Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Нефтяной контекст

28.11.2001 | Дмитрий Орлов

Нефтяной шантаж

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), традиционный партнер и союзник СССР и России на нефтяном рынке с начала 70-х годов, становится нашим главным экономическим соперником. Таков главный итог "недели гнева", до предела обострившей отношения арабских нефтяных шейхов и российских нефтяных баронов.

По словам вице-премьера Алексея Кудрина, российское правительство готово пересмотреть ориентиры, уже заложенные в бюджет-2002, и считать 14,5 долл. за баррель пессимистическим, а 18,5 долл. за баррель - оптимистическим уровнем нефтяных цен. Если вспомнить, что Государственная дума уже одобрила в двух чтениях бюджетный законопроект, основанный на оптимистической цене в 23,5 долл. за баррель и пессимистической - как раз в 18,5 долл., передел предстоит нешуточный. И тем не менее на фоне настоящей ценовой войны ОПЕК и российских властей он явно отходит на второй план. Эта война еще только началась, но цены на средиземноморскую нефть уже опускались до 17 долларов за баррель, а на российскую - до 15 долларов.

Венский базар

От внеочередной конференции ОПЕК в Вене 14 ноября ждали жесткого консолидированного решения о сокращении объемов добычи нефти. Однако организацию, как всегда, погубили публичные разногласия. Главный сюрприз преподнесли нефтяные министры Катара и Кувейта, предложившие вообще не сокращать поставки главного горючего на мировые рынки. Кувейтский министр Адель аль-Сабах потребовал, чтобы экспорт сокращала Россия, а его коллега из Катара Абдалла бин Хамад аль-Аттыйя апеллировал к Норвегии, Мексике и Казахстану. По его мнению, они должны были последовать примеру России и объявить хотя бы о символическом, но сокращении экспорта. Амер Мохаммед Рашид, министр нефти Ирака, настаивал, чтобы картель сократил поставки минимум на 1,5 млн. баррелей. Это выглядело вполне объяснимо: доля Ирака на мировом нефтяном рынке ограничена масштабами программы "Нефть в обмен на продовольствие", и поэтому страна заинтересована в максимально высоких ценах.

Шейх Али Аль-Наими, нефтяной министр Саудовской Аравии, предложил компромиссный вариант: сократить экспорт на 1,5 млн. баррелей в день, но полмиллиона баррелей из них должны были взять на себя независимые нефтеэкспортеры: Мексика, Норвегия и Россия. Именно после этого "примирительного" заявления и рухнул менее чем до 17 долл. за баррель нефтяной рынок.

Формальную ценовую войну независимым нефтеэкпортерам объявил генеральный секретарь картеля Али Родригес. "У ОПЕК не существует нижней отметки цен", -- прямо заявил он. Эта угроза прозвучала сразу после заявления премьера Касьянова о невозможности сокращения Россией добычи более чем на уже обозначенные 30 тыс. баррелей в сутки. Окончательная позиция ОПЕК такова: организация ни при каких обстоятельствах не будет сокращать нефтепоставки, пока не входящие в картель страны не снизят свой экспорт в общей сложности минимум на 500 тыс. баррелей в сутки.

Чтобы заставить независимых нефтеэкспортеров сократить поставки, ОПЕК, очевидно, готова обрушить цены даже ниже уровня в 10 долларов за баррель. То есть повторить ситуацию трагического 1998 года.

Первой не выдержала Мексика. Министр нефтяной промышленности этой страны Эрнесто Мартенс заявил, что Мексика уменьшит свою нефтедобычу на 100 тыс. баррелей в день. Но с условием, что на сокращение пойдут также Россия и Норвегия. Министр нефти и энергетики Норвегии Эйнар Стеенснес неожиданно заявил, что Норвегия также может пойти на сокращение нефтедобычи. И решение о сокращении будет зависеть только от позиции России.

Стоит ли сокращать?

ОПЕК требует от России добровольного сокращения нефтедобычи максимум на 300 тыс. баррелей в день. Сколько может составить вынужденное сокращение в случае кризиса, аналогичного рекордному ценовому спаду 1998 года, спровоцированному Венесуэлой, сегодня вряд ли кто-нибудь возьмется предсказать.

После уже прозвучавшего жесткого отказа премьера Касьянова от требований картеля решение о сокращении экспорта может быть только политическим. И оно будет означать отказ, хотя бы временный, от развития новых перспективных направлений нефтяного экспорта. В конце 2001 года должна вступить в строй Балтийская трубопроводная система (БТС), значительно увеличивающая нефтеэкспортный потенциал России. В ее сооружение вложены немалые средства, в том числе и бюджетные. Встанет вопрос о консервации других проектов, например, ориентированного на адриатическое побережье Хорватии нефтепровода "Дружба-Адрия". Но принесут ли эти решения необходимый эффект - стабилизацию нефтяных цен у отметки 20 долл. за баррель?

