдаровского форума. На сей раз (14-15 января) его тема «Россия и мир после пандемии» прозвучала как никогда актуально. Не менее примечательной оказалась и сумма сигналов со стороны правительства.

Премьер Михаил Мишустин в видеоприветствии участникам XII Гайдаровского форума особо подчеркнул, что ответ на вопрос, каким будет мир после победы над новой инфекцией «будет определять суть долгосрочных стратегий – как в области экономики, так и многих социальных программ». Начало масштабной вакцинации в РФ означает наступление переломного момента коронакризиса с еще большей актуализацией ближайшей цели – вернуть экономику на траекторию устойчивого роста. Этому будут способствовать и продолжение действия ряда мер господдержки, например, сниженный вдвое размер страховых взносов для всех субъектов МСП (в отношении зарплат, превышающих МРОТ), и новые решения – снижение ставки льготного кредитования для МСП с 8,5% до 7% (до 3% для застройщиков социальных объектов по госконтрактам с опережением графика) и др.

Актуальность мер очевидна на фоне остановки восстановительных процессов: по данным мониторинга ЦБ РФ отраслевых финансовых потоков, декабрьская деловая активность осталась на уровне ноября, сохраняя секторальную неоднородность – улучшение в экспорте и инвестициях было компенсировано снижением в отраслях, ориентированных на потребительский спрос. В то же время в рамках программы в 2021 году запланирована выдача таких кредитов только на 700 млрд рублей. В 2020-ом их объем насчитывал 900 млрд рублей. Не исключено, что лимит придется увеличивать. Текущий суточный спрос на кредиты по ставке 7% уже превышает 100 млн рублей.

Главный ориентир на трехлетнем треке – параметры единого плана достижения национальных целей с утвержденным объемом финансирования в 2021-2023 годах в 39 трлн рублей. «В центре стратегии, подчеркивает глава правительства, безусловно, находится человек». Решающую роль в повышении качества жизни, включающего в себя развитие здравоохранения, поддержку образования, улучшение жилищных условий и качество окружающей среды, призваны сыграть рост заработной платы и восстановление занятости. Материальная основа такой социализации экономического роста, уверен Михаил Мишустин – создание рабочих мест с достойной зарплатой в ходе запуска нового инвестиционного цикла.

Важные для этого макроэкономические условия – сохранение бюджетной и долговой устойчивости, разумные размеры госзаимствований, поддержание низкой инфляции. При этом повышению эффективности экономической политики должны способствовать механизмы постоянного взаимодействия с бизнесом, внедрение цифровых форматов везде, где это оправдано и возможно, и, конечно, стартовавшая реформа госаппарата, которую намечено завершить до 1 апреля текущего года. Все это будет способствовать возвращению на траекторию устойчивого экономического роста. Сегодняшняя ситуация, убежден премьер, – лишь отклонение, а не уход с нее.

Сумма сигналов, поданных на Гайдаровском форуме спикерами правительства и денежных властей, в целом очерчивает ряд принципиальных особенностей стратегии такого возвращения.

- Во-первых, целью являются не повышенные номинальные темпы роста сами по себе, а их содержательное наполнение с точки зрения благосостояния граждан. При этом очевидно понимание, что рост без благосостояния и качества жизни вполне возможен (последние годы СССР это доказали), но их повышательной динамики без ускорения экономики не бывает. Для оценки же прогресса требуется достройка «системы мер и весов». Наряду с реальными зарплатами и располагаемыми доходами и их более равномерном распределением не менее (а, может быть, и более) важны: преодоление неравенства в доступности к качественным образованию и здравоохранению, обеспеченности жильем, экологических стандартах среды обитания, возможностях освоения цифрового пространства и использования социальных лифтов.

- Во-вторых, достижение высоких целей неотделимо от четкого разделения «регулятивной ответственности». Так, у денежных властей в сложные времена одна из главных задач – укрепление контрциклических эффектов, монетарные условия не должны тормозить деловую активность. Пространство для этого у ЦБ РФ в текущем году, отмечает его глава Эльвира Набиуллина, все еще сохраняется, хотя и заметно сократилось. Зампред Банка России Алексей Заботкин в дискуссии на Гайдаровском форуме высказался еще определеннее: денежно-кредитная политика в 2021 году останется мягкой, но целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки, исходя из динамики инфляции, видится меньше, чем, например, летом-2020. Функция Центробанка создавать и удерживать универсальные монетарные предпосылки для деловой активности, повышающей общеэкономический рост. Выход же за границы его текущего потенциала – это уже задача бюджетной и структурной политик.

Но у бюджетного стимулирования тоже есть свои ограничения. По признанию статс-секретаря, замминистра финансов Алексея Сазонова, в настоящее время у государства нет долгосрочных источников, которые бы позволили существенно снизить налоговую нагрузку. Много актуальнее другая проблема – как ее перераспределить по ходу восстановления экономики между населением и бизнесом (в том числе через повышение эффективности фискальных льгот).

