Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Экспертиза

21.11.2016 | Игорь Бунин

Франция: победа Франсуа Фийона в первом туре праймериз

Франсуа ФийонПобедителем праймериз партии «Республиканцы» во Франции стал бывший премьер-министр Франсуа Фийон, который намного опередил обоих фаворитов первого тура – мэра Бордо Алена Жюппе и бывшего президента Николя Саркози. Фийон получил 44% голосов, Жюппе – 28%, Саркози – 20%. Таким образом, Саркози даже не вышел во второй тур и уже призвал своих сторонников голосовать за Фийона, что с учетом этого фактора, значительного разрыва между двумя лидирующими кандидатами и динамики электоральных симпатий в последние дни перед праймериз, практически обеспечивает победу Фийону.

Причины победы Фийона

Внезапный взлет Франсуа Фийона в опросах общественного мнения нарушил привычную картину дуэли мэра Бордо Алена Жюппе и бывшего президента Франции Николя Саркози, которая происходила в течение этого года. До недавних пор Фийон и бывший министр сельского хозяйства Брюно Ле Мэр делили 3-4 место с результатом 10%-11%, значительно отставая от лидеров, набиравших на 20 пунктов больше (Жюппе -37%, а Саркози -31%, данные опроса IFOP для еженедельника «Paris-Match» на 31 октября). Но уже через две недели этот же еженедельник писал, что дуэль превращается в «матч на троих»: рейтинг Жюппе упал до 33%, Саркози - до 30%, а Фийон набрал 20%.

Самый последний опрос IPSOS, завершившийся за день до праймериз, уже вывел Фийона в лидеры с результатом 30% (прирост за пять дней 8 пунктов), тогда как его соперники набрали по 29%, причем Жюппе потерял 7 пунктов, а Саркози сохранил свои позиции. По этому опросу, динамика продвижения Фийона носит феноменальный характер - 20 пунктов за менее чем 40 дней. Но никто не прогнозировал столь масштабного отрыва его от Жюппе. Как заявил сам Фийон, «мы запустили мощную динамику». На первый тур праймериз пришло более 4 миллионов избирателей, что намного превысило явку на праймериз социалистов в 2011г.-2 миллиона 660 тыс. избирателей

Электорат Фийона увеличивается за счет электората Брюно Ле Мэра, который растерял своих избирателей (получил всего 2,5%), и Алена Жюппе. Французская пресса писала, что Жюппе превратился в «колосса на глиняных ногах». Он набирал 41% в октябре, 36% в ноябре и всего 29% перед первым туром. Представляется, что непосредственно перед первым туром на сторону Фийона перешла часть избирателей Саркози, которые поддерживали его как «отчетливо правого» против слишком центристски настроенного Жюппе, и перестали делать ставку на экс-президента, когда поверили в успех более близкого им Фийона - возник «эффект снежного кома». И он победил во всех департаментах Франции, за исключением юго-востока, где Жюппе, мэр Бордо, естественно доминировал.

«Феномен Фийона» объясняется прежде всего тем, что во время дебатов и выступлений по телевизору ему удалось доказать избирателям, что он перестал быть премьером, подчиняющимся президенту Саркози, и является абсолютно самостоятельным политиком. Во время дебатов Фийон постепенно внушил избирателям мысль, что «дуэль» неизбежно превратится в «матч троих». На дебатах, проходивших 3 ноября, он только разъяснял свою программу, не вступая в конфликт с другими кандидатами, в то время как Саркози устроил перебранку, нападая на центриста Байру, союзника Жюппе, а мэр Бордо призывал к союзу с центристами. На этом Фийон заработал первые 4 процентных пунктов.

И на последних дебатах Фийон уже воспринимался телезрителями как самый убедительный кандидат. Жюппе и Саркози воевали друг с другом не обращая внимания на Фийона, который продолжал спокойно пропагандировать свою программу. И он был на этих публичных выступлениях столь же компетентным и профессиональным, как и Жюппе и Саркози. Французы признали за ним способность быть президентом.

Кроме того, своей либеральной программой в духе Маргарит Тэтчер ему удалось соблазнить те группы избирателей, которые ориентированы на радикальные перемены в социально-экономической сфере. Фийон вышел на праймериз с жесткими инициативами по либерализации экономики. В его программе — снятие лимита рабочих часов в неделе, повышение пенсионного возраста, снижение пособий. Освободившиеся за этот счет в бюджете средства помогут компенсировать дефицит, который возникнет за счет снижения налогов на бизнес. Социолог Ж. Фуркэ отмечает: «Сила Франсуа Фийона заключается в том, что он совмещает радикализм Саркози и плюсы Жюппе - его президентский статус, ощущение надежности и значительности». Он сумел частично привлечь на свою сторону тех избирателей, которые не желали возвращения Саркози и поэтому собирались голосовать за Жюппе.

