Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.01.2006 | Татьяна Становая
ТАЙНА ПОДПИСАНИЯ ЗАКОНА ОБ НКО
Вчера «Российская газета» неожиданно опубликовала федеральный закон, ужесточающий порядок деятельности на территории России некоммерческих организаций (НКО). При этом информация о факте подписания закона, состоявшегося 10 января, на официальном президентском сайте отсутствовала, что является большой редкостью, если не исключительным случаем. Получалось, что президент захотел скрыть факт подписания закона, дабы избежать повода для критики. Многие наблюдателя связали это с визитом в Москву канцлера ФРГ Ангелы Меркель: якобы именно из-за того, чтобы не «раздражать» ее скандальным законным, было и принято решение о «тайном» подписании. Но, видимо, эта версия не совсем корректна.
Напомним, что в конце прошлого года парламент одобрил федеральный закон, который значительно ужесточает контроль государства над деятельностью НКО. Сначала главной причиной этого президент называл недопустимость финансирования политической деятельности в России со стороны иностранных НКО. Для того чтобы предупредить такие возможности, предполагалось лишить иностранные НКО права регистрировать свои филиалы и обязать их работать в России только в виде российского юридического лица, что значительно упрощает формы контроля. Однако после поднятия бури протестов на Западе, а также открытого протеста против закона со стороны Общественной палаты, отношение к проблеме контроля НКО было смягчено. К политической мотивации добавились другие: борьба с терроризмом и отмыванием финансовых средств, добытых незаконным путем. В проект закона были внесены поправки, которые разрешали деятельность иностранных НКО без получения статуса российского юридического лица (правда, в отношении российских НКО правила оставались жесткими). Зато теперь все физические и юридические лица обязаны извещать органы власти о получении ими иностранных денег. А все НКО должны отчитываться о том, какие деньги они получают и на какие цели собираются их тратить.
Закон в обновленном виде остался предметом раздражения на Западе. В России многим было очевидно, что после президентской коррекции Владимир Путин не может наложить на него вето. Однако на Западе очень часто в СМИ можно было встретить упование на российского президента, который может сказать последнее слово и не подписать закон. В западных СМИ даже наблюдалась интрига, подпишет президент России или нет этот скандальный закон.
Тем не менее, было бы наивно полагать, что лидеры западных стран верили в наличие этой интриги. Безусловно, если бы президент обнародовал информацию о подписании закона 10 января, появился бы информационный повод для критики и президента и закона об НКО. Однако вряд ли бы это изменило атмосферу визита канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Москву. Было бы наивно полагать, что журналисты в отсутствие информационного повода забудут о своих вопросах к российским властям по поводу ужесточения формата работы НКО в России. И вопросы действительно были заданы.
Так же наивно было бы полагать, что Меркель не будет интересоваться судьбой НКО во время встречи с Владимиром Путиным. Как она заявила по итогам встречи, отвечая на соответствующие вопрос журналиста, «мы обсуждали тему закона о неправительственных организациях, говорили о том, что он вызвал много возражений и что часть из них была учтена в процессе его разработки. Я акцентировала внимание на том, что мы будем очень внимательно следить за его применением, с тем чтобы неправительственные организации и впредь имели возможность осуществлять свою деятельность. После этой встречи я еще буду обсуждать данный вопрос в резиденции посла с представителями общественности, после чего станет ясно, вернемся ли мы к обсуждению этой темы в будущем». Как видно из ее слов, она говорила о законе как о деле уже решенном. Более того, ее ответ был очень сдержанным.
Однако если получается, что нежелание администрации президента публиковать информацию о подписании закона 10 января не связано с визитом Ангелы Меркель, то возникает вопрос: почему же тогда информация не была опубликована?
Произошла очень интересная вещь. Сейчас в России все обсуждают вовсе не сам факт подписания президентом закона и не сам закон с его недостатками, которые дают повод для критики. Никто не звонит правозащитникам и не спрашивает: как вы оцениваете вступление в силу закона и какие последствия это принесет? Все думают только об одном: почему президент не опубликовал информацию о подписании закона? Произошло деформация информационного повода и смена интриги. Акценты смещаются с самого закона на загадочное отсутствие соответствующей информации на президентском сайте.
Ссылки по теме:
Законопроект об НКО: между Западом и «оранжевой» угрозой
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.