По оценкам экспертов аналитического канала Macro Markets Inside, налоги, взимаемые с населения (прямые – НДФЛ и социальные взносы, и косвенные – НДС и акцизы) в 2006 году насчитывали 39% доходных поступлений бюджета, в 2019-ом – уже 53%. По данным Счетной палаты, за 10 месяцев 2020 года доля НДФЛ в доходах консолидированного бюджета РФ выросла с 11,2% до 12,1%.

- В-третьих, главная роль в придании устойчивых и долгодействующих стимулов росту выпадает реализации структурной повестки. По мнению министра финансов Антона Силуанова, справедливо считать, что в сложные времена госинвестиции должны увеличиваться и быть катализатором роста. Беда в том, что их главный источник – госзаимствования, которые, снимая ликвидность с рынка, сокращают потенциал частных инвестиций. Отсюда и примечательная позиция министра, озвученная на Гайдаровском форуме: «Нам нужны частные инвестиции, а для этого нужны институциональные изменения – защита собственности, судебная реформа – о чем мы все время говорим. Благосостояние и рост – это институциональные реформы плюс цифровизация страны».

Эти акценты – в общемировом тренде, о котором, выступая на форуме напомнила директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристалина Георгиева. По ее мнению, «возврат к экономике образца 2019 года не пойдет на пользу: нужно не воспроизводить вчерашнюю экономику, а строить завтрашнюю – и для этого признать те проблемы, которые уже существовали …».

Применительно к российскому хозяйству едва ли не главная – некомфортность и нестабильность условий ведения бизнеса. О «цене вопроса» на Гайдаровском форуме, кстати, напомнил глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров, представивший весьма примечательные данные: 400 тысяч налоговых резидентов РФ на 700 тыс счетов в зарубежных банках держат депозиты общим объемом свыше 13 трлн рублей (порядка $170 млрд), что вполне сопоставимо с объемом Фонда национального благосостояния (на 1 января 2021 года – $183,358 млрд). Информация к необходимости срочного обновления деловой среды для российского бизнеса более чем убедительная. Решение проблемы в числе главных правительственных приоритетов. Оно и понятно – именно с этого начинается реальная трансформация сложившейся экономической структуры.

Есть и обнадеживающие шаги. Запущена масштабная реформа контроля и надзора, постоянным процессом становится так называемая регуляторная гильотина – при активном участии ведущих бизнес-объединений уже отменена треть обязательных требований, которые к настоящему времени устарели или оказались избыточны (прекращено действие 12 тыс нормативных актов, в том числе около 9 тыс остававшихся с советских времен). Знаковым рубежом стало Постановление Правительства РФ №2453 от 31 декабря 2020 года, содержащее существенные изменения в правилах подготовки нормативно-правовых актов ФОИВ, их госрегистрации, а также в процедурах оценки регулирующего (ОРВ) и фактического (ОФВ) воздействия.

Все нормативно-правовые новации теперь будут проверяться на соответствие целям реформы контроля и надзора и закону «Об обязательных требованиях в РФ». Помимо стандартного для оценки регулирующего воздействия (и зачастую выполняемого формально) требования описания решаемой проблемы новые правила предписывают детально описывать избегаемые риски возможного ущерба, степень опасности и соразмерность методов борьбы с ней.

То же правило распространяется на требование к описанию альтернатив предлагаемого регулирования – теперь министерствам и ведомствам придется представлять оценки эффективности других вариантов предлагаемого регулирования, чтобы доказать выбор наиболее эффективного.

Механизм оценки фактического воздействия уже действующих норм также существенно изменен. Целью процедуры прямо объявлен «анализ достижения целей регулирования», а также плюсов и минусов его существования, выявление необоснованной нагрузки на бизнес и бюджеты.

Следующий этап – распространение ОРВ и ОФВ в соответствии с Поручением Президента РФ на любые новации фискального характера.

На минувшей неделе международное рейтинговое агентство S&P подтвердило инвестиционный уровень кредитного рейтинга РФ и его «стабильный» прогноз, но подчеркнуло высокую степень неопределенности макроэкономических ожиданий. Наряду с признанием эффективности антикризисных усилий такая оценка одновременно является и сигналом к тому, что расслабляться рано. Опросы ВЦИОМ показывают: 36% граждан считают текущее состояние российской экономики плохим, противоположной точки зрения придерживаются 15%, а для 45% оно – «новая норма», к которой необходимо приспосабливаться. 2021 год поэтому, скорее всего, станет не менее сложным, чем предыдущий. При этом успех будет измеряться значимым сокращением дистанции, приближающей точку невозврата по пути к новому качеству роста.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net