Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

10.03.2016 | Нана Гегелашвили

Кавказская миссия Могерини: перспективы политики ЕС в регионе

Федерика Могерини и Эдвард Налбандян29 февраля – 1 марта состоялся визит Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини в две страны Закавказья - Азербайджан и Армению.

Визит Ф.Могерини в Баку стал первым после довольно напряженных отношений между ЕС и Азербайджаном. В последнее время ЕС постоянно подвергал Азербайджан резкой критике в отношении политики, проводимой Баку в области гражданских свобод, крайне неэффективных мер, направленных на совершенствование законодательства, а также урегулирование карабахского конфликта. Особо жесткая критика Брюсселя в адрес Баку содержалась в докладе Еврокомиссии, опубликованном в марте 2014 г., что и стало, пожалуй, главной причиной отказа президента Азербайджана Ильхама Алиева принять участие в Рижском саммите ЕС, состоявшемся в мае 2015 г. Более того, в преддверии парламентских выборов в Азербайджане, состоявшихся 1 ноября 2015 г., ЕС взял под обстрел власти этой страны за отсутствие дееспособной конкуренции и давление на оппозицию. В результате Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ приняло решение приостановить работу по мониторингу, осуществляемой миссией в ходе народного волеизъявления в Азербайджане через день после принятия 10 сентября 2015 г. Европарламентом резолюции, резко осуждающую ситуацию с правами человека в Азербайджане.

Однако, с самого начала было уже понятно, что временная ссора между ЕС и Азербайджаном не могла предполагать их полного разрыва. Реализация политики «Восточное партнерство», осуществляемой ЕС в отношении Азербайджана, базировалась, главным образом, на сотрудничестве в энергетической сфере. Вот почему в своем стремлении диверсифицировать маршруты и источники поставок энергоресурсов Каспия на европейские рынки, призванном снизить, таким образом, зависимость от российских энергоресурсов, Брюссель неуклонно использовал и продолжает использовать все инструменты своей внешней политики для установления стратегического партнерства в области энергетики с такими странами, как Азербайджан. Не случайно, что, находясь в Баку, Ф.Могерини приняла участие и во втором заседании министров Консультативного совета по проекту «Южный газовый коридор». По итогам заседания была подписана Совместная Декларация, в которой содержится намерение стран, вовлеченных в строительство газопроводов «Южного газового коридора», активно и плодотворно осуществлять стратегическое сотрудничество, направленное на реализацию этого проекта. Это позволяет предположить, что отношения между ЕС и Азербайджаном будут шириться и крепнуть , а проект Соглашения о стратегическом партнерстве, представленный Азербайджаном на Рижском саммите «Восточное партнерство» , будет вновь актуализирован. Что же касается позиции Баку по отношению к ЕС, то он не может не понимать того значения, которое играет Азербайджан при выстраивании энергетической стратегии Брюсселя, особенно в свете украинского кризиса.

В то же время сегодня ЕС осознает и все сложности, стоящие на пути членства стран «Восточного партнерства» в контексте его расширения. Такое понимание резко возрастает и в связи с проблемами, связанными с последствиями сирийского кризиса, приведшего к огромному числу беженцев из арабских стран, на пути их «поглощения» Брюсселем. Однако, невзирая на это, в то время, как нормативные ценности ЕС требуют от Азербайджана их соблюдения, стратегические интересы Брюсселя заставляют его закрыть глаза на отход от них.

В рамках визита Ф.Могерини в Закавказье Армения стала второй страной, которую посетила Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности. В ходе ее встреч с президентом Армении Сержем Саргсяном, министром иностранных дел Эдвардом Налбандяном, представителями парламентских фракций и гражданского общества обсуждались внутренние реформы, проведенные в этой стране за последнее время, развитие отношений между ЕС и Арменией, а также ситуация в регионе. При этом, похоже, что политика комплементарности Армении, которая в силу своего географического положения всегда будет вынуждена балансировать между интересами Москвы и амбициями Запада, не позволяет ЕС вывести эту страну за рамки своих интересов, равно как и игнорировать стремление Еревана к сотрудничеству с Брюсселем во всех сферах, представляющих взаимный интерес в рамках программы «Восточное партнерство» .

Понятно, что нагорно-карабахский конфликт не может оставаться неурегулированным целую вечность и рано или поздно эту проблему придется решать. Желание сдвинуть конфликт с «мертвой точки» испытывают обе противоборствующие стороны. Главными признаками этого является попеременное возобновление боевых действий с обеих сторон вкупе с появляющимися время от времени заявлениями со стороны официальных чиновников, как Азербайджана, так и Армении о необходимости его решения.

Вот почему, действуя в рамках «Трансатлантического партнерства» ЕС пытается распространить «зону своего влияния» на постсоветские страны, обновляя и усовершенствуя свой собственный европейский пакет для стран «Восточного партнерства». Для реализации этой цели ЕС выработал дорожную карту (A Democracy roadmap from Vilnius to Riga) , направленную на расширение сотрудничества со странами «Восточного партнерства», в которой впервые содержится намерение Брюсселя усилить роль ЕС в вопросе урегулирования затяжных конфликтов. Согласно заявления представителя главы дипломатии ЕС Майи Косьянчич , «нынешний статус-кво в нагорно-карабахском конфликте является неприемлемым и для ЕС, и его мирное урегулирование остается приоритетом». Однако пока это все – лишь декларации о намерениях, что и создает патовую ситуацию, которая не предполагает в сегодняшних условиях никакого прорыва в урегулировании конфликта. К тому же резкое противостояние между РФ и Западом свели на «нет» и без того скудные возможности для скоординированных действий со стороны посредников. Тем не менее, в настоящее время формат Минской группы ОБСЕ остается непреложным, а инициативы, связанные с расширением ее мандата и размещении в зоне конфликта постоянных подразделений, наделенных полномочиями фиксировать нарушения, сегодня активно обсуждаются.

«Обновленные мадридские принципы», содержащие много недочетов относительно проведения референдума о статусе Нагорного Карабаха, а также районов Азербайджана под контролем армянских сил и возвращение беженцев, могут стать отправной точкой по выходу из тупика. Не случайно, что, находясь в Ереване, Верховный представитель ЕС в который раз озвучила позицию Союза о том, что военного решения карабахского конфликта не существует и выступила в поддержку Мадридских принципов урегулирования конфликта и работы Минской группы ОБСЕ.

Таким образом, визит Федерики Могерини в две страны Закавказья – Азербайджан и Армению, сильно отстающих от третьей страны этого региона - Грузии - на пути их интеграции с ЕС, становится логическим продолжением политики «Восточное партнерство», особенно с учетом нарастающей конфронтации между двумя ключевыми игроками в регионе - РФ и Турцией, последствия которой могут выйти далеко за рамки этой политики.

Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем ИСКРАН

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net