Выборы
Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Главное
16.12.2005 | Иван Ярцев
ПАРТИЙНЫЙ ГУБЕРНАТОР ПАРТИЙНО ЗАПОЕТ
В пятницу Госдума приняла во втором чтении законопроект, который дает победившим на региональных парламентских выборах партиям право выдвигать свои кандидатуры на пост губернатора. "За" документ проголосовали 347 депутатов, против - 47, воздержался - один. Как отмечают народные избранники, новый закон призван повысить степень участия партий в политических процессах, предлагая им своего рода "приз" за победу на региональных выборах. А некоторые все еще полагают, что аналогичную систему следует распространить и на федеральный уровень, позволив думскому большинству предлагать кандидата на пост председателя правительства. Однако очевидно, что подобное решение, если оно и будет принято, будет разрабатываться не в парламенте, а в Кремле.
Необходимо напомнить, что с предложением расширить полномочия партий на региональном уровне весной этого года выступил президент Владимир Путин. Так что считается, что основная цель законопроекта "О повышении роли партий в политической системе страны" - повысить степень участия партий в политических процессах, а также укрепить партийные структуры в регионах, поскольку предполагается, что победившая на региональных выборах партия получит право представлять президенту России кандидатуру на должность руководителя субъекта Федерации. Однако есть сомнения в том, что столь громоздкая система действительно может заработать. Во-первых, никто не обязывает главу государства соглашаться с депутатами из регионов - в случае их несогласия с его выбором, он может просто распустить законодательное собрание субъекта федерации. А во-вторых, как решение было принято - так оно в любой момент из соображений политической конъюнктуры может быть отменено - ведь даже это второе чтение было приурочено к масштабной избирательной кампании сразу в нескольких регионах страны и лишь после триумфальной победы там "Единой России" окончательное решение было принято.
Надо также отметить, что этот документ имеет массу процессуальных сложностей. В частности, в случае если в региональном парламенте оказываются две и более партии, набравшие по итогам выборов равное количество голосов, решение будет принято в пользу той кандидатуры, за которую проголосовало большинство депутатов. Кроме того, предусматривается право региональных отделений победившей партии определять кандидатуру будущего губернатора - при том, что их мнение может и разойтись с позицией фракции в самом законодательном собрании. Так что реальных механизмов добиться утверждения "своего" человека у партии нет.
В то же время, выглядит наиболее странно и категорически расходится с практикой, применяемой в странах Западной Европы, в частности Германии, возможность того, что предлагаемый кандидат будет членом другой партии и даже вовсе беспартийным. Ведь очевидно, что это не только противоречит принятым в других странах нормам, но и самой логике усиления влияния политических партий в обществе и жизни страны и лишний раз свидетельствует о конъюнктурности нынешнего решения. Зато - это позволяет федеральному центру навязывать под угрозой роспуска собственного беспартийного или инакопартийного ставленника местным парламентам, где к власти пришла не правящая "Единая Россия", а какая-нибудь иная партия.
Ясно, что этого не может не понимать, например, председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, который утверждает, что предоставляемые документом возможности будут выгодны всем партиям: "Это один из элементов масштабной реформы, которая в настоящее время предлагается обществу, - направленный на формирование в России серьезной, развитой партийной системы. Таким образом, закон будет выгоден любой партии, которая в том или ином регионе получит большинство в местном представительном законодательном органе".
Это свидетельствует о том, что в реальности речь идет не о масштабной реформе на перспективу страны, а о конъюнктурных изменениях в интересах нынешних властей и правящей партии. При этом надо иметь ввиду, что подобные законодательные изменения, помимо желания их авторов и могут превратиться в полноценную реформу, как это происходит сегодня на Украине и об этом не стоит забывать, оценивая результаты принятия закона о возможности для победившей на выборах в региональный парламент партии предлагать президенту кандидатуру губернатора. Равно как и не стоит забывать о том, что ранее первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов от "Единой России", часто вносящий в Думу "кремлевские" законопроекты, предложил перенос региональной модели формирования исполнительной власти и на федеральный уровень, с тем, чтобы нижняя палата российского парламента предлагала президенту кандидатуру премьера, что оставляет Кремлю возможность продолжения в будущем реформы госвласти в стране - в зависимости от предвыборной конъюнктуры 2007-2008 годов.
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.