До последнего времени казалось, что французских правых разделяют две различные идеологии: глобалистская и мультикультурная Жюппе, достаточно близкая к центризму, и националистическая Саркози. Фийон же создает свою правую идеологию, опираясь на

· голлистскую традицию неприятия гегемонизма США,

· идеи одного из своих политических наставников, председателя Национального собрания, голлиста Ф. Сегена, возглавившего кампанию против подписания Маастрихтского договора,

· идеологию М. Тэтчер,

· католические круги, озабоченные судьбой христиан на Ближнем Востоке,

· противников гомосексуальных браков, которым надоели постоянные зигзаги Саркози по этой проблеме,

· симпатизирующие России группы в партии «Республиканцев».

Фийон сумел синтезировать эту разнородную публику, что привело его к победе.

Его успех был обеспечен по крайней мере двумя социальными группами.

Во-первых, консервативными избирателями западной Франции (он сам выходец из департамента Сарта, о котором есть политологическая работа Поля Буа о крестьянском консерватизме), опирающимися на здравый смысл и не любящими новомодные штучки и харизматических лидеров.

Во-вторых, мобилизацией правоверных католиков, весьма сильной группы давления, не имеющей своего политического представительства. Фийон привлек к себе молодых католиков из «Sens commun», которые политически представляют движение «Manif pour tous», выступающего против гомосексуальных браков.

Фийон опирается не только на истеблишмент «Республиканцев», но и на разочаровавшихся в «системе». И он стал кандидатом тех, кто боится стать «деклассированым» элементом в культурологическом смысле этого слова – в этом смысле напрашивается аналогия с голосованием за Трампа в США (притом, что Фийон, в отличие от Трампа, является «системным» политиком, подхватившим эти идеи).

В настоящее время Фийон выглядит политическим лидером, способным победить как Жюппе во втором туре праймериз, который пообещал предложить Франции «неконсервативную» программу, так и Марин Ле Пен во втором туре президентских выборов. В то же время его экономический либерализм и «тэтчеризм» дадут Ле Пен возможность апеллировать к эгалитарным тенденциям в социальной сфере, выступая против непопулярных реформ. В то же время в ходе президентской избирательной кампании Фийон, видимо, предпочтет «центрироваться» с тем, что не войти в конфликт с патерналистски настроенными избирателями.

Фийон и Россия: внешнеполитические позиции

На посту премьер-министра Фийон выступал за сближение с Россией. В мае 2008 года он заявлял, что расширение НАТО не должно привести к «ситуации, когда Россия почувствует себя изолированной, находящейся под угрозой и по этой причине вынужденной усиливать свою оборонную мощь». В настоящее время Фийон выступает за снятие санкций с России, считая, что перед лицом общих угроз важно создавать стратегический союз с Москвой. Он полагает, что санкции против России вредят самой Франции и при этом не достигают своих целей. Выступает за сотрудничество с Россией по Сирии, проведение наземной операции в Сирии совместно с сирийскими войсками. Среди «Республиканцев» он считается самым «пророссийским» кандидатом.

Фийон говорил о необходимости построения обновленного политического и экономического партнерства с Россией. «Развод» с Россией Фийон называл самой опасной перспективой для мирового сообщества. По его мнению, «стратегическая ошибка европейцев – считать Россию одновременно и противником, и слаборазвитой страной. Унижения русских, оттеснение их в руки все более экстремистские и националистские – это все обернется против безопасности Европы». «Это страна нестабильная, которая может быть опасной, если почувствует угрозу или если к ней относиться не должным образом», – отмечал Фийон.

Ален Жюппе в сентябре обвинил Фийона в «злоупотреблении водкой» - чрезмерном заигрывании с Россией. В ответ Фийону пришлось оправдываться, указывая, что Франция не должна принимать все, что делает Россия, но вести с ней диалог обязана. При этом он осудил действия России, которые ведут к жертвам среди мирного населения в Алеппо. Согласно опросу IFOP осенью 2015 года, 71% симпатизантов правых опасались России и ее политики – поэтому вполне вероятно, что в ходе избирательной кампании Фийон будет более осторожен в своих оценках перспектив сотрудничества с Россией.

Игорь Бунин – президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net