По данным влиятельного International Energy Agency (IEA), спрос на нефть сократился сегодня до самой низкой отметки с середины 1980-х годов. В третьем квартале 2001 года его падение в среднем составило 750 тысяч баррелей в день. Аналитики агентства полагают, что такое сокращение спроса продлится до середины 2002 года. При этом в долгосрочной перспективе сокращение квот стран ОПЕК лишь уменьшает влияние картеля на мировой рынок.

Как это происходит? В прошлом году суммарный объем добычи странами ОПЕК составлял 40% общемирового. В октябре, как считает The Financial Times, он сократился до 34%. Это неудивительно: с июля 1998 года ОПЕК пять раз официально приводила в действие механизм коррекции нефтяных цен (июль 1998, апрель 1999, февраль, апрель и сентябрь 2001). Уменьшая поставки, ОПЕК уступает свою нишу на рынке независимым экспортерам. Однако производственные мощности стран ОПЕК -- около 5 млн баррелей в день - вынужденно простаивают, а квоты - не соблюдаются. Так, в октябре члены ОПЕК превысили квотные ограничения на 920 тысяч баррелей в день.

В 1999 году Мексика, Россия и Норвегия сократили поставки нефти, что привело к значительному росту цен. Два года назад Россия была вынуждена уменьшить экспорт примерно на 7% (около 400 тыс. баррелей в сутки) и смогла восстановить уровень 1998-го года лишь недавно. Картель поддержали и крупнейшие компании-нефтедобытчики, сократившие капиталовложения. Однако на этот раз повторить сценарий двухлетней давности, скорее всего, не получится.

Спокойный Запад

США и страны Западной Европы не слишком нервно реагировали в 2000 году даже на цену барреля нефти, равную 30 долларам. Всему виной радикально возросшие запасы. В 1973-м, когда эмбарго ОПЕК продолжалось более 5 месяцев, а суточный дефицит притока нефти на рынок колебался от 2,2 млн до 4,5 млн баррелей, стратегические резервы государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, могли обеспечить потребление в течение 70 дней. И это были частные запасы.

Стратегический резерв-2001 способен обеспечить Запад нефтью целых 85 дней, причем 28 из них будут "работать" запасы, накопленные правительствами, а не частным бизнесом. К тому же резервы продолжают расти. Принятое на прошлой неделе решение президента Буша увеличить американские запасы с 540 млн до 700 млн баррелей свидетельствует об этом со всей определенностью.

Как считают аналитики Oil & Gas Journal, удар по возможным эмбарго нанесло и изменение системы международной торговли нефтью. В 70-е годы ситуацию на рынке определяли несколько крупнейших корпораций ("семь сестер") с присущими олигополии долговременными контрактами и ценами. Теперь же на рынке царит система spot.

В отличие от газа и электроэнергии, цены на нефть не являются ни долгосрочными, ни фиксируемыми на определенный промежуток времени. ОПЕК лишь регулирует объемы добычи и прогнозирует общий уровень цен, а сделки на нефтяном рынке заключаются фактически бесконтрольно. Фактически это единовременные свободные соглашения нефтяных брокеров. Такие сделки в значительной степени случайны, и поэтому цены подвержены серьезным колебаниям. Эти условия существования делают нефтяной рынок настоящим раем для спекулянтов.

ОПЕК против неприсоединившихся

Спекулянты играют на понижение, и нервы у членов ОПЕК не выдерживают. Они тоже хотят играть свою игру, что ярко показали заявления участников саммита 14 ноября.

Как полагает, например, Администрация нефтяной информации Министерства энергетики США (EIA), ряд членов ОПЕК потребуют теперь увеличения экспортных квот. Если верить весьма пессимистическому предсказанию катарского министра нефти, солидарной позиции приходит конец. Начнется всеобщая ценовая война, участники которой будут руководствоваться отнюдь не принципом поддержания цен на стабильном уровне, а банальным наращиванием объемов экспорта.

Оживление мировой экономики должно увеличить во второй половине 2002 года спрос на нефть - по оптимистическим оценкам, примерно на 800 тысяч баррелей в день. А добыча независимых экспортеров возрастет уже в следующем году по крайней мере на 1,1 млн. баррелей в день, и рост прогнозируемого спроса будет превышен на 300 тысяч баррелей. Государства ОПЕК, по прогнозу американской аналитической группы FACTS Inc., смогут к 2005 году увеличить добычу примерно на 2,5 млн баррелей в сутки по сравнению с 2000 годом. Это будет их ответ независимым нефтеэкспортерам, прежде всего России.

Ведь по оценке EIA, начиная с 2002 года прирост добычи нефти в странах, не входящих в ОПЕК, полностью покроет (а через пару лет - и значительно перекроет) мировой прирост спроса. И спрос будет прежде всего европейским. ОПЕК в этих условиях остается только угрожать - и отнюдь не Западу, как в 1973-м. Картель устами президента Венесуэлы Уго Чавеса именно это и делает: если Россия, Мексика и Норвегия откажутся сотрудничать с ОПЕК, то ценовая война, убеждает он, может привести к их падению до уровня 5 долл. за баррель. Чавес явно блефует. Но выдержат ли неприсоединившиеся?

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net