Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.10.2019 | Политком.RU
«Формула Штайнмайера»: Россия, Украина и посредничество Макрона
1 октября по результатам заседания Контактной группы полпред России Борис Грызлов сообщил, что все участники согласовали «формулу Штайнмайера» для ее имплементации в украинское законодательство, отметив, что, «таким образом согласован порядок введения в действие закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей».
После этого президент Владимир Зеленский на специальном брифинге заявил, что «формула Штайнмайера» должна быть имплементирована в новый закон об особом статусе». Он добавил, что такой закон будет принят парламентом до конца года после обсуждения с общественностью. Кроме того, он заявил, что выборы не могут быть проведены, пока Украина не получит контроль над всей границей с Россией.
12 февраля 2015 года были подписаны Минские соглашения, которые, в частности, предусматривали «восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно было начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года».
Все это должно было произойти при условии «проведения конституционной реформы на Украине и вступления в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятия до конца 2015 года постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей».
Минские соглашения были подписаны в крайне тяжелой для Украины военной ситуации – в августе 2014 года произошел разгром украинских войск под Иловайском, а в феврале 2015-го шли ожесточенные бои в районе Дебальцево, где им с большим трудом удалось вырваться из окружения. Поэтому Минские соглашения носили для Киева вынужденный характер. После того, как ситуация на фронте стабилизировалась, Украина стала затягивать выполнение обязательств.
Закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) был принят в сентябре 2014 года и вступил в силу 18 октября 2014 года сроком на 3 года. Однако документ предусматривает, что особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донбасса вступает в силу только «после выполнения всех условий, изложенных в статье 10 закона, в частности в части, касающейся вывода всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины». Позднее действие закона продлевалось несколько раз.
Стремясь найти выход из ситуации, бывший глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер еще в 2015 году предложил особый порядок его вступления в силу. Он предполагает, что особый статус этому региону Украины будет предоставлен на временной основе в день проведения там внеочередных выборов. На постоянной основе он начнет действовать только после публикации отчета БДИПЧ ОБСЕ, подтверждающего легитимность результатов голосования. Идея была затем одобрена на встрече «нормандской четверки» (Германия, Россия, Украина, Франция) в Париже 2 октября 2015 года и получила с тех пор название «формула Штайнмайера». Однако затем Украина стала настаивать на предварительном установлении контроля над границей как условия для проведения выборов. Москву это совершенно не устраивало.
После вступления в должность нового президента Украины Владимира Зеленского украинские власти согласились вернуться к обсуждению вопроса – Зеленский неоднократно высказывался за проведение новой встречи в «нормандском формате». В качестве неформального посредника выступил президент Франции Эммануэль Макрон. 17 июня прошла встреча Зеленского и Макрона, после которой президент Франции заявил:
«Президент Зеленский сделал установление мира одним из приоритетов своего мандата. И я хочу поприветствовать его решимость заставить замолчать оружие и протянуть руку украинскому народу из сепаратистских зон. И выполнить условия Минских соглашений (…) чтобы снова объединить свою страну». Также Макрон подтвердил «желание Франции вместе с Германией вас сопровождать в выполнении этой задачи, господин президент, и облегчить диалог с Россией».
Интересно, что Зеленский, видимо, понял из перевода, что «протянуть руку» означает начать прямые переговоры. И сразу же заявил: «Мне кажется, что тут есть небольшая ошибка. Мы не готовы на переговоры с сепаратистами». Макрону пришлось внести ясность, отметив, что он лишь приветствует «ваши жесты по отношению к украинскому народу в так называемых сепаратистских зонах». После этого напряженность была снята. Таким образом Зеленский продемонстрировал, что для него существуют серьезные ограничители в вопросе о возможных уступках.
19 августа состоялась встреча Владимира Путина и Макрона. Российский лидер дал понять, что «любая встреча в «нормандском формате» должна приводить к нормальным результатам, нужно добиваться выполнения уже достигнутых договоренностей». Французский президент поддержал скепсис Путина насчет встречи в «нормандском формате» без определенных заготовок, которые бы гарантировали принятие решений и прогресс в их выполнении. Есть основания полагать, впрочем, что встреча была результативной – после нее прошел обмен удерживаемыми лицами между Россией и Украиной. Кроме того, поездка Путина во Францию могла стать демонстрацией желания России разрешить проблему востока Украины, без чего невозможно снятие санкций. Официально в Москве заявляют, что не будут обсуждать тему санкций в принципе – дается понять, что они далеко не критичны для экономики России. Однако продолжающаяся стагнация в российской экономике и нарастающее технологическое отставание России заставляют немалую часть элиты искать возможности для примирения с Западом. В то же время в России немало и сторонников жесткого курса в отношениях и с Украиной, и с Западом.
Примечательно, что сразу после визита Путина во Францию, 21 августа, появилось интервью Алексея Чеснакова - ближайшего сотрудника отвечающего за украинское направление российской политики помощника Путина Владислава Суркова. В нем подчеркивались различия в подходах между Сурковым и вице-премьером Дмитрием Козаком, также занимающимся украинской проблематикой. Чеснаков считает, что Козак подходит к проблеме с экономической точки зрения. Он подверг этот подход жесткой критике:
«Экономически, чтобы вывести Донбасс из послевоенного шока, нужно много инвестиций. Вопрос, кто будет нести эти расходы? Украина? Россия? США? ЕС? Что ответит какой-нибудь рациональный экономист? Он ответит: кто угодно, только не мы. То есть, Донбасс надо кому-нибудь отдать, чтобы не брать на себя допрасходы. И даже не очень важно, кому. Есть также проблема санкций. Что бы ни говорили оптимисты, санкции, конечно, сдерживают наш экономический рост. И рациональный экономист полагает, что если избавиться от Донбасса, то и санкции тут же снимут, и экономический рост начнется, и вообще все будет так, как будто ничего и не было. Но на самом деле ведь - было. Пролилась кровь на Украине. По вине американских политиков. Но представители США не только не извинились, но еще и нашли в этом повод реанимировать политику сдерживания России и давления на нее. Как с ракетами средней дальности. Сами вышли из договора, а обвинили Россию. И что вы думаете? Да отдай мы хоть сто Донбассов, санкции не снимут. Европейцы, может быть, и захотят. А американцы - точно нет. А тогда и европейцы не смогут с нами работать полноценно, поскольку будут бояться американских санкций».
8 сентября, вскоре после российско-украинского обмена заключенными, прошел телефонный разговор Путина и Макрона. В ходе разговора Путин заявил Макрону, что повестку дня очередного саммита «нормандской четверки» нужно тщательно подготовить, а также обратил внимание на необходимость выполнения Киевом договоренностей, которые были достигнуты на встречах в Париже и Берлине в 2015-2016 годах. В частности, речь идет о разведении сил и средств на линии соприкосновения в Донбассе и закрепление в письменном виде «формулы Штайнмайера».
Прошел еще почти месяц – и «формула» была согласована. Это вызвало протесты украинской оппозиции. Партия «Батькивщина», лидером которой является экс-премьер Украины Юлия Тимошенко, считает «формулу Штайнмайера» недопустимой, а ее согласование - угрозой национальной безопасности и территориальной целостности страны. С аналогичной позицией выступила и партия «Голос», лидером которой является Святослав Вакарчук. Партия экс-президента Украины Петра Порошенко «Европейская солидарность» также выступила против согласования «формулы Штайнмайера» - Порошенко даже назвал ее «формулой Путина». 6 октября в Киеве состоялся митинг противников «формулы», собравший 10 тысяч человек. Единственной представленной в Раде оппозиционной силой, поддержавшей согласование «формулы», предсказуемо стала ориентированная на Россию партия «Оппозиционная платформа - за жизнь».
В ответ Зеленский выступил с инициативой разработки «концепции переходного правосудия» для Донбасса и Крыма. Выступая в среду на заседании Комиссии по вопросам правовой реформы, глава государства назвал одним из приоритетов ее работы «правовые вопросы реинтеграции временно оккупированных территорий». Для этого, по его мнению, необходимо разработать «концепцию переходного правосудия», которая должна включать «меры по возмещению ущерба жертвам войны, привлечению к ответственности виновных в совершении тяжких преступлений, реализации права на получение правды о ходе событий конфликта».
Украинский президент заявил также о разработке и скором принятии нового закона об особом порядке местного самоуправления вместо документа 2014 года. Его содержание пока неясно.
А пресс-секретарь представителя Киева на переговорах Леонида Кучмы Дарья Олифер сказала, что украинская сторона «не имеет принципиальных возражений по существу формулы Штайнмайера о местных выборах на Донбассе», но реализовать эту формулу получится, только если будут выполнены несколько пунктов:
· полное прекращение огня;
· обеспечение эффективного мониторинга СММ ОБСЕ на всей территории Украины;
· вывод с территории Украины вооруженных формирований иностранных войск и военной техники;
· разведение сил и средств вдоль всей линии соприкосновения;
· обеспечение работы ЦИК Украины, украинских политических партий, СМИ и иностранных наблюдателей;
· установление контроля над неподконтрольным Украине участком российско-украинской границы.
Таким образом, украинские власти демонстрируют, что принципиальных уступок не произошло. В то же время в заявлении лидеров Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) Дениса Пушилина и Леонида Пасечника содержалась прямо противоположная позиция: «Призываем господина Зеленского не диктовать нам условия. Когда он говорит, что выборы на Донбассе пройдут только тогда, когда Украина получит контроль над границей, он не понимает, что не ему решать, когда у нас пройдут выборы, а нам. Никакого контроля над границей киевская власть не получит». В тексте заявления говорится о том, что республики будут «продолжать переговоры в Минске, чтобы в конечном итоге прийти к полному самоуправлению и самоопределению».
В то же время Путин стал подчеркнуто благожелательным в отношении Зеленского. Во время пленарного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» он выразил доверие Зеленскому в искренности его желания урегулировать конфликт в Донбассе. По мнению российского лидера, если Зеленский сможет решить проблему Донбасса, то на политическом поле он утвердится как «мужественный, честный политик, который способен добиваться принятых решений». Также Путин выступил против выставления Украины и украинцев в невыгодном свете на российских федеральных телеканалах.
В свою очередь, офис Зеленского уже изучает два сценария проведения выборов в ДНР и ЛНР. В качестве одного из сценариев рассматривается вариант с проведением выборов осенью 2020 года, когда в Украине будут проходить местные выборы. Помимо этого, в офисе Зеленского изучается сценарий проведения внеочередных выборов весной-летом следующего года - для осуществления второго варианта нужно будет внести изменения в конституцию Украины, так как там указано, что очередные выборы проходят в «последнее воскресенье октября».
Таким образом украинские власти исходят из того, что урегулирование может стать реальностью. Сейчас все зависит от политического решения российской власти – на этом фоне принятие «формулы Штайнмайера» является второстепенным вопросом. Если такое решение есть, то реальный компромисс с последующим «потеплением» отношений с Европой становится возможным. Если нет, то переговоры могут быть снова «замотаны», как это произошло в 2015 году, когда эта «формула» только была обнародована.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.